Организационно-методические указания Губернатора Санкт-Петербурга от 28 ноября 2005 г. N 07-104/9308 "По подготовке населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности стр. 14

- открытый урок (для преподавателя-организатора ОБЖ);
- комплексное занятие (для преподавателя дисциплины БЖД);
- творческий проект.
32. Открытый урок проводится по одинаковой для всех конкурсантов теме курса ОБЖ, объявляемой жюри за день до начала занятия.
В ходе открытого урока наблюдению, анализу и оценке подлежит система взаимосвязанной учебно-педагогической деятельности, которая проявляется во взаимодействии учителя с учениками.
33. Критериями оценки открытого урока являются:
- соответствие реальных компонентов учебно-педагогической деятельности, демонстрируемых в ходе урока, выдвигаемым компонентам в рамках творческого проекта;
- уровень знаний особенностей различных опасностей природного, техногенного, характерных для своего района, структуры и возможностей системы противодействия им;
- уровень педагогического мастерства конкурсанта, соответствие содержания урока заявленной теме и целям, умение активизировать учебную работу учащихся, степень овладения техническими средствами обучения, объектами учебно-материальной базы, современными информационными технологиями;
- широта кругозора, уровень знаний в области безопасности жизнедеятельности и других предметных областях, уровень общей культуры;
- соответствие достигнутых результатов урока заявленным целям.
34. Комплексное занятие проводится по теме дисциплины БЖД, выбираемой конкурсантом самостоятельно. Занятие проводится со студентами другого образовательного учреждения на базе образцовых опорных образовательных учреждений по дисциплине БЖД.
Комплексное занятие должно включать в себя элементы лекции, семинара и лабораторной работы.
35. Критериями оценки комплексного занятия являются:
- соответствие реальных компонентов учебно-методической деятельности, демонстрируемых в ходе занятия, выдвигаемым компонентам в рамках творческого проекта;
- уровень знаний особенностей различных опасностей природного, техногенного, характерных для своего района, структуры и возможностей системы противодействия им;
- уровень педагогических способностей конкурсанта в изложении в ходе лекции новых знаний, в углублении и закреплении знаний в рамках семинара, экспериментальном подтверждении изученных теоретических положений, формул, расчетов в ходе лабораторной работы;
- соответствие содержания занятия заявленной теме и целям, умение активизировать учебную работу студентов, степень владения техническими средствами обучения, объектами учебно-материальной базы, современными информационными технологиями;
- широта кругозора, уровень знаний в области безопасности жизнедеятельности и других предметных областях, уровень общей культуры;
- соответствие достигнутых результатов занятия заявленным целям.
36. Для более четкого определения характерных особенностей, демонстрируемых в ходе открытого урока, комплексного занятия, компонентов учебно-педагогической деятельности может проводиться самоанализ урока.
37. Творческий проект конкурсанта должен отражать его новаторский подход к методике обучения, изложению учебного материала, особенности авторских траекторий теоретических и практических занятий, характеристики собственных учебно-дидактических продуктов.
Объем творческого проекта конкурсанта должен составлять не более десяти печатных страниц. Возможно представление проекта на электронном носителе в виде презентации, слайд-шоу.
Творческий проект должен публично защищаться перед членами жюри.
38. Критериями оценки творческого проекта в ходе его предварительного рассмотрения и защиты являются:
- актуальность и новизна авторского подхода к обучению;
- практическая значимость этого подхода;
- результативность авторского подхода к обучению, оцениваемая по результатам открытого урока, комплексного занятия и данным о педагогической деятельности конкурсанта.
39. Оценка конкурсных заданий осуществляется по десятибалльной системе.
40. Время проведения второго этапа - декабрь-март календарного года (конец второй - третья четверть для ОУ, конец первого - начало второго семестра для учреждений СВПО).
III этап - Городской
41. Городской конкурс проводится на базе опорного образовательного учреждения (УМЦ ГОЧС и ПБ, кафедра или межвузовская лаборатория) по защите от чрезвычайных ситуаций.
42. В состав жюри на этом этапе входят начальник (заместитель начальника) и представители Главного управления по делам ГО и ЧС Санкт-Петербурга, заместитель начальника (по согласованию) Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу, председатель (заместитель председателя) и представители комитетов по образованию, науке и высшей школе, руководящий состав и преподаватели УМЦ ГОЧС и ПБ, лучшие педагоги-новаторы, представители учебных заведений повышения квалификации работников образования, специалисты в области безопасности жизнедеятельности и др.
43. Для участия в городском конкурсе представляются следующие документы:
- копия протокола заседания жюри по подведению итогов второго этапа конкурса с указанием баллов по каждому конкурсному заданию, заверенная председателем и членами жюри;
- аналитическая справка о педагогической деятельности конкурсанта;
- творческий проект конкурсанта;
- справка с балльной оценкой по каждому этапу конкурса.
Аналитическая справка и материалы творческого проекта должны быть заверены подписью руководителя образовательного учреждения и скреплены печатью.
44. Основными видами конкурсных заданий на этом этапе являются:
- открытый урок (для преподавателя-организатора ОБЖ);
- комплексное занятие (для преподавателя дисциплины БЖД);
- творческий проект.
45. Требования к конкурсным заданиям, система критериев для их оценки такие же, как и для предыдущего этапа конкурса.
46. Время проведения третьего этапа - апрель-май календарного года (четвертая четверть для ОУ, конец второго семестра для учреждений СВПО).
47. Победителям городского этапа конкурса присваиваются звания "Учитель года по курсу ОБЖ" или "Преподаватель года по дисциплине БЖД" (по каждой представленной номинации), вручается специальный приз с символикой Главного управления по делам ГО и ЧС Санкт-Петербурга, Грамота Губернатора Санкт-Петербурга и оформляется ходатайство в федеральный орган исполнительной власти, которому подчинено учреждение среднего, высшего профессионального образования, с просьбой о награждении Почетной грамотой.
48. Итоги конкурса должны освещаться в средствах массовой информации Санкт-Петербурга.
49. Финансирование расходов, связанных с подготовкой и проведением конкурсов в образовательных учреждениях, а также на районном и городском уровнях, осуществляется, соответственно, за счет образовательных учреждений и бюджета Санкт-Петербурга.
Приложение 9

Выдержки из Рекомендаций по составу и содержанию учебно-материальной базы субъекта Российской Федерации для обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и РСЧС, а также населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций