Приказ Федеральной службы исполнения наказаний от 18 августа 2005 г. N 718 "О правовом обеспечении деятельности ФСИН России" стр. 2

Приказ издается по наиболее важным вопросам функционирования УИС, правового регулирования различных направлений служебной деятельности, прохождения службы.
Положения регламентируют деятельность конкретных подсистем УИС. В положении систематизирование определяются порядок ее образования, полномочия, организация работы и порядок действий учреждений и органов УИС, их структурных подразделений.
Инструкции, наставления и правила регулируют основные виды (формы) оперативно-служебной деятельности и работу конкретных категорий сотрудников. Инструкции и наставления содержат нормы, устанавливающие: кем, в каком порядке и какими способами и методами должен осуществляться тот или иной вид деятельности. Правила устанавливают порядок осуществления отдельного вида деятельности.
2.2. Издаваемые нормативные правовые акты в виде положения, наставления, инструкции, правил утверждаются приказами. Запрещается издавать нормативные правовые акты в виде писем и телеграмм.
2.3. Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими федеральными органами исполнительной власти.
2.4. Основаниями для подготовки и издания нормативных правовых актов являются предписания, содержащиеся в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации.
2.5. Работа по подготовке проектов нормативных правовых актов осуществляется на плановой основе в виде самостоятельных разделов планов работы Минюста России, ФСИН России либо в виде отдельных планов. Проекты планов работы ФСИН России и его структурных подразделений, содержащие положения о подготовке проектов ведомственных нормативных правовых актов, в обязательном порядке согласовываются с Правовым управлением ФСИН России (далее - Правовое управление).
2.6. В планах работы ФСИН России может предусматриваться участие в подготовке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в соответствии с поручением Минюста России.
2.7. Планирование подготовки проектов нормативных правовых актов осуществляется с учетом следующих положений:
сосредоточение усилий на разработке комплексных нормативных правовых актов, сведение до минимума количества локальных, частных нормативных правовых актов;
приоритетность нормативного урегулирования основных сторон деятельности уголовно-исполнительной системы законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
устранение пробелов, имеющихся в правовом регулировании организации и деятельности уголовно-исполнительной системы;
приведение нормативных правовых актов в соответствие с нормами международного права, а также обязательствами, вытекающими из международных договоров Российской Федерации в области охраны прав и свобод человека и гражданина, борьбы с преступностью.
2.8. Организация и координация нормотворческого процесса в ФСИН России, а также контроль за его осуществлением возлагаются на Правовое управление.
В этих целях структурные подразделения ФСИН России представляют в Правовое управление копии планов работы (выписки из указанных планов).
2.9. Ответственность за качество подготовки проектов нормативных правовых актов несут руководители структурных подразделений ФСИН России, а за состояние нормотворческой работы по закрепленным направлениям деятельности УИС - соответствующие заместители директора ФСИН России. Правовое управление ФСИН России несет ответственность за соответствие проектов нормативных правовых актов законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
2.10. Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на структурное подразделение ФСИН России, к компетенции которого относится организация регулируемой деятельности. Если проект поручается подготовить нескольким подразделениям, работу по его подготовке организует и осуществляет подразделение, которое указано в поручении (плане) первым. При этом определяются ответственный исполнитель и другие должностные лица, ответственные за подготовку указанного проекта, и срок его подготовки.
Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца, если не установлен другой срок.
2.11. При подготовке наиболее важных, сложных и больших по объему проектов нормативных правовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти, решением руководства ФСИН России могут создаваться рабочие группы (комиссии) из числа наиболее опытных сотрудников, которые при необходимости на период деятельности в составе рабочей группы освобождаются от выполнения своих должностных обязанностей.
Для обеспечения соответствия разрабатываемого проекта нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормам международного права, а также обязательствам, вытекающим из международных договоров Российской Федерации, в состав рабочей группы могут входить соответствующие специалисты Правового управления.
2.12. В процессе работы над проектом нормативного правового акта осуществляются сбор и изучение информации, относящейся к теме проекта. Такая информация может содержаться: в законодательных актах; указах Президента Российской Федерации; постановлениях и распоряжениях Правительства Российской Федерации; договорах о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; ведомственных нормативных правовых актах; актах инспекторских проверок и справках о результатах выездов в служебные командировки; в обобщениях практики применения законодательства Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актов; научной литературе и материалах периодической печати, а также в данных криминологических и социологических исследований, статистических и иных сведениях, характеризующих состояние организации и деятельности уголовно-исполнительной системы.
2.13. Подготовке сложного проекта нормативного правового акта предшествует разработка его концепции, включающая определение предмета и цели нормативного правового акта, обоснование его основных положений и предполагаемых последствий применения, оценку возможных правовых альтернатив и методов правового регулирования в соответствующей сфере, выявление недостатков действующего правового регулирования и определение путей их устранения посредством издания нового акта.
После этого разрабатывается календарный план-график подготовки проекта нормативного правового акта. В календарном плане-графике обозначаются основные этапы работы по подготовке проекта, указываются сроки их завершения, определяются ответственный исполнитель и другие должностные лица (структурные подразделения), ответственные за результаты работы.
2.14. При подготовке проекта ведомственного нормативного правового акта следует убедиться, что предмет его правового регулирования относится к компетенции ФСИН России или Минюста России. При этом следует учитывать, что нормативным регулированием допускается решение правовых вопросов строго в тех пределах, которые установлены законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2.15. Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или признании утратившими силу соответствующих им ранее изданных актов или их частей.
Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей включаются в текст проекта нормативного правового акта (с указанием отменяемых глав, пунктов, подпунктов и абзацев) либо оформляются как приложение к нему.
Если положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частей невозможно включить в разрабатываемый нормативный правовой акт, готовится отдельный проект нормативного правового акта, предусматривающий соответствующие действия.
Изменения и дополнения, вносимые в нормативный правовой акт, оформляются, как правило, нормативным правовым актом того же вида, в каком издан основной документ.
2.16. Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.
Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Положения нормативного характера в преамбулу не включаются.
Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нумеруются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут подразделяться на подпункты и иметь буквенную или цифровую нумерацию.
Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на главы, которые нумеруются римскими (при сквозной нумерации) и арабскими (при делении главы на подпункты) цифрами и имеют заголовки.
2.17. В проект нормативного правового акта не подлежат включению различного рода рекомендации, советы, цитаты из книг или другие подобные тексты.
2.18. Не допускается издание нормативных правовых актов для объявления законодательных или иных нормативных правовых актов Российской Федерации, являющихся нормативными правовыми актами прямого действия.
При необходимости подготавливается нормативный правовой акт о мерах по выполнению содержащихся в них предписаний, касающихся деятельности уголовно-исполнительной системы.
2.19. Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты, схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а соответствующие пункты акта по тексту должны иметь ссылки на эти приложения. В приложении указывается, каким документом оно утверждено. Если нормативный правовой акт с приложениями издается брошюрой, то он должен иметь сквозную нумерацию страниц. В том случае, когда нормативный правовой акт готовится и содержит сведения, составляющие государственную тайну (имеет гриф секретности), страницы каждого приложения нумеруются отдельно.
2.20. Проект нормативного правового акта рассматривается руководителем структурного подразделения, являющегося головным исполнителем, и дорабатывается с учетом его замечаний. Подписанный (завизированный) руководителем подразделения, являющегося головным исполнителем, проект нормативного правового акта может направляться на рецензирование в заинтересованные структурные подразделения ФСИН России и Минюста России, а при необходимости также в территориальные органы УИС, научно-исследовательские и образовательные учреждения ФСИН России.
Возможно выяснение по проекту мнения других федеральных органов исполнительной власти и ведомств, общественных объединений, а также общественного мнения (путем проведения соответствующих опросов). В целях более глубокой и качественной проработки проекта нормативного правового акта вопросы, относящиеся к предмету его правового регулирования, могут быть вынесены для обсуждения на научно-практических конференциях и семинарах.
К доработке проекта с учетом мнения других федеральных органов исполнительной власти, общественных объединений, а также с учетом результатов социологических исследований могут привлекаться созданные в ФСИН России, научно-исследовательских и образовательных учреждениях ФСИН России экспертные группы и комиссии.
В случаях, когда в результате доработки первоначальный вариант нормативного правового акта существенно изменен и дополнен, он может быть направлен на повторное рецензирование.
2.21. Все проекты нормативных правовых актов в целях проверки их соответствия Конституции, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, ведомственным нормативным актам, нормам международного права, а также обязательствам, вытекающим из международных договоров Российской Федерации, подлежат обязательному рассмотрению и визированию в Правовом управлении. Участие представителей Правового управления в составе рабочей группы по подготовке проекта нормативного правового акта не освобождает разработчиков проекта от его рассмотрения в Правовом управлении.
2.22. Проект нормативного правового акта, завизированный всеми заинтересованными лицами, с приложением к нему всех необходимых документов направляется на рассмотрение в Правовое управление:
перед направлением проекта на согласование с федеральными органами исполнительной власти, другими органами, организациями и учреждениями;
перед направлением проекта на рассмотрение структурных подразделений Минюста России;
перед представлением проекта нормативного правового акта на подпись руководителю, к компетенции которого относится издание нормативного правового акта.
2.23. При направлении в Правовое управление проекта законодательного или иного нормативного правового акта Российской Федерации (в машинописном виде и на магнитном носителе) структурное подразделение ФСИН России, являющееся головным исполнителем (рабочая группа), прикладывает к нему перечень нормативных правовых актов Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актов, на основании которых осуществлена разработка проекта, а также перечень нормативных правовых актов, в которые в соответствии с проектом вносятся соответствующие изменения и дополнения, пояснительную записку, необходимые расчеты и обоснования. Правовое управление осуществляет учет данных проектов и совместно со структурным подразделением ФСИН России, являющимся головным исполнителем, юридическое сопровождение при их прохождении в инстанциях.
2.24. Если представленный в Правовое управление проект нормативного правового акта должным образом не оформлен, не согласован и необходимые визы на нем отсутствуют, а также к нему не приложены необходимые документы, Правовое управление без рассмотрения возвращает проект головному исполнителю с указанием причин, послуживших основанием для возвращения проекта.
Правовое управление имеет право определять, с кем должен быть дополнительно согласован представленный проект нормативного правового акта.
2.25. Рассмотрение проекта нормативного правового акта в Правовом управлении включает в себя:
определение соответствия проекта Конституции Российской Федерации, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, действующим ведомственным нормативным правовым актам;