В целях реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов" и Положения о разработке, утверждении реализации ведомственных целевых программ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. N 239, приказываю:
Утвердить прилагаемые Временные методические рекомендации по формированию ведомственных целевых программ и Регламент подготовки и утверждения целевой программы ведомства.
Министр
Ю.П.ТРУТНЕВ
Временные методические рекомендации по формированию ведомственных целевых программ и Регламент подготовки и утверждения целевой программы ведомства
Утверждены
Приказом МПР России
от 30 декабря 2005 г. N 359
ВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ
1. Общие положения
В целях реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах, одобренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", Правительство Российской Федерации утвердило "Положение о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ" (Постановление Правительства Российской Федерации от 19 апреля 2005 г. N 239) (далее - Положение).
Положение определяет порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ, направленных на осуществление субъектами бюджетного планирования государственной политики в установленных сферах деятельности, обеспечение достижения целей и задач социально-экономического развития, повышения результативности расходов федерального бюджета.
При формировании ведомственных целевых программ предъявляются следующие требования:
- четкая формулировка цели программы, соответствующей приоритетам государственной политики, полномочиям и сферам ответственности федеральных органов исполнительной власти;
- описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации программы, включая как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей);
- наличие системы индикаторов и показателей для измерения результатов реализации программы и значений каждого индикатора и показателя, необходимых и достаточных для предварительной (на этапе подготовки), текущей (на этапе реализации) и завершающей (после завершения программы или ее этапа) оценки программы;
- обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов программы, оценки внешних условий и рисков для реализации программы;
- определение системы управления реализацией программы, разграничения полномочий и ответственности различных единиц управления.
Одним из основных требований, предъявляемых при разработке ведомственных целевых программ, является требование о том, что программа должна относиться лишь к одной тактической задаче главного распорядителя средств федерального бюджета и реализуется одним главным распорядителем средств федерального бюджета.
Понятия, используемые при формировании ведомственных целевых программ:
"субъект бюджетного планирования" - "федеральные министерства, а также федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, федеральные органы законодательной и судебной власти, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации и Счетная палата Российской Федерации" <1> - Министерство природных ресурсов Российской Федерации;
"главный распорядитель средств федерального бюджета" - "орган государственной власти Российской Федерации, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств ..." <2> - Министерство природных ресурсов Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство водных ресурсов, Федеральное агентство лесного хозяйства и Федеральное агентство по недропользованию.
--------------------------------
<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов".
<2> Бюджетный кодекс Российской Федерации.
1.1. Ресурсное обеспечение ведомственных целевых программ
Реализация ведомственной целевой программы может осуществляться за счет средств бюджета действующих обязательств и бюджета принимаемых обязательств.
Положением о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год <3> определены следующие понятия:
--------------------------------
<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 6 марта 2005 г. N 118.
"плановый период" - очередной год и последующие 2 года;
"действующие обязательства" - расходные обязательства Российской Федерации, подлежащие исполнению в плановом периоде за счет средств федерального бюджета в объеме, установленном в соответствии с действующими нормативными правовыми актами (за исключением нормативных правовых актов, действие которых истекает, приостановлено или предлагается к отмене, начиная с соответствующего года планового периода), договорами и соглашениями;
"принимаемые обязательства" - планируемое (предлагаемое) увеличение объема действующих обязательств в плановом периоде;
"бюджет действующих обязательств" - объем ассигнований, необходимых для исполнения действующих обязательств в плановом периоде;
"бюджет принимаемых обязательств" - объем ассигнований, необходимых для исполнения принимаемых обязательств в плановом периоде.
Общий объем принимаемых обязательств на соответствующий год планового периода складывается из объемов таких новых видов или дополнительных объемов действующих видов обязательств, которые на момент планирования намечено или предлагается принять к исполнению в соответствующий год посредством принятия новых нормативных правовых актов, договоров и соглашений либо поправок к действующим нормативным правовым актам, договорам и соглашениям.
Обязательства, возникающие на основании договоров и соглашений, планирующихся к заключению на основании уже действующих нормативных правовых актов, к числу принимаемых не относятся и учитываются в составе действующих.
Расчет расходов на реализацию ведомственной целевой программы в части, касающейся исполнения действующих обязательств, осуществляется с использованием утвержденных Министерством финансов Российской Федерации коэффициентов (в том числе с учетом индексов-дефляторов, разрабатываемых Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации).
Расходы на финансирование государственных капитальных вложений, предусматриваемые на реализацию ведомственных целевых программ, включаются в установленном порядке в федеральную адресную инвестиционную программу.
2. Формирование ведомственных целевых программ
Ведомственные целевые программы могут формироваться в 2 видах:
- утверждаемая ведомственная целевая программа (далее - целевая программа ведомства) - утверждаемый субъектом бюджетного планирования комплекс взаимоувязанных мероприятий, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой измеряемыми целевыми индикаторами. Целевая программа ведомства является самостоятельным документом, отдельные ее положения и параметры включаются в доклад о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования;
- аналитическая ведомственная целевая программа (далее - аналитическая программа ведомства) - выделяемая в аналитических целях при подготовке доклада о результатах и основных направлениях деятельности субъекта бюджетного планирования, группировка расходов, направленных на решение конкретной тактической задачи, стоящей перед главным распорядителем средств федерального бюджета, описываемой целевыми индикаторами. Ведомственная целевая программа не подлежит разделению на подпрограммы.
Ведомственная целевая программа должна относиться лишь к одной тактической задаче главного распорядителя средств федерального бюджета, реализуемой одним главным распорядителем средств федерального бюджета. В случае если при реализации ведомственной целевой программы предполагается достижение результатов, которые будут одновременно способствовать решению нескольких тактических задач главного распорядителя средств федерального бюджета (достижению нескольких стратегических целей субъекта бюджетного планирования), программу следует относить к тактической задаче, на решение которой непосредственно направлена программа.
Структура целевой программы ведомства состоит из:
- Паспорта целевой программы ведомства.
- Раздела 1. Характеристика проблемы (задачи), на решение которой направлена целевая программа ведомства.
- Раздела 2. Цели и задачи целевой программы ведомства.