Постановление Правительства Москвы от 8 июля 2003 г. N 516-ПП "О Концепции городской транспортной политики в сфере грузовых автомобильных перевозок на период до 2010 года" стр. 4

В основе формирования парка грузовых автомобилей оказались малые, средние, частные предприятия и индивидуальные владельцы, занятые, главным образом, в сфере торговли, обслуживания рынков, службы быта для населения.
Ниже приведены перспективы роста производства грузовых автомобилей в России.
(тыс.шт.)
NN
Заводы
2000 г.
2005 г.
2010 г.
1ВАЗ-Интер-Сервис
2,6
3,0
3,0
2Лада-Тул
10,1
3,0
3,0
3Ижмаш-Авто
14,3
15,0
20,0
4Москвич
0,1
2,0
10,0
5УАЗ
22,7
20,0
21,0
6ГАЗ
93,8
118,0
158,0
7ЗИЛ
20,5
33,0
61,0
8УралАЗ
8,5
9,0
10,0
9Ивеко-УралАЗ
-
1,0
1,7
10КАМАЗ
23,3
27,7
43,3
11МАЗ (Беларусь)
15,0
16,0
21,0
Таким образом, увеличение выпуска автомобилей в России в 2005 г. по сравнению с 2000 г. планируется на 41,4 тыс. ед. или на 21,9%. Программой предусматривается существенное увеличение производства грузовых автомобилей на АМО "ЗИЛ" - на 12,5 тыс. ед. или на 61%.
Возможно увеличение количества малотоннажных автомобилей, вытесняющих с рынка транспортных услуг среднетоннажные автомобили грузоподъемностью 4-6 тонн (модели ЗИЛ, ГАЗ).
Существенные изменения произошли в модельном ряду автомобилей. Ниже приведен модельный ряд малотоннажных грузовых автомобилей, которые пользуются наибольшим спросом на рынке транспортных услуг.
Модель
Грузо-подъем. кг
Двигатель
Соответствие экологич. нормативам
Тип кузова
ГАЗ-3302 (Газель)1500ЭМЗ-4062.10 120 л.с. бензин.Евро-2Бортовой, платформа металлическая с откидными боковыми и задним бортами, с дугами и тентом.
ГАЗ-2705 (Газель)1350ЭМЗ-4062.10 120 л.с. бензин.Евро-2Фургон с цельнометаллическим кузовомОбъем кузова - 9 кбм
ЗИЛ-5301 ПО (Бычок)2500Д-245. 12сММЗ 108 л.с. дизельЕвро-2Термокузов для перевозки скоропортящихся товаровОбъем кузова- 16,3 кбм.
ГАЗ-2752 (Соболь)700ЭМЗ-4062.10 120 л.с. или ГАЗ-560 95 л.с. дизельЕвро-2Фургон с цельнометаллическим кузовомОбъем кузова - 6,9 кбм.
Лада Самара Челнок500ВАЗ-2111 70 л.с. бензин.Евро-2Фургон на базе ВАЗ-2108.Объем грузового отсека - 2,2 кбм.
Данные автомобили имеют современный дизайн, маневренность, соответствие экологическим требованиям, легкость обслуживания, преимущества при выполнении погрузочно-разгрузочных работ из-за малой погрузочной высоты. Надежную сохранность груза, оптимальные размеры и грузоподъемность, сочетают в себе комфорт и функциональность городского автомобиля.
Существенные изменения произошли в модельном ряду автомобильных самосвалов.
По сравнению с ранее выпускаемыми автосамосвалами (КАМАЗ-5511, МАЗ-5551) последние имеют улучшенные технические и эксплуатационные характеристики: по мощности, грузоподъемности, большому объему кузова, ресурсу, удельному расходу топлива. Конструкция кузовов позволяет более надежно укрывать строительные грузы, склонные к распыливанию.
Автомобили имеют просторные кабины с большой площадью остекления и обзорности, все необходимое для удобства работы водителя.

Модельный ряд автосамосвалов

Модель
Двигатель (все дизельные)
Экологические нормативы
Грузо-подъем. Кг
Самосвальная платформа
КАМАЗ-6520 (6x4)740.51-320 320 л.с.Евро-220000Объем платформы - 12 кбм. Угол подъема - 50°.
КАМАЗ-6540 (8x4)740.13-260 260 л.с.Евро-218500Объем платформы - 11 кбм. Угол падения - 55°.
МАЗ-651705-231 (6x6)ЯМЗ-238ДЕ2 330 л.с.Евро-219000Объем платформы - 10,5 кбм. Угол подъема - 50°.
МАЗ-65018 8561100 автопоезд самосвальныйЯМЗ-7511.10 400 л.с.Евро-225000Объем платформы - 13,3 кбм. Трехсторонняя разгрузка.
МЗКТ-65151 (8x4)ЯМЗ-7511.10 400 л.с.Евро-220000Объем платформы - 12, 16,5# кбм. Угол подъема - 50°.
Урал-Ивеко 6329 (6x4) или (6x6)Ивеко 8210 370 л.с.Евро-220000Объем платформы - 12-14 кбм. Угол подъема - 50°.
В течение ряда лет автопромышленность пыталась, но не смогла предложить на транспортный рынок современный, надежный, мощный и экономичный автомобиль-тягач для обеспечения международных и междугородних перевозок.
Однако за последние 2 года автопромышленность предложила на рынок следующие модели автомобилей-тягачей:
Модель
Двигатель (все дизельные)
Экологические нормативы
Нагрузка на седло, кг
Допустимая полная масса буксируемого полуприцепа, кг
Полная масса автопоезда, Кг
КАМАЗ-6460 (6x4)740.50-260 260 л.с.Евро-2170003700046000
МАЗ-МАН 543268 (4x2)МАН Д2866 LF31 410 л.с.Евро-2112003280044000
МАЗ 544008 (4x2)ЯМЗ-75,11 400 л.с.Евро-2105503600044000
МАЗ 544020 (4x2)МАН 400 л.с.Евро-2105503640044000
Урал-Ивеко 63291 (4x2)Ивеко-8201 370 л.с.Евро-2110003700044000
Предлагаемые конструкции автомобилей-тягачей отвечают требованиям действующих отечественных и зарубежных стандартов, имеют высокие технические и эксплуатационные параметры по сравнению со своими предшественниками: мощность, допустимую нагрузку на седельно-сцепное устройство, полную массу автопоезда.
Дизельные двигатели отвечают современным показателям экологичности, в зависимости от спроса могут поставляться в различной комплектации.
Кабины тягачей имеют повышенную комфортность с улучшенным интерьером и удобствами управления автопоездом.
Понимая важность переориентации в производстве отечественных легковых, грузовых автомобилей и автобусов, Правительством Российской Федерации принята долгосрочная программа развития отрасли до 2010 г., которая предусматривает увеличение выпуска грузовых автомобилей с учетом их потенциального спроса.
Однако на сегодня, автомобильной промышленностью отдельные важные вопросы пока не решаются: затягиваются работы по оптимизации рабочих процессов бензиновых двигателей на соответствие их нормам Евро-2, автомобили не оснащаются нейтрализаторами отработавших газов и сажевыми фильтрами (эта работа ведется только в условиях автотранспортного комплекса), отсутствует чисто газовый двигатель, который по экологическим параметрам соответствует Евро-4, а может быть и выше, о чем свидетельствуют результаты экспериментальных работ на базе ЗИЛ-5301 "Бычок" в условиях автокомбината N 41 с участием ученых из ВНИИГаза и др.
Таким образом, перед автомобильным транспортом города помимо задач, связанных с совершенствованием структуры парка подвижного состава по маркам и моделям, стоит проблема ужесточений требований к автомобильной промышленности по выпуску автомобилей, отвечающих требованиям Евро-3, Евро-4.

2.11. Влияние грузового автомобильного транспорта на экологическое положение в городе

По данным ГИБДД парк грузовых автомобилей Москвы на 1 января 2002 г. составляет 224,6 тыс. ед., из них свыше 35% парка со сроком эксплуатации более 8 лет, что обуславливает от 10 до 20% величины всех вредных выбросов в окружающую сферу.
По экологическим характеристикам 90% парка соответствует уровню Евро-0, Евро-1.

Экологический ущерб от автотранспорта Москвы:

Суммарные выбросы от всех загрязняющих источников %
В том числе автомобильного транспорта, %
Суммарные выбросы по видам автомобильного транспорта, %
Всего
В том числе:
от легковых перевозок
от грузовых перевозок
от автобусных перевозок
100
85
100
60
26,5
13,5
Годовые суммарные выбросы от грузового парка автомобилей,тыс. тонн
В т.ч. удельные годовые выбросы, тонн
на 1 автомобиль
на 1 жителя Москвы
на 1 гектар площади города
250,9
1,117
0,189
15,3
Дополнительно экологическую нагрузку для г.Москвы создает иногородний транспорт, главным образом грузовые автомобили (26 тыс. автомобилей), за счет которых валовые выбросы увеличиваются как минимум на 10-14%.
Основную массу выбросов вредных веществ составляют: окись углерода, углеводороды, окиси азота. Однако для здоровья населения наибольшую опасность представляют канцерогенные вещества (сажа, бензол, свинец, бутадиен) и опасные органические вещества (формальдегид, акромин, толедол, ксилолы). На территории Москвы, где запрещено использование этилированных бензинов, до 70% ущерба здоровью населения связано с вышеперечисленными выбросами.
Общими социально-экономическими причинами, способствующими ухудшению экологической ситуации в связи с функционированием автотранспорта, являются:
- низкий рейтинг экологических проблем среди приоритетов государственного управления в условиях сложной социально-экономической обстановки и, вследствие этого, крайняя ограниченность бюджетных средств, выделяемых на решение экологических проблем на общегосударственном, региональном и городском уровнях;
- недостаточное осознание обществом серьезности экологических проблем на фоне других социальных проблем;
- недостаточный учет экологических требований в процессе принятия управленческих решений и, как следствие, отсутствие стимулов к развитию рынка "экологически чистой" продукции, услуг и работ экологической направленности;
- недостатки нормативно-правовой базы, несовершенство налоговой системы, отсутствие государственных гарантий, обеспечивающих благоприятный инвестиционный климат для притока в экономику средств, направленных на решение экологических проблем.
Эти же проблемы характерны для всех городов Российской Федерации. В Постановлении Правительства Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 6133п-П12 "О национальном плане действий по гигиене окружающей среды Российской Федерации на 2001-03 гг." утверждены первоочередные мероприятия по улучшению экологической и санитарно-эпидемиологической обстановки в стране. Значительная часть Постановления посвящена решению экологических проблем транспорта.
Правительственные мероприятия разработаны во исполнение обязательств Декларации второй Европейской конференции по охране окружающей среды и здоровья населения.
Основной причиной ухудшающейся с каждым годом экологической обстановки в городах является непрерывный рост численности автомобильного парка и числа владельцев транспортных средств, которые по своим "рыночным" законам категорически не желают наравне с личными соблюдать интересы города.
Как правило, мелкие владельцы не имеют производственно-технической базы для выполнения работ по техническому сервису и хранению автомобилей.
Среди других причин необходимо также отметить низкие экологические характеристики отечественных автомобилей и моторных топлив.
Перечисленные проблемы позволяют утверждать, что экологические проблемы в сфере автотранспортного комплекса могут быть кардинально решены только в контексте общего преодоления кризисных явлений в экономике и совершенствования управления автотранспортным комплексом в целом.
Правительством Москвы, Управлением транспорта и связи, Москомприродой, ГУП "Мосавтотранс", автомобильным комплексом, другими организациями проводился и проводится ряд конкретных мер по ослаблению негативного влияния автотранспортного комплекса на экологическую ситуацию в городе. Среди них: контроль за соответствием действующим экологическим нормам автомобилей муниципальных предприятий, оснащение автомобилей нейтрализаторами отработанных газов, перевод автотранспорта на альтернативные виды топлива. В рамках реализации Городской экологической Программы два пилотных АТП - а/к NN 32 и 41 перевели бензиновые автомобили на использование газового топлива в качестве моторного и сегодня а/к-41 проводит НИОКР по переводу дизельного автомобиля "Бычок" на сжатый природный газ. Проводятся работы по развитию АЗС и расширению сети АГНКС и многотопливных автозаправочных комплексов, существенно сокращающих пробеги и простои при заправке автомобилей; созданию сети моечных и контрольных пунктов, строительства новых и реструктуризации производственно-технической базы АТП под сервисные центры ТО и ремонта с целью повышения технического уровня производства и ряд других мероприятий.

2.12. Производственная база, ремонт и техническое обслуживание грузового автомобильного транспорта

До начала реформ по развитию рыночных отношений в области технического сервиса грузовых автотранспортных средств (АТС) практически весь объем работ по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств в г.Москве осуществлялся на государственных предприятиях автотранспорта общего пользования (бывший Главмосавтотранс) и ведомственных предприятиях (различных министерств и ведомств). На данных предприятиях был сконцентрированы весь подвижной состав и вся ПТБ для производства регламентных и ремонтных работ.
Существовало три основных типа предприятий:
- предприятия комплексного типа (головные АТП), осуществлявшие эксплуатацию, производство регламентных работ и текущий ремонт АТС;
- мелкие предприятия (как правило, филиалы головных АТП с небольшим количеством АТС и слабой производственно-технической базой), осуществлявших только эксплуатацию и выполнение незначительных объемов работ по поддержанию работоспособности АТС;
- специализированные предприятия (СП), которые не занимались эксплуатацией (авторемонтные заводы по капитальному ремонту (КР) АТС и агрегатов и восстановлению сборочных единиц и деталей АТС).
Как уже отмечалось, стихийный рост грузового автотранспорта за последние 10 лет привел к тому, что в настоящее время в частной и личной собственности находится большая часть городского парка грузовых автомобилей. Их владельцами являются мелкие предприятия и физические лица, которые занимаются только коммерческой эксплуатацией грузовых АТС, не имеют в собственности ПТБ и мест для их хранения, что ведет к нарушению периодичности производства регламентных работ и приводит к увеличению объемов ремонтных работ (на 30-40%).
Обновление парка грузовых автомобилей идет медленными темпами. Около 40% действующего парка находится около или за пределами амортизационных сроков, что требует большого количества ремонтных воздействий.