Второй принцип установлен для магистралей 2-го типа и реализуется следующим образом:
- за 300-500 м перед транспортными развязками I и II класса, т.е. на пересечении 3-го кольца с магистралями, реализующими федеральные и региональные связи, над проезжей частью устанавливается П-образная опора, на которой размещаются 2-3 информационных щита. Левый щит обеспечивает целевое ориентирование, может обеспечивать и ближнее оповещение, средний щит обеспечивает ближнее оповещение, при высокой сложности ближайшей развязки может показывать информацию о ней, на правом щите показывается схема ближней развязки;
- за 150-200 м до начала первого съезда перед транспортными развязками I, II и III класса устанавливается Г-образная опора, на которой размещаются предварительные информационные указатели с информацией о ближайшей развязке;
- непосредственно перед съездом на всех транспортных развязках устанавливается исполнительный информационный указатель с указанием направления съезда.
- после развязок устанавливается знак, указывающий расстояние до следующих развязок
Третий принцип установлен для магистралей общегородского значения с преимущественно непрерывным движением:
- за 300-500 м от пересечения с магистралями I и II классов при соответствующих планировочных условиях устанавливается П-образная опора с 2-3 щитами (количество щитов зависит от объема информации необходимой для подачи водителю, для выбора нужного маршрута движения, а также зависит от плотной городской застройки и возможностью установки в данном месте конструкции необходимой длины для расположения на ней трех щитов). Левый щит обеспечивает целевое ориентирование, может обеспечивать и ближнее оповещение, средний щит обеспечивает ближнее оповещение, при высокой сложности ближайшей развязки может показывать информацию о ней, на правом щите показывается схема ближней развязки;
- за 150-300 м от пересечения с магистралями I и II классов устанавливается предварительный указатель, который обеспечивает целевое ориентирование и дает представление о схеме ближайшего пересечения;
- во всех узлах непосредственно перед пересечением устанавливается исполнительный информационный указатель.
- после пересечения с I, II, III класса магистралей устанавливается знак с расстоянием до следующих крупных пересечений.
Указатели могут монтироваться на опорах, на стойках и мачтах освещения.
Четвертый принцип установлен для магистралей общегородского значения с преимущественно регулируемым движением:
- за 300-500 м от пересечения с магистралями I и II классов при соответствующих планировочных условиях устанавливается П-образная опора с 2-3 щитами (количество щитов зависит от объема информации необходимой для подачи водителю, для выбора нужного маршрута движения, а также зависит от плотной городской застройки и возможностью установки в данном месте конструкции необходимой длины для расположения на ней трех щитов). Левый щит обеспечивает целевое ориентирование, может обеспечивать и ближнее оповещение, средний щит обеспечивает ближнее оповещение, при высокой сложности ближайшей развязки может показывать информацию о ней, на правом щите показывается схема ближней развязки;
- за 150-300 м от пересечения рассматриваемого направления с магистралями I и II классов устанавливается предварительный указатель, который обеспечивает целевое ориентирование и дает представление о схеме ближайшего пересечения;
- во всех узлах непосредственно перед пересечением устанавливается исполнительный информационный указатель. Все указатели устанавливаются преимущественно на стойках.
- после пересечения с I, II, III класса магистралей устанавливается знак с расстоянием до следующих крупных пересечений
Пятый принцип установлен для магистралей районного значения и местной сети: во всех узлах устанавливается исполнительный информационный указатель за 50 м от пересечения, а также на сложных перекрестках и на перекрестках с круговым движением устанавливаются предварительные указатели.
6. Требования к составу информации
Одним из основных требований к информационным указателям является необходимость и достаточность сообщаемых ими сведений, так как их недостаточность влечет за собой ошибки в выборе маршрутов движения, а избыточность - к лишним экономическим затратам и информационной перегрузке. Таким образом, настоящими требованиями регламентируется обеспечение информации о направлениях и объектах всех уровней.
Состав дорожной информации на указателях определяется соответственно классу направления в целом, классу рассматриваемого пересечения и типу указателя.
Информация, размещаемая на указателях, имеет три иерархических уровня:
1 уровень - предоставляет информацию о направлениях федерального и регионального значения, для транзитного движения транспорта;
2 уровень - о направлениях общегородского значения;
3 уровень - о направлениях районного и местного значения.
4 уровень - о прочих объектах притяжения участников дорожного движения
Исходя из типа магистрали, а также класса информации назначают уровень указателя, размер шрифта надписей. Габариты указателя рассчитываются исходя из назначенной высоты шрифта в соответствии с ГОСТ 10807. На одной и той же магистрали или улице рекомендуется применять шрифты одного типа.
По типам указатели подразделяют на исполнительный, предварительный и дублирующий в зависимости от выполняемых задач.
Исполнительный указатель устанавливается перед пересечением и выполняет задачу оповещения о направлении или объекте, расположенном в зоне нахождения водителя. Такие указатели необходимо применять для указания направления к объектам, привлекающим даже незначительные потоки транспортных средств, управляемых неместными водителями. На исполнительных указателях изображается не только информация о магистралях и улицах, пересекающих рассматриваемое направление в зоне конкретного транспортного узла, а еще и последующие улицы и магистрали в том же направлении в зависимости от их значимости, либо информация о выбранном направлении. Исполнительные указатели устанавливаются перед всеми без исключения пересечениями на улично-дорожной сети.
Предварительная информация призвана ориентировать водителя в пространстве, заблаговременно предупреждая его о предстоящих пересечениях. На предварительных указателях изображается информация:
- о конечном пункте данного направления с указанием маркировки и номера маршрута;
- о ближайшем транспортном узле (магистрали и улицы, пересекающие рассматриваемое направление, лаконичная схема организации съездов с рассматриваемого направления, направление с рассматриваемой магистрали, расстояние в метрах до ближайшего пересечения);
- при необходимости информация о дальней цели: указываются дальние цели (магистрали, районы города) достичь которых можно посредством пересекающих направление улиц и магистралей, расстояние в километрах до дальней цели.
- так же# если есть, следует указывать инженерные сооружения (мосты, тоннели).
Дублирующая информация может быть как исполнительной, так и предварительной и необходима в тех случаях, когда восприятие информации затруднено (большая ширина проезжей части, высокая интенсивность движения, невозможность использования необходимых шрифтов для данного типа магистрали и т.д.).
Предварительные указатели направлений требуется устанавливать перед пересечениями с общегородскими магистралями I и II классов, а также перед пересечениями с другими улицами, которые ведут к объектам, привлекающими# интенсивные транспортные потоки либо сами являются объектами притяжения большого количества автомобилей.
При обеспечении участников движения информацией о магистралях и улицах города, определяющую роль играют знаки 5.20.1, 5.20.2, 5.21.1, 5.21.2, 5.27 - предварительные указатели направлений и указатели направлений.
В целях обеспечения маршрутного ориентирования при движении, предлагается более активно использовать знаки 5.29.1, 5.29.2 - номера маршрутов. Эти знаки недостаточно признаны в практике обеспечения маршрутного ориентирования в отечественных городах, в результате чего отечественные водители не привыкли опираться при движении на этот знак. Однако зарубежная практика показывает целесообразность использования таких знаков в информационных указателях.
Для обеспечения маршрутного ориентирования с учетом кольцевых магистралей предлагается применять марки на кольцевых направлениях: А - Бульварное кольцо, Б - Садовое кольцо, 3-е кольцо и МКАД.
Информационные "указатели" (5.20; 5.21) не должны загораживаться знаками направления движения по полосам (5.8.1 - 5.8.8) и наоборот, а так же# рекламными конструкциями.
В зависимости от типа магистралей, описанных выше, а также типов пересечений, на информационных щитах необходимо предусмотреть размеры шрифтов (рекомендуется применять на одной и той же магистрали или улице один размер шрифта, для пересечений одного типа), а как следствие размеры щитов.
1. Для пересечения 1 и 2 типов (МКАД и 3-е кольцо) со всеми типами магистралей и улиц применяется шрифт 300 мм на всех щитах.
2. Для пересечения 3 типа с:
- 1 и 2 типами на исполнительных щитах 100 мм (в крайних случаях возможно применение 150, 200 и 300 шрифта), на предварительных от 100 до 300 мм;
- 3 типом на исполнительных щитах 100 (в крайних случаях 150, 200 мм), на предварительных 150, 200, 300 мм;
- 4 типом на исполнительных щитах 100 мм (в крайних случаях возможно применение 150, 200 и 300 шрифта), на предварительных 150 мм (на сложных и опасных участках возможно применение 200 и 300 шрифта);
- 5 типом на исполнительных и предварительных щитах применять 100 мм шрифт.
3. Для пересечения 4 типа с:
- 1 и 2 типами на исполнительных щитах 100 мм, на предварительных от 150 мм;
- 3 типом на исполнительных и предварительных щитах 100 мм (также допускается применение на предварительных щитах 150 мм);
- 4 типом на исполнительных и предварительных щитах 100 мм (также допускается применение на предварительных щитах 150 мм);