выход из строя одиночного сервера;
выход из строя одиночного дискового массива сервера;
выход из строя диска сервера;
выход из строя процессора сервера;
выход из строя банка памяти сервера;
выход из строя сетевого адаптера сервера;
выход из строя внутреннего источника питания сервера;
нарушение логической целостности информации, хранящейся на диске сервера.
4.5.3. Требования к надежности технических средств и программного обеспечения
К критически важным ресурсам системы относятся сетевая инфраструктура серверных комплексов.
Структура и топология серверного сегмента ЛВС и серверов СУБД должна определяться принципом отсутствия единой точки отказа при предоставлении информационных услуг пользователям первой очереди АИС УБП.
Технические средства серверного сегмента ЛВС и серверов СУБД должны обеспечивать диагностирование работоспособности оборудования и ПО, избыточность аппаратного обеспечения, возможность горячей замены компонентов активного сетевого оборудования и аппаратного обеспечения сервера, возможность резервирования путей взаимодействия серверов.
Надежность активного сетевого оборудования должна обеспечивать время однократного простоя не более 10 мин, суммарного времени на регламентное обслуживание не более 32 часов в год.
Надежность серверов СУБД должна обеспечивать время однократного простоя не более 20 мин, суммарного времени на регламентное обслуживание не более 32 часов в год.
Время на восстановление работоспособности отдельных компонентов активного оборудования ЛВС и серверов при наличии ЗИП не должно превышать - 8 часов, в прочих случаях - определяется временем заказа и поставки необходимого оборудования. Время восстановления работоспособности включает время на диагностирование отказа, замену или ремонт оборудования, конфигурирование оборудования и ПО, восстановление данных и тестирование работоспособности оборудования и ПО.
Надежность прочих серверов должна обеспечиваться выбором аппаратной платформы с возможностью горячей замены отдельных компонентов и дублированием процессоров, блоков питания, дисков и сетевых соединений.
Надежность прочих серверов должна обеспечивать время однократного простоя не более 8 часов, суммарного времени на регламентное обслуживание не более 32 часов в год.
Надежность предоставления информационных сервисов серверами общесистемной инфраструктуры должна обеспечиваться резервированием сервисов, настройками клиентских ОС и комплексом организационных мер, обеспечивающих порядок реагирования на нештатные и аварийные ситуации, своевременную синхронизацию данных между основными и резервными серверами и оповещение пользователей первой очереди АИС УБП.
Надежность рабочих мест должна быть обеспечена унификацией используемых платформ, наличием ЗИП, централизованным хранением данных и резервным копированием данных, ПО и системных настроек средствами подсистемы резервного копирования. Выход из строя рабочего места пользователя не должен влиять на работоспособность системы в целом.
Время на восстановление рабочего места пользователя не должно превышать 4 часов.
4.5.4. Требования к методам оценки и контроля показателей надежности на разных стадиях создания системы
Оценка надежности осуществляется на стадии проектирования за счет анализа полноты архитектуры и технических решений по построению системы и их соответствия техническим требованиям данного ТЗ.
Текущий контроль показателей надежности должен быть организован в процессе эксплуатации системы за счет анализа работоспособности ГВЦ, РВЦ и его подсистем, тестирования переключения подсистем ГВЦ, РВЦ на резервные компоненты ГВЦ и РВЦ в соответствии с установленным регламентом.
На стадии рабочей документации должна быть разработана программа обеспечения надежности. Программа согласовывается протоколом с Техническим и Государственным заказчиками.
4.5.5. Требования к методам обеспечения надежности
4.5.5.1. В состав комплекса технических средств (КТС) первой очереди АИС УБП должны быть включены серверы с кластерной организацией.
4.5.5.2. Должны быть созданы Главный (ГВЦ) и Резервный (РВЦ) вычислительные центры Департамента финансов и обеспечено территориально-функциональное резервирование узлов ГВЦ и РВЦ. В случае невозможности ГВЦ поддерживать работоспособность первой очереди АИС УБП управление бюджетным процессом должно переводиться на РВЦ в течение не более 30 минут.
4.5.5.3. В топологию телекоммуникационной подсистемы первой очереди АИС УБП должны включаться резервные маршруты. В случае нарушения связи между ФКУ и ГВЦ и одновременно РВЦ должна быть обеспечена возможность перехода в автономный режим работы в течение не более 30 минут. При этом для обмена информацией могут использоваться альтернативные виды связи.
4.5.5.4. Должны использоваться технические средства повышенной отказоустойчивости. Должно быть обеспечено наличие на объектах первой очереди АИС УБП запасных изделий и приборов.
4.5.5.5. Для обеспечения электропитания серверов и другого оборудования, обеспечивающего функционирование основополагающих узлов первой очереди АИС УБП, должны использоваться источники бесперебойного питания.
Импульсные помехи, сбои или прекращение электропитания не должны приводить к выходу из строя технических средств и/или нарушению целостности данных. Прекращение электропитания на время до 15 минут не должно приводить к прекращению функционирования серверного ядра первой очереди АИС УБП.
Для всех объектов первой очереди АИС УБП должны быть реализованы функции корректного автоматического завершения всех прикладных программных процессов серверного ядра первой очереди АИС УБП, остановки всех системных служб и сервисов и выключения оборудования при отсутствии электропитания в течение более 15 минут. Должны быть предусмотрены средства оповещения пользователей о прекращении электропитания и отключении системы.
4.5.5.6. Должно быть обеспечено дублирование носителей и резервирование информационных массивов.
4.6. Требования по эргономике и технической эстетике
Конфигурация рабочих станций должна обеспечивать удобный для пользователя интерфейс, отвечающий следующим требованиям:
В части внешнего оформления:
- Наличие графического многооконного режима.
- Настраиваемость графических элементов интерфейса, в том числе цветового оформления, в пределах возможностей операционной системы и технических средств.
В части диалога с пользователем:
- Должен быть обеспечен удобный и интуитивно понятный интерфейс для пользователя, который хорошо знает свою предметную область и не является специалистом в области информационных технологий. Интерфейс должен быть оптимизирован для выполнения типовых и часто используемых прикладных операций.
- Взаимодействие пользователя с системой должно осуществляться на русском языке. Исключения могут составлять только системные сообщения, не подлежащие русификации.
- Должно быть обеспечено предоставление контекстно-зависимой помощи.
- Интерфейс пользователя должен способствовать уменьшению вероятности совершения оператором случайных ошибочных действий.
Рабочие места должны обеспечивать возможность непрерывной работы операторов в течение смены в соответствии с Гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы (Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.2.542-96 (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 14.07.96 г. N 14), в том числе за счет:
Правильного и удобного расположения монитора,
Удобного расположения и формы клавиатуры,
Удобной формы манипуляторов и т.д.
4.7. Требования к транспортабельности
Все составные части первой очереди АИС УБП являются стационарными и после монтажа и проведения пуско-наладочных работ транспортировке не подлежат.