Постановление Правительства Москвы от 7 мая 2002 г. N 330-ПП "О Концепции развития гражданской обороны города Москвы" стр. 8

- осуществление обучения своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- создание и поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию локальных систем оповещения;
- создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;
- подготовка документов для формирования страхового фонда документации.
Основными направлениями совершенствования финансового обеспечения гражданской обороны являются:
- выделение в ведомственной структуре расходов бюджета города Москвы для каждого ведомства и префектур административных округов статьи на финансирование мероприятий гражданской обороны;
- разработка и принятие нормативно-правовых документов, регламентирующих единый городской порядок планирования и финансирования мероприятий гражданской обороны на ведомственной, территориальном и объектовом уровнях;
- выделение в бюджетах городских районов статьи на финансирование мероприятий гражданской обороны;
- разработка инструктивных документов по правилам учета в себестоимости продукции работ (услуг) затрат на реализацию мероприятий гражданской обороны;
- разработка и согласование с федеральными органами исполнительной власти порядка выделения субвенций на обеспечение гражданской обороны города Москвы как столицы Российского государства.

4. Научное обеспечение подготовки и ведения гражданской обороны

Прошедшие за последние два десятилетия коренные изменения экономических и политических основ Российского государства, приближение государственных границ к Московскому региону в связи с распадом СССР, развитие современных способов, методов и средств ведения военных действий, а также особенности столичного мегаполиса обусловливают необходимость научного обеспечения мероприятий гражданской обороны.
Основными направлениями развития научного обеспечения подготовки и ведения гражданской обороны являются:
- разработка и обоснование базовых сценариев возможных масштабов поражения населения и объектов города в случае военных действий различного характера и масштаба;
- разработка совместно с федеральными органами методологии проведения эвакуационных мероприятий в условиях развития современной инфраструктуры городов и загородной базы;
- совершенствование системы мобилизационного развертывания сил и средств ГО, увязка мобилизационных мероприятий органов исполнительной власти, экономики, Вооруженных Сил и гражданской обороны;
- разработка методологии категорирования территорий города, оптимизация структуры и состава сил гражданской обороны г. Москвы;
- разработка основ выбора и оптимизации способов и средств сохранения объектов экономики, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
- разработка, создание и совершенствование системы мониторинга и прогнозирования состояния обстановки в г. Москве в военное время;
- развитие и совершенствование учебно-методической базы подготовки по гражданской обороне на основе использования современных форм, методов и технических средств обучения;
- создание эффективной технологии ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в условиях плотной городской застройки;
- разработка эффективных способов и средств защиты городского населения;
- совершенствование системы управления гражданской обороной на основе эффективного использования городских информационных ресурсов.

5. Реализация концепции развития гражданской обороны города Москвы

Концепция развития гражданской обороны г. Москвы реализуется федеральными органами исполнительной власти, функциональными, отраслевыми и территориальными органами Московской городской администрации, органами местного самоуправления, администрацией организаций путем:
- ежегодного планирования в федеральном и городском бюджете, сметах расходов организаций средств на осуществление мероприятий по гражданской обороне;
- разработки и осуществления федеральных и региональных целевых программ в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- планирования мероприятий по защите населения в рамках государственного оборонного заказа, мобилизационных планов экономики Российской Федерации и г. Москвы, оперативных планов гражданской обороны и планов основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых на федеральном, территориальном, местном и объектовом уровнях;
- разработки новых и уточнения действующих нормативных правовых актов по вопросам совершенствования способов и средств защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- разработки совместно с администрацией Московской области комплексного плана развития Московского региона с учетом необходимых и достаточных мероприятий гражданской обороны (вопросы устойчивости, лечебно-эвакуационные и др.).
Реализация городской политики в области гражданской обороны осуществляется через службы гражданской обороны. Службы создаются для решения наиболее важных задач гражданской обороны и формируются на базе одного или нескольких городских ведомств и организаций.
При необходимости ведомства (городские организации) проводят соответствующее уточнение и корректировку своих положений и уставов. Экспертиза полноты и достаточности внесенных изменений проводится Главным управлением ГОЧС г. Москвы.
Реализация Концепции гражданской обороны в области защиты населения в военное время осуществляется поэтапно и последовательно, исходя из социально-экономических условий государства и г. Москвы, а также приоритетности этих мероприятий.
Первоочередными из них являются:
- на первом этапе - создание нормативной правовой базы в области защиты населения страны с учетом новых условий и требований к ней, сохранение и поддержание в готовности имеющихся средств коллективной и индивидуальной защиты, накопление средств защиты для персонала потенциально опасных объектов экономики и личного состава гражданских организаций гражданской обороны, создание (реконструкция) систем оповещения населения;
- на втором этапе - накопление средств защиты для остального населения столицы; создание на городском, окружном, районном и объектовых уровнях запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств для обеспечения аварийно-спасательных и других неотложных работ, первоочередного обеспечения пострадавшего населения.
Реализация заблаговременных мероприятий гражданской обороны осуществляется в рамках планов развития ведомств (городских организаций), а также в ходе выполнения городских целевых программ. Экспертиза ведомственных планов и городских целевых программ в части реализации в них заблаговременных мероприятий гражданской обороны обеспечивается Главным управлением ГОЧС г. Москвы.
Наиболее масштабные вопросы решаются в рамках городской целевой программы "Развитие гражданской обороны г. Москвы".
Результаты выполнения заблаговременных мероприятий гражданской обороны отражаются в виде специального раздела в годовых отчетах префектов административных округов и ведомств, а также в докладах Главного управления ГОЧС г. Москвы, представляемых Правительству Москвы.