Постановление Правительства Москвы от 30 июня 2009 г. N 619-ПП "О Концепции среднесрочной городской целевой программы работ по развитию единого геоинформационного пространства города Москвы на 2010-2012 годы" стр. 3

Главными факторами, определяющими необходимость развития данного направления, являются:
- увеличение числа задач, требующих использования открытых пространственных данных;
- распространение и постоянный рост потребности в использовании геоинформационных технологий и условий для оперативного доступа к открытым пространственным данным и метаданным;
- постоянное развитие информационных технологий, в том числе с использованием сети Интернет.
В настоящий момент доступ к сайту имеют только специализированные пользователи (органы исполнительной власти, городские службы и организации). Доступность к открытой пространственной информации является необходимым условием предоставления безвозмездных услуг обычным (непрофессиональным) пользователям - жителям города Москвы в рамках реализации политики развития единого геоинформационного пространства.
Проблемы нормативного правового обеспечения.
Основными проблемами, которые необходимо решать в области нормативного правового обеспечения являются:
- разработка проектов нормативных правовых актов города Москвы по приведению действующих правил и норм в области картографии и связанных с ней областей деятельности в соответствие с нормативными правовыми актами федерального уровня;
- разработка, совершенствование нормативных правовых актов отраслевого уровня (использование пространственных данных для градостроительных целей, использование базы пространственных данных города Москвы в кадастровом учете, использование пространственных данных в целях управления и развития транспортной и инженерной инфраструктуры и т.п. );
- разработка, совершенствование нормативных актов уровня специализированных предприятий, подведомственных органам исполнительной власти города Москвы (совершенствование Положения о Геофонде города Москвы, регламент получения, использования и предоставления пространственной информации на территорию города Москвы, по исключительным правам на результаты интеллектуальной деятельности в области пространственной информации и т.п. ).
Кроме того, необходимо разрабатывать нормативную документацию на новые виды пространственных данных. Важным моментом является разработка Стандартов представления пространственных данных в трехмерном виде. Это позволит городским пользователям подготовить свои автоматизированные системы к восприятию данного ресурса. А также приведение некоторых распорядительных актов в соответствие с требованиями современных условий создания и использования пространственной информации. Например, исполнительная топографическая съемка, предусмотренная п. 3 постановления Правительства Москвы от 29 сентября 1992 г. N 815 "О муниципальной геолого-геодезической службе г. Москвы", а также постановлением Правительства Москвы от 7 июля 1998 г. N 541 "Об обеспечении порядка проведения и оформления исполнительной топографической съемки", до настоящего времени не выполняется в полной мере.
В качестве совершенствования нормативной базы необходимо для обеспечения постоянного или длительного хранения данных единого геоинформационного пространства привести в соответствие Положение о Геофонде города Москвы. Для этого необходимо разработать регламент сдачи и приемки исполнительных чертежей по подземным коммуникациям в Геофонд города Москвы с учетом их перевода в электронный вид.
Проблемы по кадровому и научно-информационному обеспечению.
Вопросы создания и развития единого геоинформационного пространства города Москвы не могут быть решены без подготовки квалифицированных кадров в области технологий геоинформационных систем для геодезии, геологии и картографии. В настоящее время профильные ВУЗы города Москвы не обеспечивают необходимое количество специалистов по специализациям, связанным с современными геоинформационными технологиями.
Развитие инновационной и научной деятельности в области создания и развития единого геоинформационного пространства города Москвы в современных условиях может быть эффективным лишь при наличии тесного взаимодействия научно-исследовательских организаций, ВУЗов, проектно-строительных организаций города Москвы, с учетом передовых достижений российских и зарубежных компаний в этой сфере деятельности.
Информационное обеспечение в области создания и развития пространственных данных представляется достаточным количеством изданий и интернет-ресурсов. Однако, для повышения эффективности информационного обеспечения необходимо организовать отдельное периодическое издание с публикацией соответствующей информации в сети Интернет по тематике единого геоинформационного пространства города Москвы.
В качестве решения проблемы кадрового обеспечения единого геоинформационного пространства города Москвы необходимо разработать соответствующие дополнительные образовательные программы для студентов профильных специальностей, организовать процесс повышения квалификации и переподготовки специалистов, а также целевые учебные курсы, в том числе проведение учебных семинаров с представителями органов исполнительной власти города Москвы и заинтересованными организациями.
Для решения проблемы научно-информационного обеспечения в области развития единого геоинформационного пространства города Москвы необходимо реализовать комплекс мероприятий по подготовке справочной и учебно-методической литературы, размещению информации в специализированных изданиях, мониторингу инновационных разработок и передовых достижений в сфере геоинформационных технологий, созданию информационного банка по профессиональной переподготовке, повышению квалификации, нормативно-правовой базе, учебной литературе и методической документации в области пространственных данных.
Проблемы технологического и технического обеспечения.
Техническое и технологическое обеспечение непосредственно влияют на качество формирования, использования и оказания услуг на основе пространственных данных, сроки подготовки требуемой информации, принятие решений, а также перспективное развитие. Проблемы, которые необходимо решить для обеспечения развития единого геоинформационного пространства должны быть направлены на разработку и совершенствование технологий создания и ведения пространственного (геоинформационного) обеспечения, а также приобретение необходимых технических (современных, отвечающих поставленным задачам) средств.
Основными целями Программы являются:
- обеспечение деятельности органов исполнительной власти и городских организаций, создание и развитие необходимой для этого единой геоинформационной инфраструктуры;
- повышение качества государственного управления, государственных и иных услуг, предоставляемых городским организациям, населению и бизнесу;
- создание условий более эффективного использования пространственных данных через расширение сферы оказания информационных услуг;
- повышение уровня межведомственного информационного взаимодействия и обеспечение доступа к базам данных городских систем в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Москвы от 30 октября 2007 г. N 945-ПП "Об организации межведомственного информационного взаимодействия и обеспечения доступа к базам данных городских систем";
- обеспечение координации деятельности различных городских служб с участием Главного управления МЧС России по г. Москве с целью упреждения и ликвидации негативных техногенных и природных процессов, обеспечение безопасности отдельных объектов, повышение безопасности города в целом;
- создание наиболее благоприятных условий устойчивого развития города Москвы и его жизнедеятельности.
Решение комплекса проблем, на которые направлена Программа, напрямую связано с повышением эффективности использования имеющихся пространственных данных, а также с созданием новых данных, потребность в которых постоянно нарастает (таких, как трехмерные геопространственные данные, включая данные о подземном пространстве города Москвы, данные о геологическом строении городской территории, данные о наземном и надземном пространстве).
Принятие Программы можно охарактеризовать как начало следующего этапа информационного обеспечения единого геоинформационного пространства города Москвы и переход на качественно новый уровень информационного развития и представления пространственных данных.
Этот переход можно обозначить как переход от экстенсивного к интенсивному этапу, в котором на первый план выходят вопросы эффективного, комплексного использования пространственной информации для повышения эффективности городского управления, предоставления государственных и иных услуг, повышения их доступности и качества.
Важным моментом является взаимодействие города, как субъекта Федерации, с другими субъектами Федерации и уполномоченными ими структурами по информационному обмену и оказанию информационных услуг, а также координации совместных решений при исполнении распорядительных актов Российской Федерации.
Принципы и условия, необходимые для формирования и использования этой Программы, были апробированы в ходе создания и ведения информационных ресурсов ЕГКО, ОБДДЗ и ОГС города Москвы, а также при разработке трехмерных моделей отдельных территорий города на основе ЕГКО и ОБДДЗ города Москвы в опытно-промышленном режиме.
Реализация предложенных Программой целей станет существенным вкладом в решение задач социально-экономического развития города Москвы.

4. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом

Создание единого геоинформационного пространства города Москвы на протяжении последних лет осуществлялось за счет создания и поддержания в актуальном состоянии пространственных данных в рамках выполнения различных городских программ.
Эффективное решение обозначенных в настоящей Концепции проблем, которые имеют межотраслевой системный характер, может осуществляться на основе непосредственной увязки целей Программы.
Использование программно-целевого метода позволит:
- повысить эффективность при принятии управленческих решений и контроле их исполнения;
- стимулировать инвестиции в создание и ведение пространственных данных и оказание связанных с ними информационных услуг;
- оптимизировать процессы планирования и ведения новых информационных ресурсов, развития информационных технологий, решения управленческих и других городских задач, оптимизировать процессы проектирования;
- повысить безопасность города в целом;
- проводить единую техническую политику при решении задач с использованием единого геоинформационного пространства для социально-экономического развития города;
- повысить бюджетную эффективность расходов за счет:
а) исключения дублирования работ при создании и использовании информационных ресурсов города;
б) внедрения в процессы планирования и управления городским хозяйством новых информационных технологий, а также широкого применения комплексной пространственной информации;
в) обеспечения взаимодействия действующих и создаваемых городских информационных систем для эффективного решения задач городского управления на основе геоинформационных технологий;
г) повышения уровня взаимодействия органов власти и городских организаций между собой, а также с потребителями государственных и иных услуг, населением и предприятиями города Москвы;
д) сокращения эксплуатационных затрат в результате использования единого информационного обеспечения;
- обеспечить решение интеграционных, межведомственных задач, создание и развитие межведомственных информационных систем и баз данных, в том числе для обеспечения информационной безопасности, ведения городских кадастров, тематического картографирования территории города Москвы, обеспечения интеграции с информационными системами федерального уровня;
- определить конкретные цели дальнейшего геоинформационного и информационного развития в интересах ведения городского хозяйства и предоставления государственных и иных услуг органам власти, службам, городским организациям, населению, бизнесу и обеспечить условия их достижения;