Грузовые автомобили требуют особого внимания по техническому обслуживанию, т.к. представляют повышенную опасность по сравнению с легковыми автомобилями, сегодня в России от 8 до 10% дорожно-транспортных происшествий, в том числе со смертельным исходом, происходит по причине неудовлетворительного технического состояния автомобилей. Значительная часть выбросов вредных веществ в окружающую среду также зависит от технического состояния автотранспортных средств.
В настоящее время в Москве функционирует около 200 предприятий, предоставляющих услуги технического сервиса грузовым АТС, созданных на базе существующих автотранспортных предприятий, в т.ч. 41 предприятие, входящее в систему Мосавтотранса. Основной характеристикой технического сервиса грузовых АТС сегодня является отсутствие дефицита услуг при относительно невысоком качестве производства ремонтных и сервисных работ.
В связи с этим, проблема поддержания быстрорастущего автомобильного парка города в технически исправном состоянии, несмотря на многократное увеличение количества сервисных предприятий, остается одной из острейших городских проблем.
Основная причина - низкий качественный уровень автосервиса и в большой степени это относится к грузовому транспорту, т.к. его резкий количественный скачок не сопровождался необходимым развитием сети сервисного обслуживания и ремонта на достаточном техническом уровне.
Правительство Москвы приняло ряд Постановлений (NN 55-ПП от 29.01.99, 330-ПП от 16.05.00 и 352 от 17.04.01) "О мерах по дальнейшему развитию технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники в г.Москве". ГУП "Мосавтотранс" в рамках реализации этой программы проделал следующую работу:
- разработана и согласована с Правительством Москвы Концепция городской комплексной программы развития технического сервиса Москвы на 2000-2005 гг.;
- проведена инвентаризация 2256 предприятий технического сервиса и утверждена Городская программа развития технического сервиса автомототранспортных средств и самоходной техники в г.Москве на период 2001-2005 гг. с последующим ее развитием до 2010 г. До 2010 г. потребуется создать 102 технических центра, в т.ч. на основе существующей ПТБ предприятий Мосавтотранса - 41 центр и на ПТБ министерств, ведомств и прочих организаций - 61 центр, на что потребуется вложений в размере 75 млрд. руб.;
- подготовлены схемы размещения предприятий технического сервиса грузовых автотранспортных средств по административным округам;
- разработаны мероприятия по организации инвестиционного обеспечения и финансовых механизмов функционирования технического сервиса грузовых автомобилей;
- разработано ТЭО на реконструкцию и техническое перевооружение ПТБ 10-ти предприятий системы "Мосавтотранс" (автокомбинатов NN 1, 3, 12, 28, 31, 34, 36, 41, 42 и автобазы N 23 ГУП "Мосхлебтранс"); в зависимости от технического состояния ПТБ предприятиям требуется от 13 до 20 млн. руб.; общая стоимость работ- 150 млн. руб.
Не дожидаясь, когда пройдет техническое перевооружение центров, сегодня уже проводится сервисное обслуживание грузовых автомобилей города, Московской области и др.
Индустриальными методами ведутся сервисные работы на Первом автокомбинате. Здесь обслуживаются отечественные, украинские и белорусские ЗИЛы, КАМАЗы, КРАЗы, МАЗы.
Лучшая по качеству работ не только в Москве, но и в России, станция по обслуживанию автобусов и грузовиков фирмы "Мерседес" построена на автокомбинате N 3.
На условиях абонементного обслуживания работают технические центры на автокомбинатах NN 36, 31, 42 и ряде других.
И все же новые стандарты качества, новый уровень культуры труда и его результатов недостаточными темпами приходят в сферу технического сервиса на грузовом автомобильном транспорте.
Решение этой задачи сдерживается даже по 10-ти техническим центрам ГУП "Мосавтотранс", проекты по которым отвечают требованиям современного технического уровня.
2.13. Положение с кадрами
Грузовой автомобильный транспорт, как и весь автомобильный транспорт города, испытывает дефицит в кадрах и, в первую очередь в водителях.
Дефицит водителей составляет порядка 20% от всех рабочих кадров, требующихся для городского хозяйства. Если этот дефицит на пассажирском транспорте сглажен привлечением иногородних рабочих (40% линейных водителей Мосгортранса составляют иногородние), то на грузовом транспорте проблема более острая.
Работа в условиях большой загазованности, постоянных стрессов, смены температур и режимов работы, а также недостаточное качество технических средств приводит к повышенной заболеваемости. Если учесть, что это не компенсируется заработной платой, становится понятным, почему молодежь города предпочитает не связывать свою судьбу с профессией водителя автомобильного транспорта.
Не престижна также профессия автослесаря грузовых автомобилей. В то же время, повышение сложности технических средств и условий работы на грузовом автомобильном транспорте требует роста квалификации сотрудников.
3. Основные направления городской транспортной политики на грузовом автомобильном транспорте до 2010 года
Основные направления городской транспортной политики на грузовом автомобильном транспорте до 2010 года предусматривают:
- совершенствование нормативной базы эксплуатации грузового автомобильного транспорта;
- совершенствование экономического механизма, направленного на повышение эффективности автотранспортных услуг;
- повышение эффективности государственного управления и муниципального регулирования перевозочного процесса на грузовом автомобильном транспорте на основе развития логистических систем и внедрения новых технологий;
- развитие междугородних и международных перевозок;
- мониторинг работы грузового автомобильного транспорта, налоговый и статистический учет;
- координацию перевозок между Москвой и Московской областью;
- усиление роли государственных унитарных и крупных автотранспортных предприятий независимо от их форм собственности;
- повышение качества ремонта и технического обслуживания на основе совершенствования программы автосервиса грузовых предприятий и привязки всех автотранспортных предприятий к ремонтной базе;
- совершенствование структуры парка;
- совершенствование системы перевозчик-производитель автотранспортной техники;
- реализацию экологической программы;
- совершенствование системы подготовки и комплектования работников автомобильного транспорта.
3.1. Совершенствование нормативной базы эксплуатации грузового автомобильного транспорта
На период 2003 - 2006 гг. предусматривается проведение следующих мероприятий, направленных на совершенствование экономико-правового поля на рынке автотранспортных услуг:
Рассмотрение возможности принятия на Федеральном уровне нормативных актов на основе выхода с законодательной инициативой Правительства Москвы:
- закона о внесении изменений и дополнений в закон "О едином налоге на вмененный доход". Предусматривается установление единого налога на все автотранспортные средства вне зависимости от формы собственности и численности работающих, дифференцированно по типам подвижного состава. Это должно создать равные стартовые условия на рынке автотранспортных услуг, стимулировать повышение эффективности производства, сокращение численности парка и транспортных издержек;
- закона об автомобильном транспорте и автотранспортной деятельности, Положения о перевозке ряда основных грузов, что должно установить систему и порядок работы автомобильного транспорта, в т.ч. грузового;
- закона об ограничении работы на рынке автомобильных услуг, автотранспортных средств, не отвечающих мировым стандартам (по безопасности движения и экологии, ЕВРО 3 и ЕВРО 4).
Рассмотрение возможности принятия на уровне Правительства Москвы:
- нормативного акта, запрещающего перепрофилирование автотранспортных предприятий без согласования с Правительством Москвы, что должно исключить процесс спекуляции земельными территориями;
- нормативного акта, определяющего порядок пребывания грузовых автомобилей иногородних владельцев на территории г.Москвы;
- нормативного акта, вводящего систему отраслевого налогового учета грузового автомобильного транспорта отдельной позицией;
- нормативного акта, совершенствующего систему статистического учета по грузовому автомобильному транспорту (затраты на совершенствование статистической отчетности по грузовому автомобильному транспорту должны включаться в налоговую ставку на единый вмененный налог).
- нормативного акта, определяющего систему мониторинга на рынке автотранспортных услуг: движение грузов, цены на перевозки, цены на услуги логистических предприятий.
3.2. Совершенствование экономического механизма, направленного на повышение эффективности выполнения автотранспортных услуг
Совершенствование экономического механизма и создание цивилизованного рынка автотранспортных услуг предусматривается на основе внедрения нормативных актов обуславливающих:
- создание равных стартовых условий и стимулов для всех автотранспортных предприятий вне зависимости от форм собственности, (единый, (фиксированный) налог на вмененный доход на единицу транспортных средств, дифференцированных по грузоподъемности и типу подвижного состава), создание стимула повышения эффективности перевозочного процесса за счет внедрения новых технологических процессов, увеличение режимов работы;