- разработка требований к конструкциям и установке средств информационного обеспечения;
- постоянная актуализация предоставляемой информации.
Выполненный анализ свидетельствует, что структура СИО включает различные элементы, неодинаково функционирующие и нуждающиеся в различных организационных и технических обеспечениях.
Поэтому, комплексное решение проблемы качественного обеспечения участников движения информацией может быть достигнуто только за счет создания общегородской системы информационного обеспечения, которая будет учитывать потребности в информации различных категорий участников дорожного движения. Это требует разработки структур каждой из входящих в общегородскую систему подсистем и предложений по совершенствованию и развитию СИО.
Подводя итог выполненному анализу, следует констатировать, что концептуальными основами системы информационного обеспечения участников дорожного движения являются:
- обеспечение общегородского характера;
- система маршрутного ориентирования рассматривается как основная система, предоставляющая информацию водителям о направлениях движения и ориентированию на территории города;
- система должна быть многоцелевой и позволять расширять функциональные возможности на основе прогрессивных технологий, с учетом изменений организации дорожного движения.
4. Общие требования к системе
Водители транспортных средств нуждаются в информации, которая позволила бы им ориентироваться на улично-дорожной сети при следовании к цели передвижения. Для ориентирования на улично-дорожной сети в процессе осуществления поездки водителям необходимы сведения об улицах, городских объектах и схемах организации движения по маршруту движения.
Общегородская система информационного обеспечения участников дорожного движения г. Москвы должна обеспечивать:
- Безопасность дорожного движения.
- Информированность водителей об их местонахождении и возможных маршрутах движения, расположении объектов (как на самих улицах, так и на магистралях при пересечении с ним). В т.ч. таких объектов притяжения водителей транспортных средств, как торговые центры, объекты потребительского рынка и т.п. (позволяет направить транспортные средства, различными путями, по менее загруженному пути рис. 2)
"Рис. 2"
- Возможность своевременной оценки дорожной обстановки и маневрирования.
- Комфортное восприятие информации участниками дорожного движения.
- Единство концепции размещения знаков и информации в городе Москве.
Система должна отвечать требованиям концепции развития и принципам организации дорожного движения в г. Москве.
5. Принципы размещения
Принципы размещения информационных указателей определены согласно типам и категориям магистралей и улиц города. Необходимость дифференцированного подхода к информационному обеспечению на улично-дорожной сети, исходя из типа магистралей, диктуется особенностями планировочных условий прохождения магистрали. Таким образом, при одной и той же категории магистралей, но при различной планировочной характеристике (периферийная часть города, стесненные условия центра и т.п.) имеет место отличные друг от друга принципы подачи информации. В то же время категория улиц позволяет определить достаточность информации размещения на улично-дорожной сети (потребность в дублировании предварительной информации или отсутствие необходимости подачи предварительных сведений, дублирование исполнительной информации при съезде и т.д.).
Исходя из задач информационного обеспечения, выделены пять типов магистралей и улиц.
К первому типу определены магистрали с непрерывным режимом движения транспорта, проектируемые или построенные по максимальным параметрам. К данному типу относится МКАД; ее отличительными чертами являются: непрерывный режим движения со скоростью 100 км/час, широкая проезжая часть с 5 полосами движения в каждом направлении, среднее расстояние между развязками в разных уровнях 1,8 км.
Ко второму типу определены магистрали с непрерывным режимом движения транспорта, размещаемые в плотной городской среде и проектируемые с учетом стесненных условий. Представителем этого типа является магистраль общегородского значения I класса - 3-е кольцо, трассируемое на границе центральной зоны. Его отличительными чертами являются: непрерывный режим движения с расчетной скоростью 100 км/час, а в сложных условиях - 60 км/час, проезжая часть с 4 полосами движения в каждом направлении, среднее расстояние между развязками в разных уровнях 0,95 км.
К третьему типу относятся магистрали общегородского значения с преимущественно непрерывным движением. Представителем магистралей с преимущественно непрерывным движением является Садовое кольцо, Ленинградское шоссе, Кутузовский проспект. К его отличительным чертам относится: скорость 60 - 80 км/час, наличие большого числа пересечений в разных уровнях в среднем - через 1,7 км.
К четвертому типу относят магистрали общегородского значения с преимущественно регулируемым режимом движения. Это подавляющая часть радиальных и поперечных магистралей общегородского значения. Их отличительными чертами являются: преимущественно регулируемый режим движения со скоростями 60 и менее км/час, проезжие части с 3-мя полосами движения в одном направлении, расстояния между регулируемыми пересечениями 0,5 - 0,6 км, как правило, отсутствие или очень небольшое количество пересечений в разных уровнях.
Пятым типом являются магистрали районного значения и улицы и дороги местного значения. Их отличительными чертами являются: регулируемый режим движения со скоростями 60 и менее км/час, наличие нерегулируемых пересечений, проезжие части с 2-3-мя полосами движения в одном направлении, расстояния между регулируемыми пересечениями 0,5-0,6 км, возможность примыканий к магистралям общегородского значения в одном уровне.
Знаки должны размещаться с учетом их наилучшей видимости участниками дорожного движения, как в светлое, так и в темное время суток.
Различные типы магистралей диктуют различные принципы размещения информационных указателей.
Расчетное удаление предварительного знака от пересечения необходимо выполнять по формуле, описанной Г.И. Клинковштейном и М.Б. Афанасьевым:
2 2
L = 0,5 V +0,02 (V - V ) - 3,5 l
y 1 1 2 0
где l - расчетное удаление знака,
y
V - 85%-ная скорость свободного движения транспортных
1 средств на подходе к предполагаемому месту установки
знака, км/ч;
V - 85%-ная скорость поворачивающих (съезжающих)
2 транспортных средств, км/ч;
l - удаление правого края знака от прямолинейной траектории
0 движения автомобиля, движущегося в левом крайнем ряду
данного направления, м;
0,5; 0,02 и 3,5 - коэффициенты, учитывающие соответственно время принятия
решения водителем, замедление с комфортными условиями,
возможность восприятия и прочтения знака.
Первый принцип установлен для магистралей первого типа и реализуется следующим образом:
- за 800 м перед развязкой над проезжей частью устанавливается опора рамного типа, на которой размещаются 3 информационных щита: крайний левый обеспечивает целевое ориентирование; средний щит содержит информацию о транспортной развязке, следующей за ближайшей; на крайнем правом щите показывается схема ближайшей транспортной развязки;
- за 200-300 м до начала первого съезда устанавливается Г-образная опора, на которой размещаются предварительные информационные указатели со сведениями о ближайшей развязке;
- непосредственно перед съездом устанавливается исполнительный информационный указатель;
- после развязки устанавливается указатель расстояний.