Информационное сообщение ЦБР от 22 октября 2008 г."Ответы и разъяснения по некоторым вопросам, связанным с ведением бухгалтерского учета и составлением финансовой отчетности" стр. 3

Ответ. Учет ценных бумаг, полученных в доверительное управление и приобретенных в его процессе, осуществляется по текущей (справедливой) стоимости, в соответствии с Положением N 302-П.
В случае невозможности надежного определения текущей (справедливой) стоимости ценные бумаги, полученные в доверительное управление, учитываются по определенной в договоре цене, а приобретенные в процессе доверительного управления - по цене приобретения.
В соответствии с требованиями к деятельности по управлению ценными бумагами помимо условий, требуемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, управляющий и учредитель управления должны письменно согласовать методику оценки стоимости объектов доверительного управления при приеме их от учредителя управления, а также при указании их оценочной стоимости в отчете о деятельности управляющего по управлению ценными бумагами (пункт 2.15.8. приказа ФСФР РФ от 03.04.2007 N 07-37/пз-н "Об утверждении порядка осуществления деятельности по управлению ценными бумагами").
Кроме этого управляющий обязан использовать единую для всех учредителей управления методику оценки стоимости объектов доверительного управления при указании их оценочной стоимости в отчете о деятельности управляющего по управлению ценными бумагами.
При этом оценочная стоимость ценных бумаг, находящихся в доверительном управлении, должна признаваться равной их рыночным ценам, сложившимся на торгах организаторов торговли на момент такой оценки, а в случае отсутствия информации об их рыночных ценах - в соответствии с методикой, согласованной учредителем управления и управляющим.
Если на момент осуществления оценки ценной бумаги, находящейся в доверительном управлении, информация о ее рыночных ценах раскрывается несколькими организаторами торговли, управляющий должен производить денежную оценку такой ценной бумаги по наименьшей из раскрываемых рыночных цен, в случае если иное не предусмотрено договором доверительного управления.
Департамент бухгалтерского учета и отчетности в ответах и разъяснениях по некоторым вопросам, связанным с изменением порядка бухгалтерского учета вложений в ценные бумаги и операций с ценными бумагами в связи с переходом кредитных организаций на учет доходов и расходов по методу "начислений", размещенных на сайте Банка России 29 декабря 2006 года отвечал на вопрос об определении текущей (справедливой) стоимости ценных бумаг.
Ценная бумага считается котируемой на активном рынке, если информацию о ценовых котировках можно оперативно и регулярно получать от биржи, дилера, брокера, отраслевой группы, ценовой службы или регулирующего органа, и эти цены отражают фактические и регулярные рыночные сделки, совершаемые независимыми участниками рынка. Наличие опубликованных ценовых котировок активного рынка является наилучшим показателем для определения справедливой стоимости ценной бумаги, и когда такие котировки имеются в наличии, именно они используются для оценки.
Соответствующей рыночной котировкой для имеющейся ценной бумаги обычно считается текущая цена спроса, а для приобретаемой ценной бумаги - текущая цена предложения. В случае отсутствия информации о цене спроса и предложения основой для определения текущей (справедливой) стоимости может служить цена самой последней сделки, при условии, что с момента ее проведения и до отчетной даты не произошло существенных изменений экономических условий.
Вопрос 15. "За последние 10 лет стандарты бухгалтерского учета серьезным, если не сказать кардинальным образом менялись дважды (205-П, 302-П). Данные изменения потребовали значительных инвестиций в разработку ПО банков, ее отладку, переучку операционного персонала. Все это не могло не сказаться на изменении стоимости услуг для клиентов коммерческих банков. Предполагалось, что изменения приведут к внедрению МСФО в банках. Тем не менее, настоящие банковские правила учета все еще далеки от МСФО - можно не упоминать в свете текущих событий.
Существует ли программа развития бухучета в банках с тем, чтобы банки могли знать о новых редакциях бухгалтерских правил и могли планировать свои издержки соответственно?
Какое количество изменений в бухгалтерских правилах ожидается?
Существуют ли планы гармонизации банковского учета со стандартами Минфина России?"
Ответ. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренная Приказом Минфина Российской Федерации от 1 июля 2004 года N 180, предусматривает, что изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в частности переход на МСФО, должны происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти.
В рамках реализации вышеуказанной Концепции Банком России проведен анализ принципов международных стандартов, полноты их применения в принципах бухгалтерского учета, заложенных в положениях Банка России по ведению бухгалтерского учета в банковской системе.
Результаты анализа, проведенного Банком России, положены в основу изменений ранее действующих норм по бухгалтерскому учету, нашедших свое отражение в Положении N 302-П. Указанным нормативным актом введен принцип учета доходов и расходов по методу начисления, классификация ценных бумаг в кредитных организациях приведена в соответствие с МСФО (IAS) 39 "Финансовые инструменты - признание и оценка", установлен порядок оценки и отражения в бухгалтерском учете операций с ценными бумагами по текущей (справедливой) стоимости либо путем создания резервов на возможные потери и отражения доходов и расходов в зависимости от классификации ценных бумаг на счетах доходов или расходов и капитала.
Дальнейшее сближение российских правил бухгалтерского учета в банковской системе с международными принципами ведения бухгалтерского учета предусматривает рассмотрение вопросов учета амортизированной стоимости финансовых активов и обязательств с использованием метода эффективной ставки процента, производных финансовых инструментов, векселей, ссуд и дебиторской задолженности, резервов, обесценения активов, операций с нематериальными активами, инвестиционной недвижимостью и ряда других.
Департаментом бухгалтерского учета и отчетности разработан план мероприятий по дальнейшему сближению российских правил бухгалтерского учета в банковской системе с Международными стандартами финансовой отчетности на 2008 и последующие годы. В указанном плане мероприятий в качестве очередных задач предусмотрено:
- рассмотрение целесообразности и необходимости внесения, с учетом законодательства Российской Федерации, изменений в нормативные акты Банка России о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях по отражению нематериальных активов, производных инструментов, убытков от обесценения активов;
- анализ возможности применения международных стандартов в банковской системе Российской Федерации по отражению в бухгалтерском учете финансовых инструментов по амортизированной стоимости с учетом эффективной ставки процента, операций по отложенному налогообложению на базе МСФО (IAS) 12 "Налоги на прибыль", операций с инвестиционной недвижимостью.
Внедрение принципов МСФО при ведении бухгалтерского учета по операциям, не являющимися банковскими, должно быть регламентировано нормативными актами и методическими рекомендациями Минфина России.
Вопрос 16. "Ведется ли разработка программы Банка России для приема отчетности по МСФО в электронном виде?"
Ответ. Разработка универсальной программы для приема и обработки отчетности по МСФО в электронном виде в настоящее время не представляется возможной.
Совет по МСФО периодически выпускает новые стандарты финансовой отчетности и их интерпретации и вносит изменения в действующие. В связи с этим Банк России разрабатывает Методические рекомендации "О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности", которые содержат примерные формы раскрытия информации. Они носят рекомендательный характер и выпускаются для оказания помощи кредитным организациям в подготовке финансовой отчетности по МСФО.
Примерные формы, входящие в состав финансовой отчетности в соответствии с МСФО, могут быть изменены кредитной организацией для обеспечения наилучшего отражения в финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с МСФО, структуры и специфики операций кредитной организации, объема совершаемых операций, не нарушая при этом требований МСФО, например, путем:
- введения дополнительных статей финансовой отчетности по операциям, размер и характер которых, исходя из принципа существенности, таков, что их отдельное представление в финансовой отчетности повысит прозрачность и качество информации, представленной в данной финансовой отчетности, а также будет способствовать адекватному восприятию финансовой отчетности пользователями;
- исключения либо объединения отдельных статей финансовой отчетности кредитной организации вследствие отсутствия либо несущественности объемов отдельных операций для обеспечения адекватного восприятия финансовой отчетности пользователями.
Вопрос 17. "Планируется ли разработка Указания Банка России "О порядке составления и представления кредитными организациями финансовой отчетности" (а не методических рекомендаций), которое будет носить обязательный характер?"
Ответ. Работа по составлению финансовой отчетности проводится в увязке с подготовкой нового Федерального закона "О бухгалтерском учете", в котором должны быть определены стандарты, используемые для ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.