4.5.1. Состав и количественные значения показателей надежности для системы в целом
Надежность первой очереди АИС УБП определяется надежностью функциональных подсистем, общего программного обеспечения, комплексов технических и инженерных средств.
Проектные решения должны обеспечивать:
- Сохранение работоспособности системы при отказе или выходе из строя по любым причинам одного из компонентов комплекса технических средств или телекоммуникационной подсистемы;
- Сохранение всей накопленной на момент отказа или выхода из строя информации при отказе двух и более одинаковых по назначению компонентов системы не зависимо от их назначения, с последующим восстановлением после проведения ремонтных и восстановительных работ функционирования системы.
Должны быть обеспечены два уровня надежности системы:
- Уровень сохранности работоспособности;
- Уровень сохранности информации.
Показатели надежности должны обеспечивать возможность эффективного выполнения функциональных задач первой очереди АИС УБП. Состав и количественные значения показателей надежности должны быть определены в частных технических заданиях на составные части первой очереди АИС УБП.
Показатели надежности включают:
- Среднее время между выходом из строя отдельных компонентов системы;
- Среднее время на обслуживание, ремонт или замену вышедшего из строя компонента;
- Среднее время на восстановление работоспособности системы.
Показатели надежности системы должны достигаться комплексом организационно-технических мер обеспечивающих доступность ресурсов, их управляемость и обслуживаемость.
Технические меры по обеспечению надежности должны предусматривать:
- Резервирование критически важных компонентов и данных системы и отсутствие единой точки отказа;
- Использование технических средств с избыточными компонентами и возможностью их горячей замены;
- Конфигурированием используемых средств и применением специализированного ПО, обеспечивающего высокую доступность.
Организационные меры по обеспечению надежности должны быть направлены на минимизацию ошибок персонала (пользователей), а также персонала службы эксплуатации при эксплуатации и проведении работ по обслуживанию комплекса технических средств системы, минимизацию времени ремонта или замены вышедших из строя компонентов за счет:
- Квалификации персонала (пользователей);
- Квалификации обслуживающего персонала;
- Регламентации и нормативного обеспечения выполнения работ персонала (пользователей);
- Регламентации проведения работ и процедур по обслуживанию и восстановлению системы;
- Своевременного оповещения пользователей о случаях нештатной работы компонентов системы;
- Своевременной диагностики неисправностей;
- Наличия ЗИП;
- Наличия договоров на сервисное обслуживание и поддержку компонентов комплекса технических средств.
В целом, надежность аппаратно-программного обеспечения должна обеспечивать выполнение задач АИС УБП с временем однократного простоя не более 30 мин и суммарным временем простоя не более 24 часов в год.
4.5.2. Перечень аварийных ситуаций, по которым должны быть регламентированы требования к надежности
4.5.2.1. Сохранность работоспособности.
Сохранность работоспособности обеспечивается при возникновении локальных отказов компонентов системы:
- Отказ автоматизированного рабочего места оператора (пользователя);
- Отказ линии связи или сегмента ЛВС;
- Отказ вычислительного центра.
Полный перечень отказов и их критериев уточняется на стадии рабочей документации и согласовывается протоколом с Техническим и Государственным заказчиками.
4.5.2.2. Сохранность информации.
4.5.2.3. Сохранность информации в первой очереди АИС УБП должна обеспечиваться при следующих аварийных ситуациях:
нарушения электропитания:
- провалы напряжения - кратковременные понижения при резком увеличении нагрузки в электрической сети;
- высоковольтные импульсы - кратковременные значительные увеличения напряжения;
- полное отключение электроэнергии - полное отключение электроэнергии вследствие аварий, перегрузок;
- слишком большое напряжение - кратковременное увеличение напряжения в сети;
- нестабильность частоты.
нарушение или выход из строя каналов связи локальной сети ФКУ или Департамента Финансов;
нарушение или выход из строя каналов связи между ФКУ и Департаментом Финансов;
полный или частичный отказ технических средств системы, включая сбои и отказы накопителей на жестких магнитных дисках;
сбой общего или специального программного обеспечения системы;
ошибки в работе персонала.
выход из строя комплекса технических средств за счет аварий техногенного характера - повреждение внешних каналов связи, нарушение системы электропитания здания, повреждение системы водоснабжения здания и т.д.;
выход из строя элемента сетевой инфраструктуры системы;