Приказ от 25.05.2006 N 229 "Об утверждении Методических указаний по реализации вопросов местного значения в сфере культуры городских и сельских поселений, муниципальных районов и Методических рекомендаций по созданию условий для развития местного традицио стр. 54

- проведение спектаклей, концертов, других театрально-зрелищных и выставочных мероприятий, массовых театрализованных праздников и представлений, народных гуляний, обрядов и ритуалов в соответствии с местными обычаями и традициями;
- организация досуга различных групп населения, в том числе предоставление платных услуг населению с учетом функционального предназначения учреждения;
- осуществление других видов творческой, познавательной и досуговой деятельности по социально-творческим заказам, соответствующим целям учреждения культуры клубного типа.
Современные условия экономической деятельности привели к объективным преобразованиям учреждений культуры клубного типа в новые виды по функциональным признакам:
- изменение профиля заказов учредителей;
- изменение структуры потребительского спроса.
Учреждения клубного типа можно сгруппировать по следующим признакам:
- по месту расположения (сельские, городские);
- по статусу (районные, окружные, краевые, областные, республиканские);
- по объему выполняемой работы (согласно группам по оплате труда руководителей и специалистов в зависимости от количества населения и мощностных характеристик помещения);
- по потребительскому спросу: Дворцы (Дома) молодежи, Дворцы (Дома) дружбы, национально-культурные и этнокультурные центры;
- по видам услуг: Дом ремесел, Дом фольклора, Центр досуга, Центр культуры и досуга.
Органы местного самоуправления, являющиеся учредителями клубных учреждений, самостоятельны в решении вопросов об объемах услуг и выборе их поставщиков, что отражено в статье 54 Федерального закона N 131-ФЗ и статьях 71, 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Деятельность учреждения культуры клубного типа, круг его обязанностей вытекает из целей, ради которых учредитель создает учреждение. В Положении о государственном муниципальном учреждении культуры клубного типа, утвержденном решением Коллегии Минкультуры России от 29.05.2002 N 10 сказано, что учреждение культуры клубного типа создается с целью:
- удовлетворения общественных потребностей в сохранении и развитии традиционной народной культуры во всем многообразии ее этнических особенностей;
- поддержки любительского художественного творчества и другой социальной активности населения;
- патриотического воспитания детей и молодежи;
- обеспечения досуга и отдыха населения.
Исходя из целевого предназначения, сформулируем функции учреждений культурно-досугового типа по видовым признакам.
527 × 611 пикс.     Открыть в новом окне
528 × 264 пикс.     Открыть в новом окне
Из приведенного свода функциональных обязанностей следует, что учреждения клубного типа, в отличие от других учреждений культуры, построены по интегрированному принципу создания и обеспечения услуг.
Основополагающими видами деятельности являются:
- создание коллективов художественного творчества;
- создание любительских (самодеятельных) объединений различной направленности;
- проведение массовых мероприятий (творческих и общественных);
- организация досуга населения.

Показатели деятельности

Независимо от функциональной дифференциации для всех учреждений культурно-досугового типа характерен перечень основополагающих видов деятельности, вокруг которых будут складываться специфические, характерные для конкретного вида и группы по оплате труда.
Статус таких показателей был отражен в Постановлении Госкомтруда 5/12 от 05.01.1990, письме Минкультуры РФ от 01.04.1996 N 01-74/16-19.
Сегодня, исходя из требований реформы бюджетных учреждений, показатели должны характеризовать результаты культурной деятельности, исходя из функций и объемов потребления услуг в сфере культуры.
Показатели деятельности должны иметь числовое выражение и быть обоснованы как стратегическими целями, так и тактическими задачами, вытекающими из долгосрочных комплексных и целевых программ субъекта федерации и муниципального образования. При разработке показателей результатов деятельности можно и необходимо использовать методические рекомендации по подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, которые являются приложением к Концепции реформирования бюджетного процесса (одобренной Постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 N 249 и рекомендованной органам исполнительной власти субъектов РФ и местных органов самоуправления).
Показатели отнесения к группам по оплате труда деятельности учреждения культуры клубного типа должны характеризовать обобщающие показатели деятельности клубного учреждения. А именно: его материальную базу (количество досуговых объектов); возможности удовлетворения культурных потребностей населения (фонд оплаты труда, общий объем финансирования, доходы от платных услуг, расход денежных средств на душу населения); численность занятого обслуживанием населения (демографические показатели, количество мест в зрительном зале).
Фактическое потребление услуг клуба выражается:
а) числом посещений в год на одного жителя;
б) числом участников клубных формирований (творческих коллективов).
Эти два показателя количественные, но также отражают качество предлагаемых населению услуг, поскольку динамика посещаемости, как фактор потребительского спроса, указывает на качество услуг клубного учреждения.
В практике применяются следующие показатели:
- показатель посещаемости отражает потребление услуг;
- показатель числа участников отражает наполняемость клубных формирований;
- показатель количества мероприятий отражает обобщающую характеристику количественных и качественных услуг и рассматривается как итог услуг клубного учреждения.
Показатели предусматривают: 1) количество обслуживаемого населения; 2) количество творческих коллективов; 3) количество любительских объединений; 4) количество досуговых объектов; 5) количество мероприятий; 6) количество заработанных средств.
Объем работы устанавливался в натуральных единицах (человек, мероприятий, объектов, рублей).
Объемные показатели предусматривали 4 группы по оплате труда, которые зависят от количества обслуживаемого населения, материальной базы учреждения, объемов его финансирования, количества посетителей и количества проводимых мероприятий, количества клубных формирований.
В соответствии с полномочиями местные органы власти устанавливают показатели по отнесению к группам по оплате труда на основании нормативного правового акта муниципального образования. С учетом сложившейся практики субъекты федерации в целях сохранения единого культурного пространства устанавливают объемные показатели нормативным правовым актом субъекта федерации и рекомендуют органам местного самоуправления.
Группа по оплате труда устанавливается в зависимости от объема и сложности проводимой работы с учетом функциональных особенностей и имеющейся материальной базы.
Учреждения культуры клубного типа разделяются на виды, для которых устанавливались отдельные показатели. Например, краевые, областные, районные Дома, Дворцы, Центры культуры, сельские клубы, передвижные центры культуры, дома ремесел, национально-культурные центры. Разделение на виды внутри клубного типа позволяет устанавливать группы показателей с учетом их функциональных особенностей. В практике широко применяются такие показатели, как: 1) количество клубных формирований, 2) количество мероприятий, 3) количество заработанных средств, 4) количество участников клубных формирований, 5) количество мест в зрительных залах.
Показатели, указывающие на качество работы:
1) количество коллективов со званием "народный";
2) количество коллективов, ставших лауреатами смотров, конкурсов, фестивалей.