Организационно-методические указания Губернатора Санкт-Петербурга от 28 ноября 2005 г. N 07-104/9308 "По подготовке населения Санкт-Петербурга в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности стр. 13

- активное участие в создании и оборудовании классов "Основ безопасности жизнедеятельности" и других объектов учебно-материальной базы.
11. В номинации "Патриотическое воспитание" конкурсанты оцениваются по следующим направлениям:
- воспитание в учащихся активной жизненной позиции, патриотических чувств, уважения к законам и ответственности за свои поступки, уважения к культурным различиям, особенностям и традициям других народов;
- формирование у детей чувства принадлежности к родной культуре и введение их в поликультурную среду на основе осознания глобальной проблемы обеспечения безопасности окружающей среды, общества, государства;
- активная работа по подготовке к военной службе, в том числе в войсках ГО, формирование мотивации выбора в качестве будущей профессии офицера ГО, спасателя, пожарного, подготовка учащихся к поступлению в образовательные учреждения МЧС России;
- активное участие в создании и оборудовании классов "Основ безопасности жизнедеятельности" и других объектов учебно-материальной базы.
12. Основными номинациями для преподавателей дисциплины БЖД являются:
- "Научные аспекты безопасности";
- "Практические аспекты безопасности";
- "Преподаватель-новатор в области безопасности жизнедеятельности".
13. В номинации "Научные аспекты безопасности" конкурсанты оцениваются по следующим направлениям:
- формирование у студентов научного мировоззрения, профессиональных качеств, способностей развивать, анализировать, оценивать, систематизировать и классифицировать новые знания в области безопасности жизнедеятельности;
- руководство научно-исследовательской деятельностью студентов по разработке методов, методик, технологий идентификации различных опасностей, мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, способов защиты от негативных и опасных факторов окружающей среды, производства, поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и военного характера;
- участие в работе научно-практических конференций, семинаров, симпозиумов по проблемам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, охраны окружающей среды, обеспечения безопасных условий труда, управления рисками;
- активное участие в создании и оборудовании кабинетов, аудиторий, лабораторий безопасности жизнедеятельности и других объектов учебно-материальной базы.
14. В номинации "Практические аспекты безопасности" конкурсанты оцениваются по следующим направлениям:
- соединение академических целей образования с направленностью на практическую подготовку будущих специалистов к обеспечению безопасности профессиональной деятельности;
- активное участие в организации и проведении мероприятий по отработке рациональных технологий обеспечения безопасности на объектах экономики в соответствии со спецификой будущей деятельности специалистов, во Всероссийском студенческом корпусе спасателей, Всероссийском добровольном пожарном обществе, в учениях и тренировках по повышению устойчивости функционирования объектов экономики, предупреждения террористических акций на критически важных объектах;
- организация проведения занятий в учебных городках (полигонах), на учебных площадках Санкт-Петербургского учебно-методического центра по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, пожарной безопасности (далее - УМЦ ГОЧС и ПБ), на курсах ГО районов, в вузовских лабораториях по защите от чрезвычайных ситуаций;
- активное участие в создании и оборудовании кабинетов, аудиторий, лабораторий безопасности жизнедеятельности и других объектов учебно-материальной базы.
15. В номинации "Преподаватель-новатор в области безопасности жизнедеятельности" конкурсанты оцениваются по следующим направлениям:
- отработка инновационных форм учебных занятий, разработка и реализация высокоэффективных педагогических технологий, применение дистанционных форм обучения;
- внедрение передовых информационно-образовательных технологий в учебный процесс, геоинформационных систем, компьютерных программ прогнозирования и оценки последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, программ обработки космических снимков поверхности земли в целях мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, автоматизированных систем планирования мероприятий ГО, защиты от ЧС, пожарной безопасности на объектах экономики;
- организация разработки и внедрения мультимедийных учебных пособий, компьютерных обучающих и тестирующих программ, сайтов образовательных учреждений, активное участие в семинарах;
- активное участие в создании и оборудовании кабинетов, аудиторий, лабораторий безопасности жизнедеятельности и других объектов учебно-материальной базы.
16. Оценка направлений по всем номинациям конкурсов "Учитель года по курсу ОБЖ" и "Преподаватель года по дисциплине БЖД" осуществляется по десятибалльной системе (шкале).
17. Для организации и проведения конкурса создаются жюри, которые руководствуются в своей деятельности положениями, разрабатываемыми органами управления образованием по согласованию Главным управлением по делам ГО и ЧС Санкт-Петербурга и территориальным органом МЧС России.
18. Конкурс проводится по следующим этапам:
- Образовательное учреждение;
- Районный;
- Городской.
19. Дату и место проведения этапов конкурса определяют соответствующие жюри и не позднее, чем за две недели до начала конкурса сообщают их конкурсантам.
20. Решение об участии конкурсанта на очередном этапе конкурса или отказе по формальным признакам принимает соответствующее жюри простым большинством голосов.
I этап - уровень образовательных учреждений
21. На первом этапе конкурса на основании личных заявок выбираются творческие педагогические работники, обладающие высоким уровнем профессиональной подготовки, активно взаимодействующие с Главным управлением по делам ГО и ЧС Санкт-Петербурга, Главным управлением МЧС России по Санкт-Петербургу, УМЦ ГОЧС и ПБ, курсами ГО, организующие участие обучающихся в проектах "Безопасное колесо", во Всероссийском детско-юношеском общественном движении "Школа безопасности", Всероссийском добровольном пожарном обществе, Всероссийском студенческом корпусе спасателей, соревнованиях спасателей, полевых лагерях "Юный спасатель" и других, участвующие в развитии кадетских корпусов, школ, классов, центров "Юный спасатель", "Юный пожарный" и других, активно участвующие в создании и развитии учебно-материальной базы по курсу ОБЖ, дисциплине БЖД, а также имеющие высокий рейтинг среди коллег.
22. В качестве жюри на первом этапе выступает педагогический, (учебно-методический, научно-технический или ученый) совет образовательного учреждения с обязательным включением в состав жюри представителей органа, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны образовательного учреждения, УМЦ ГОЧС и ПБ, курсов ГО, поисково-спасательных и пожарных формирований.
23. Каждое образовательное учреждение самостоятельно избирает процедуру выдвижения своего представителя на районный этап конкурса.
24. Во время прохождения конкурса жюри оценивает готовность материалов конкурсанта для представления на районный этап конкурса. Ответственность за полноту: и правильность представляемых на конкурс организационных документов несет председатель жюри, за содержательность и информативность материалов - конкурсант.
25. Время проведения первого этапа - октябрь-ноябрь календарного года (первая - начало второй четверти для общеобразовательных учреждений (ОУ), начало первого семестра для учреждений среднего и высшего профессионального образования (СВПО).
II этап - районный
26. На этом этапе конкурса участвуют конкурсанты на основании заявок образовательных учреждений.
27. В состав жюри на этом этапе включаются представители соответствующего органа управления образованием, группы по делам ГО и ЧС района Санкт-Петербурга, Управления по району Главного управления МЧС России по Санкт-Петербургу, УМЦ ГОЧС и ПБ, курсов ГО, лучшие педагоги-новаторы, представители учебных заведений повышения квалификации работников образования, специалисты в области безопасности жизнедеятельности района.
28. Для участия в районном этапе конкурса от образовательного учреждения представляются следующие документы:
- представление жюри предыдущего этапа конкурса с указанием баллов по каждому направлению соответствующей номинации;
- аналитическая справка о педагогической деятельности конкурсанта;
- творческий проект конкурсанта.
Документы должны быть заверены подписью руководителя образовательного учреждения и скреплены печатью.
29. Аналитическая справка о педагогической деятельности преподавателя-организатора ОБЖ должна отражать профессиональные качества педагога с точки зрения способностей привлекать внимание учащихся к событиям в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности, происходящим в стране и мире, умения вместе с учениками обсудить и проанализировать источники возникновения и последствия опасных и чрезвычайных ситуаций, в том числе с учетом особенностей регионов, способностей привития практических навыков обеспечения безопасности, воспитания у школьников чувства сопричастности происходящим событиям и умения оказывать помощь в чрезвычайных ситуациях себе и окружающим людям.
30. Для преподавателя дисциплины БЖД данная справка должна отражать его профессиональные качества с точки зрения способностей формирования у студентов представлений о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности с требованиями к безопасности и защищенности человека, знаний теоретических основ обеспечения безопасности жизнедеятельности, навыков планирования, организации и осуществления мероприятий по повышению устойчивости функционирования объектов экономии, защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях, проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.
31. Основными видами конкурсных заданий на этом этапе являются: