Объем работы устанавливался либо в условных единицах, либо в натуральных единицах, имеющих допуски ("свыше" определенного количества единиц, "до" определенного количества единиц).
Некоторые территории ввели такой показатель как "фонд оплаты труда", используя его для обоснования нормативов финансирования на заработную плату.
Порядок действий муниципального образования по реализации полномочий
Нормативное обеспечение создания условий для развития местного традиционного народного художественного творчества предполагает принятие органами местного самоуправления и уполномоченными ими структурными подразделениями, учреждениями ряда нормативных и локальных актов, утверждающих:
1. Муниципальную (межпоселенческую, межмуниципальную) целевую программу "Развитие традиционного народного художественного творчества" на среднесрочную перспективу (включающую механизмы совершенствования ресурсного обеспечения традиционного народного творчества - структурного, кадрового, финансового, материально-технического).
2. Внесение дополнений в Положение об отделе (управлении, комитете) культуры муниципального района (при наличии в структуре муниципального образования).
3. Положение о муниципальном учреждении культуры клубного типа (Дом (Дворец) культуры, сельский клуб, Дом (Центр) народного творчества, досуговый центр, Дом творчества и досуга и др.).
4. Положение о филиале муниципального учреждения культуры клубного типа (при наличии в структуре муниципального образования).
5. Положение о централизованной (межпоселенческой) клубной системе (при наличии в структуре муниципального образования).
6. Положение о клубном формировании учреждения культуры клубного типа (с приложением "О нормах наполняемости клубных формирований").
7. Положение об установлении групп по оплате труда руководителей учреждений культуры клубного типа (с приложением Перечня труднодоступных и отдаленных населенных пунктов).
8. Положение о народном самодеятельном коллективе, образцовом художественном коллективе, народной самодеятельной студии (с приложением "Положение об экспертном совете").
9. Решения о муниципальном заказе на объемы услуг муниципальных учреждений культуры.
10. Положения об установлении типовых штатов учреждений культуры клубного типа для определения принципа формирования штатного расписания с целью создания методики обоснования критериев по фонду оплаты труда.
11. Методику определения трудозатрат, как основополагающего принципа при формировании штатного расписания.
Задача методического обеспечения и координации деятельности учреждений культуры клубного типа и коллективов традиционного художественно творчества возложена на региональные Дома (Центры) народного творчества.
В целях создания вертикали управления государственной культурной политики в области народного творчества и досуга предметом деятельности учреждений культуры должно стать организационное, информационное, методическое и творческое обеспечение учреждений культурно-досуговой сферы и других организаций различных организационно-правовых форм, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации и ведущих работу по сохранению и развитию традиционной народной культуры, любительского искусства и социокультурной деятельности.
Рекомендации о задачах методических служб в период реформ
Современная роль и значимость методических служб во многих субъектах Российской Федерации подтверждается тенденцией к укреплению материальной базы путем перевода Домов (Центров) народного творчества в крупные дворцы, к примеру, Свердловская, Тюменская, Ростовская, Томская, Кировская, Пермская области. В целях оптимизации процесса методического обеспечения деятельности многие территории объединяют Дома (Центры) народного творчества с курсами повышения квалификации (Хабаровский край, Вологодская, Ленинградская области) и развивают сеть филиалов в муниципальных образованиях (Псковская область, Республика Башкортостан).
В ряде субъектов Российской Федерации Дома (Центры) народного творчества являются главными исполнителями региональных программ развития культуры (Республики Чувашия, Саха (Якутия), Иркутская, Вологодская, Белгородская области).
В соответствии с уставными задачами региональная сеть Домов (Центров) народного творчества представлена следующими наименованиями: Дома (Центры) народного творчества, Дома (Центры) народного творчества и досуга, Научно-методические центры народного творчества и досуга, Центры народного творчества и повышения квалификации.
Кроме региональных Домов народного творчества изучение и практическое восстановление народных традиций ведут специально созданные учреждения, такие как районные и сельские методические центры, центры народной традиционной культуры, дома ремесел, национально-культурные центры. В своей деятельности вышеназванные учреждения культуры исходят из местных условий и возможностей, опираясь на собственные культурные и исторические традиции, вырабатывая принципиально новые, востребованные обществом социально значимые формы и методы работы учреждений культуры. Наблюдается тенденция к созданию интегрированных моделей учреждений культуры.
За последние пять лет заметно активизировалась творческая инициатива населения. Культурная жизнь насыщена локальными фестивалями, конкурсами и другими художественными акциями.
В предыдущие годы мы стремились осмыслить место и роль методической службы народного творчества в процессе сохранения культурного разнообразия, подтвердить ее значимость в общем русле культурной политики государства, обеспечить методические службы современными информационными ресурсами, поднять престиж уникального явления художественной самодеятельности и любительского искусства, как средства творческого развития и самовыражения личности. В связи с чем была развернута работа по информатизации деятельности, результатом которой стали уникальные информационные проекты, отмеченные по итогам Всероссийского конкурса информационных программ дипломами Министерства культуры Российской Федерации.
Обеспечивая методическую базу преобразовательных процессов в связи с реформами, ГРДНТ и региональные Д(Ц)НТ (Республики Карелия, Чувашия, Удмуртия, Саха (Якутия), Алтайский, Ставропольский края, Астраханская, Белгородская, Новгородская, Новосибирская, Псковская, Ростовская и Свердловская области) провели мониторинг досуговых предпочтений населения. По результатам мониторинга, а также исходя из требований реформ местного самоуправления и бюджетного сектора, предполагающих широкомасштабную реструктуризацию сети и оптимизацию деятельности клубных учреждений, специалистами ГРДНТ были проведены проектные семинары в 15 территориях РФ, а также подготовлены предложения по внесению дополнений в Федеральный закон N 131-ФЗ в части расширения полномочий муниципальных районов по вопросам обеспечения населения услугами культуры и представлены для рассмотрения в соответствующие комиссии Государственной Думы и Федерального Собрания.
Концептуальной основой нашей стратегии сегодня является методическое сопровождение преобразовательных процессов, происходящих в связи с реформой местного самоуправления, которая влечет за собой масштабную реструктуризацию сети учреждений культурно-досуговой сферы, традиционно ведущих работу по сохранению нематериального культурного наследия. В указанных целях ГРДНТ подготовил издания по правоприменительной практике, аналитические издания по проблемам культуры села, сборник "Досуговые предпочтения: практика регионов" по итогам Всероссийского мониторинга новых форм учреждений культуры. Ведет активную работу по повышению квалификации. Принимает участие в экспертной оценке программы реструктуризации сети в субъектах федерации и концептуальном обеспечении преобразовательных процессов. Готовит методические рекомендации о критериях преобразования и показателях деятельности сети КДУ в контексте реформ.
Учитывая специфику деятельности в каждом отдельном субъекте федерации Д(Ц)НТ должны направить свои усилия на создания методики конструирования муниципальной сети учреждений культуры с учетом многовариантности:
- оптимального;
- недостаточного;
- кризисного бюджета.
Методика должна предусматривать функциональные особенности сетевых единиц с учетом конкурентоспособности предоставляемых услуг, возможности доступа населения к культурным благам.
Создание своевременной методики, позволяющей соблюсти баланс интересов государства, субъекта Российской Федерации и муниципального образования, а также баланс интересов государственной культурной политики и населения является приоритетной задачей методических служб.
Далее необходимо:
1) проанализировать интегрированные формы учреждений и организаций культуры и описать технологию их создания;
2) создать методику преобразования учреждений в новые типы и формы;
3) создать оптимальный перечень услуг организаций культуры;
4) создать критерии эффективности деятельности;
5) создать методику определения штатной численности, согласно типу организации по функциям и по группам по оплате труда;
6) создать методики планирования работы на основе выводов социологических исследований;
7) создать методики социального партнерства;
8) продолжить социсследования, в т.ч. о влиянии участия в творческих коллективах на интеграцию в социум и формирование успешной психологии личности;
9) создать систему мониторинга фестивального движения с целью отслеживания эффективности бюджетных затрат.
Мониторинг потребительского спроса на услуги культуры должен стать основой системного анализа для создания новых форм культурной деятельности, преобразования традиционной сети в новые виды организаций культуры разнообразной жанровой направленности.
Совершенствование условий для привлечения инвестиций и расширение спектра предоставляемых услуг культуры позволят оказать положительное влияние на качество жизни населения, сохранить и приумножить культурное достояние народов России.
В целях обеспечения вертикали управления процессами сохранения и развития народного творчества и социокультурной деятельности наша совместная работа по продвижению информационных и методологических проектов должна стать основой преобразований в сфере народного творчества.
Примерный перечень функций Домов (Центров) народного творчества
Методическое обеспечение и межрегиональная координация процессов сохранения нематериального культурного наследия, развития народного творчества и социокультурной интеграции через сеть учреждений культурно-досугового типа, организаций других организационно-правовых форм, общественных объединений и творческих коллективов.
Организационное обеспечение региональных, межмуниципальных государственных проектов и программ в сфере традиционной народной культуры, любительского искусства, социокультурной интеграции и патриотического воспитания.
Информационное обеспечение субъектов культурной политики по предмету деятельности.
Творческое воплощение художественных проектов и программ, отражающих результаты государственной культурной политики по сохранению нематериального культурного наследия, развитию любительского искусства, социокультурной деятельности и патриотического воспитания.