Постановление Правительства Москвы от 7 мая 2002 г. N 330-ПП "О Концепции развития гражданской обороны города Москвы" стр. 6

- проведение комплекса организационно-технических мероприятий по защите имеющихся в различных организациях запасов продовольствия, пищевого сырья и товаров первой необходимости и по обеспечению своевременного перебазирования таких запасов в случаях, когда они могут оказаться в зонах возможного химического заражения и радиоактивного загрязнения.

Повышение готовности к ведению аварийно-спасательных и других неотложных работ

Эффективность гражданской обороны во многом определяется степенью готовности ее сил и средств к ведению АСДНР в очагах поражения, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Основными направлениями работы по повышению готовности к ведению АСДНР являются:
- создание группировок сил гражданской обороны г. Москвы, административных округов, городских районов с учетом возможных зон поражения и объемов ведения АСДНР в условиях плотной городской застройки;
- корректировка планов взаимодействия с силами федеральных органов власти с учетом возможной обстановки в военное время;
- практическая отработка системы взаимодействия объектовых и территориальных сил гражданской обороны в ходе учений и тренировок;
- обеспечение формирований ГО техникой и имуществом согласно предусмотренным штатным перечням за счет специальной техники и имущества, имеющихся в организациях для обеспечения производственной деятельности;
- обеспечение формирований ГО техникой и имуществом по номенклатуре, установленной МЧС России (СИЗ, дозиметрическая аппаратура, приборы радиационной разведки и дозиметрического контроля, средства связи и оповещения, индивидуальные средства медицинской защиты);
- развертывание эффективной системы технического оснащения сил гражданской обороны;
- создание системы ремонта и обслуживания средств технического оснащения сил гражданской обороны;
- создание резервов (городского, окружных, районных и объектовых) технических средств и горюче-смазочных материалов для ведения АСДНР;
- внедрение современных технологий ведения аварийно-спасательных работ в условиях плотной городской застройки.

Совершенствование систем управления и связи гражданской обороны

Для выполнения поставленных задач гражданской обороне требуется надежная, постоянно действующая система управления, использующая современные технические средства, с минимально необходимым временем перевода ее с мирного на военное положение. Основными составляющими такой системы являются пункты управления, узлы связи и оповещения.
Основными направлениями повышения эффективности системы управления гражданской обороны являются:
- совершенствование системы планирования мероприятий гражданской обороны до городского района и объекта включительно;
- разработка и реализация комплекта организационно-технических решений по повышению устойчивости системы управления гражданской обороны (живучести пунктов управления, комплексов средств автоматизации и передачи данных и т.п.);
- обеспечение бронирования руководящих работников гражданской обороны, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, за органами управления и формирования ГО;
- инвентаризация состояния запасных пунктов управления и разработка типовых технических решений по их модернизации;
- создание страхового фонда документации на наиболее важные городские объекты, оснащение органов управления гражданской обороны техническими средствами работы с микрографическими носителями информации;
- создание запасных пунктов управления в городских районах и ведомствах Правительства Москвы;
- разработка и внедрение во всех уровнях управления программных комплексов информационной поддержки решений начальников гражданской обороны;
- создание корпоративной цифровой системы связи Главного управления ГОЧС г. Москвы на базе волоконно-оптической сети "Комкор";
- оснащение мобильного пункта управления гражданской обороны средствами спутниковой связи и средствами привязки к опорным узлам связи Вооруженных Сил страны и ведомственных сетей связи;
- создание Единой системы связи города Москвы на военное время;
- создание мобильных систем связи органов управления города Москвы для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации мирного и военного времени;
- замена устаревших средств связи, используемых в формирования ГО, а также находящихся на складах длительного хранения, на современные средства связи военного и общего применения.

Формирование эффективной системы мониторинга за обстановкой на территории города (радиационной, химической, биологической, инженерной, пожарной, гидродинамической)

На современном этапе назрела необходимость более тесного организационного и функционального объединения всех сил и средств в систему мониторинга, обеспечивающую эффективный контроль обстановки на всей территории Москвы.
Основными направлениями формирования и развития системы мониторинга являются:
- инвентаризация всех организаций, расположенных на территории Москвы (вне зависимости от форм собственности и ведомственной принадлежности), имеющих возможность решать задачи мониторинга;
- разработка и принятие пакета нормативных правовых документов, определяющих порядок формирования и функционирования (в том числе и финансовое обеспечение) городской системы мониторинга в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- развитие городского центра мониторинга и прогнозирования ЧС как центрального звена городской системы мониторинга;
- совершенствование методов и технических средств мониторинга за радиационной, химической, биологической, инженерной, пожарной, гидродинамической обстановкой, в том числе степени зараженности (загрязнения) продовольствия и объектов окружающей среды радиоактивными, химическими и биологическими веществами;
- разработка и программное обеспечение методов прогноза развития обстановки в зонах поражения с учетом особенностей г. Москвы;
- расширение первичной сети мониторинга до уровня, необходимого и достаточного для достоверной оценки и контроля обстановки.

Повышение уровня готовности городских объектов к устойчивому функционированию в военное время

Одна из основных задач гражданской обороны состоит в достижении необходимого уровня устойчивости функционирования наиболее важных объектов города в военное время, то есть в максимально возможном обеспечении потребностей города за счет производства продукции в заданных номенклатуре и объемах. Это достигается заблаговременным проведением комплекса организационных, экономических и технических мероприятий, направленных:
- на снижение возможных потерь и разрушений от современных средств поражения, в том числе за счет использования средств маскировки;
- повышение надежности ресурсного обеспечения городских объектов, в том числе водой, теплом, электроэнергией;
- создание условий для восстановления производственных мощностей разрушенных объектов промышленности и систем жизнеобеспечения в минимальные сроки.
Перечни объектов, продолжающих деятельность в военное время, определяются Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы.
Основными направлениями подготовки городских объектов к устойчивому функционированию в военное время являются:
- разработка и утверждение перечня городских объектов, продолжающих деятельность в военное время;
- разработка и принятие нормативного документа, регламентирующего требования по повышению устойчивости функционирования городских объектов с учетом особенностей г. Москвы;
- разработка и принятие городских нормативных правовых документов по проектированию и реализации организационно-технических мероприятий, направленных на устойчивое функционирование объектов промышленности и систем жизнеобеспечения;
- проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по отработке современных способов снижения демаскирующих признаков городских объектов и их внедрение на наиболее важных объектах;
- инвентаризация возможностей предприятий строительного комплекса, подготовка их к восстановлению разрушенных объектов;
- развертывание работ по созданию страхового фонда документации для проведения восстановительных работ на наиболее важных объектах;