ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
НА ВЫПОЛНЕНИЕ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
1. Наименование темы (исследований, работ): Исследование и научное обоснование необходимости оборудования транспортных средств ремнями безопасности туристических, международных автобусов и грузовых автомобилей.
2. Исполнитель: определяется по результатам конкурса.
3. Заказчик (подразделение Федерального дорожного агентства): Управление эксплуатации и сохранности автомобильных дорог.
4. Основание для разработки:
Перечень (план) работ, предусмотренных Федеральной целевой программой "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах".
5. Статус работы: государственный заказ.
6. Источник финансирования: федеральный бюджет.
7. Исходные данные:
- Постановление Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 922 "О повышении безопасности междугородних и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом";
- нормативная правовая база, регламентирующая процедуры перевозки пассажиров;
- зарубежный опыт решения данного вопроса.
8. Состояние проблемы (вопроса):
Ремни безопасности являются основным элементом пассивной безопасности автотранспортных средств. Требования к пассивной безопасности предъявляются в Правилах ЕЭК ООН, используемых при обязательном подтверждении соответствия автотранспортных средств. Однако в настоящее время в Российской Федерации отсутствует нормативный документ, устанавливающий порядок введения в действие на территории РФ Правил ЕЭК ООН и изменений к ним. Отсутствуют критерии оценки необходимости введения новых требований. По этой причине в действующей системе сертификации не используются последние поправки к Правилам N 14 ЕЭК ООН, обуславливающие установку ремней безопасности на автомобили категорий М и N. В этой связи, например, маршрутные такси в Российской Федерации не оборудованы ремнями безопасности. Однако требования по установке ремней безопасности не обеспечивают безопасности перевозок. Необходимо организовать действенный контроль за неукоснительным соблюдением этого требования и использования при перевозках только транспортных средств, оборудованных этими устройствами, только наличие этого устройства не решает проблемы обеспечения безопасности перевозок. Нормативно-правовое, функциональное и организационно-техническое обеспечение этой сферы безопасности перевозок в настоящее время отсутствует.
Актуальность данной проблемы вытекает из необходимости обеспечения гарантированного качества и безопасности осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом и подтверждается практическим опытом работы в сферах лицензирования и сертификации услуг пассажирского автомобильного транспорта.
Наиболее актуальным этот вопрос является применительно к пассажирским перевозкам автобусами, осуществляемыми на междугородных и международных маршрутах.
Действующая нормативная документация по перевозке пассажиров автомобильным транспортом не дает однозначного ответа на данный вопрос. Имеющиеся нормативные документы лишь затрагивают отдельные аспекты проблемы.
9. Цель работы:
Снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий.
10. Отличия, новизна и преимущества:
Создание нормативных документов, устанавливающих требования к оснащению АТС ремнями безопасности, порядок контроля за соблюдением этого требования, процедуры контроля, права, обязанности и ответственность контролирующих органов, эксплуатирующих организаций и водителей.
11. Содержание работы:
Работа включает два этапа.
На первом этапе (2006 г.) выполняются следующие работы:
- анализ зарубежного опыта, анализ социальных, экономических и правовых аспектов повышения пассивной безопасности АТС, выработку критериев введения и обоснования сроков применения требований по пассивной безопасности АТС;
- создание нормативных документов, устанавливающих требования к оснащению АТС ремнями безопасности.
На втором этапе (2007 г.) выполняются следующие работы:
- создание нормативных документов, устанавливающих требования к порядку контроля за соблюдением требования оснащения АТС ремнями безопасности, процедуры контроля, права, обязанности и ответственность контролирующих органов, эксплуатирующих организаций и водителей;
- разработка оценочных индикаторов эффективности мероприятий по оборудованию ремнями безопасности туристических, международных автобусов и грузовых автомобилей и методических рекомендаций по их мониторингу.
Нормативные документы должны распространяться на всех изготовителей и владельцев грузовых автомобилей и автобусов, осуществляющих деятельность по перевозке пассажиров и грузов на территории Российской Федерации. Требования документа должны соблюдаться в рамках процедур управления и контроля сферой пассажирского и грузового автомобильного транспорта, осуществляемых Минтрансом России.
12. Конечный результат работы:
Научно-технический отчет, содержащий требования к оснащению АТС ремнями безопасности, а также порядок надзора за соответствием АТС установленным требованиям.
13. Область применения: сферы организации и управления перевозками пассажиров и грузов.
14. Внедрение результатов работы: хозяйствующие субъекты автотранспортного комплекса, обеспечивающие транспортное обслуживание населения; изготовители автотранспортной техники; органы контроля и надзора в сфере перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом.
15. Права сторон:
Имущественные права на созданную продукцию принадлежат Заказчику.
16. Требования к представляемой продукции:
Соответствовать условиям контракта и требованиям технического задания. Заказчику представляется научно-технический отчет с пояснительной запиской. Разработка, оформление и утверждение документов системы технического регулирования осуществляются в соответствии с ОДМ 218.1.001-2005.
17. Условия приемки работ:
Передача Заказчику оформленной научно-технической продукции осуществляется сопроводительными документами Исполнителя. При завершении оплачиваемых этапов работ Исполнитель направляет Заказчику акты сдачи-приемки научно-технической продукции с приложением к ним трех комплектов научно-технической и другой документации, предусмотренной техническим заданием и условиями контракта.
18 Стоимость работ: определяется по результатам конкурса.
19. Сроки выполнения работ:
Начало работ - август 2006 г.
Окончание работ - декабрь 2007 г.
20. Предмет стандартизации: отсутствует.
21. Перечень основных Исполнителей: на конкурсной основе.
22. Требования к составу Исполнителей:
Специалисты должны обладать компетентностью и опытом работы в данной сфере.
23. Перечень рецензентов: по согласованию с Заказчиком.