Регламент Уставного Суда Калининградской области (утв. решением Уставного Суда Калининградской области от 4 июля 2005 г. (протокол судебного заседания N 9) стр. 4

2. Перед заслушиванием показаний свидетеля председательствующий устанавливает данные о его личности, разъясняет обязанности и права свидетеля, предупреждает его об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе судебного заседания.
3. На основании статьи 14 Закона об Уставном Суде участникам процесса, не владеющим русским языком, Уставной Суд по ходатайству сторон или их представителей либо по собственной инициативе обеспечивает участие переводчика в судопроизводстве. Переводчик обязан явиться по вызову Уставного Суда и выполнить полно и точно порученный ему перевод. До начала участия переводчика в судопроизводстве председательствующий устанавливает данные о лице, вызванном в качестве переводчика (фамилия, имя, отчество, место работы, образование, место жительства), разъясняет ему его права и обязанности.
Председательствующий предупреждает переводчика об ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации, за заведомо неправильный перевод и приобщает его подписку об этом к протоколу судебного заседания.

§ 28. Порядок отстранения судьи от участия в рассмотрении дела

1. Ходатайство стороны об отводе судьи, предложение других судей об отстранении судьи от участия в деле или самоотвод судьи могут быть заявлены на любой стадии рассмотрения дела при наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 53 Закона об Уставном Суде.
2. В случаях самоотвода судьи либо заявления судье отвода сторонами или другими судьями председательствующий ставит на рассмотрение Уставного Суда вопрос об отстранении этого судьи от участия в рассмотрении дела.
3. Решение по вопросу об отстранении судьи от участия в рассмотрении дела принимается в совещательной комнате открытым голосованием. По результатам выносится определение в виде отдельного документа независимо от того, заявлен отвод в письменной форме или заявление было сделано устно и внесено в протокол судебного заседания.
4. В случае отстранения от участия в рассмотрении дела судьи, являющегося докладчиком по делу, Уставный Суд одновременно принимает решение о назначении нового судьи-докладчика.

§ 29. Порядок допуска в зал лиц, желающих присутствовать на открытых заседаниях Уставного Суда, и представителей средств массовой информации

1. Лица, желающие присутствовать на открытых заседаниях Уставного Суда, в том числе представители средств массовой информации, допускаются в зал до начала слушания дела или во время перерыва в судебном заседании.
2. Присутствующие имеют право фиксировать ход заседания с занимаемых ими мест. При этом звукозапись, видео-, кино- и фотосъемка, прямая радио- и телетрансляция судебных заседаний допускаются только с разрешения Уставного Суда.

§ 30. Протокол судебного заседания

1. Протоколирование в заседании Уставного Суда осуществляется работниками соответствующего структурного подразделения аппарата Уставного Суда.
2. Протокол заседания Уставного Суда должен содержать:
- указание места, даты заседания, время его начала и окончания;
- фамилию председательствующего;
- фамилии присутствующих и отсутствующих судей с указанием известных Уставному Суду причин отсутствия каждого из них;
- наименование и номер дела;
- сведения о явке, данные об участниках процесса и приглашенных Уставным Судом лицах;
- формулировки рассматриваемых вопросов;
- запись обо всех действиях Уставного Суда в том порядке, в каком они имели место, распоряжениях председательствующего и определениях, вынесенных Уставным Судом без удаления в совещательную комнату;
- сведения о разъяснении лицам, участвующим в деле, их представителям процессуальных прав и обязанностей;
- заявления и объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей;
- изложение фактов, которые просили удостоверить в протоколе участники процесса;
- показания свидетелей;
- содержание заключительных выступлений;
- сведения об оглашении решений, принятых Уставным Судом.
3. Для обеспечения полноты и точности протокола по распоряжению председательствующего в заседании Уставного Суда может вестись стенограмма заседания, звуко- или видеозапись процесса, не заменяющие собою протокола.

§ 31. Протокол закрытого совещания судей

1. Протоколирование закрытого совещания судей осуществляется работниками соответствующего структурного подразделения аппарата Уставного Суда. Если Уставным Судом принято решение провести совещание без участия работников аппарата, обеспечивающих протоколирование, то протокол совещания ведет один из судей по поручению Уставного Суда.
2. Протокол закрытого совещания должен содержать: дату совещания и время его начала и окончания; фамилию председательствующего; фамилии присутствующих и отсутствующих судей с указанием известных Уставному Суду причин отсутствия каждого из них; вопросы, поставленные на голосование, и оглашаемые председательствующим результаты голосования по ним.
3. С протоколом закрытого совещания судей вправе знакомиться только судьи Уставного Суда. Судья вправе принести свои замечания на протокол, которые рассматриваются тем же составом Уставного Суда.

§ 32. Некоторые правила процедуры и этикета в заседании Уставного Суда

1. Заседания Уставного Суда проводятся в торжественной обстановке. При входе судей Уставного Суда в зал заседания, а также при их выходе из зала присутствующие встают.
2. Стороны и иные участники процесса выступают, дают объяснения, отвечают на вопросы и задают вопросы другим участникам процесса стоя и лишь после предоставления им слова председательствующим. При необходимости с разрешения председательствующего участнику процесса может быть предоставлена возможность выступать, давать объяснения, отвечать на вопросы сидя.
3. Формами официального обращения к Уставному Суду и судьям являются соответственно: "Высокий Суд" или "Уважаемый Суд", "Ваша честь" или "Уважаемый председательствующий", "Уважаемый судья".
4. При обращении к сторонам и другим участникам процесса, а равно при упоминании их в выступлениях используются словосочетания: "Уважаемая сторона", "Уважаемый представитель стороны", "Уважаемый свидетель", "Уважаемый эксперт". При необходимости уточнения адресата обращения указывается также фамилия соответствующего участника процесса.
5. В ходе заседания председательствующий не вправе ограничивать судей в возможности задавать вопросы участникам процесса; снимать вопросы, поставленные судьями перед участниками процесса; комментировать высказывания и вопросы судей. Судьи Уставного Суда в прoцeccе заседания не должны прерывать своими комментариями и репликами объяснения сторон, показания экспертов и свидетелей, задаваемые другими судьями вопросы, указания и распоряжения председательствующего.
6. Присутствующие в зале участники процесса, представители средств массовой информации, иные граждане обязаны вести себя уважительно по отношению к Уставному Суду, сторонам, другим участникам процесса и друг к другу; подчиняться распоряжениям председательствующего о соблюдении установленного порядка в зале судебных заседаний; не допускать во время заседания Уставного Суда хождения по залу, разговоров, реплик; не создавать каких-либо помех нормальному ходу заседания.

Глава VI. Итоговое решение Уставного Суда

§ 33. Подготовка и принятие итогового решения

1. Составленный судьей-докладчиком (судьями-докладчиками) предварительный проект итогового решения (перечень вопросов, определяющих существо итогового решения), а также материалы к проекту итогового решения вручаются судьям, участвующим в рассмотрении дела, после завершения подготовки дела к слушанию, но не позднее чем за три дня до начала рассмотрения его в заседании Уставного Суда.
2. После окончания слушания дела судья-докладчик (судьи-докладчики) представляет (представляют) проект итогового решения, основывающийся на материалах, исследованных Уставным Судом.
3. В случае разногласий между судьями-докладчиками по всему или по части перечня вопросов или проекту итогового решения каждый из них составляет собственный проект итогового решения.
4. Любой судья, участвующий в рассмотрении дела, вправе представить собственный проект итогового решения.
5. Одобренные большинством участвующих в рассмотрении дела судей ответы на вопросы, определяющие существо итогового решения, служат основой доработки проекта итогового решения, представленного судьей-докладчиком (судьями-докладчиками). Если судья-докладчик оказался в меньшинстве при голосовании по ответам на вопросы, касающиеся резолютивной части решения, он вправе отказаться от доработки проекта. В этом случае Уставный Суд поручает доработку другому судье.
6. По требованию любого из судей голосование по проекту итогового решения производится не ранее чем через сутки после вручения судьям всех представленных проектов итогового решения.
7. В случае представления нескольких проектов итогового решения Уставный Суд принимает один из них за основу для дальнейшей работы. Принятым за основу считается проект, получивший наибольшее число голосов судей, участвовавших в голосовании.
8. Любой судья, участвующий в рассмотрении дела, вправе предлагать поправки к проекту итогового решения, принятому за основу, вплоть до момента постановки на голосование соответствующей части проекта итогового решения. По требованию любого из судей поправки представляются в письменном виде.
9. По требованию любого из судей проект итогового решения или поправка к нему могут обсуждаться и голосоваться по частям.