Постановление Правительства Москвы от 7 мая 2002 г. N 330-ПП "О Концепции развития гражданской обороны города Москвы" стр. 4

Приоритетные направления развития гражданской обороны города Москвы обеспечивают реализацию государственной политики в области гражданской обороны, которая в начале XXI века обусловлена следующими особенностями:
- усиление роли государства и города в области планирования и проведения мероприятий гражданской обороны;
- усиление роли экономических факторов и стимулов при выполнении мероприятий гражданской обороны;
- расширение функций гражданской обороны в гуманитарной области деятельности общества;
- дальнейшее развитие Московской городской системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций как основной базы для совершенствования и укрепления гражданской обороны.

Повышение эффективности системы обучения населения, подготовки руководящего состава и специалистов органов управления, кадрового состава гражданских организаций гражданской обороны

Обучение населения, подготовка руководящего состава и специалистов органов управления, кадрового состава формирований ГО осуществляется и проводится в рамках Единой государственной системы подготовки в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в Академии гражданской защиты МЧС России, в учреждениях образования (в том числе в учебных заведениях повышения квалификации и подготовки кадров министерств и ведомств и учебно-методических центрах по ГОЧС), по месту работы, учебы и жительства.
При подготовке руководящего состава и специалистов органов управления, руководителей и личного состава формирований используются все существующие формы и методы подготовки, при этом приоритетным направлением является практическая подготовка в ходе проведения командно-штабных и комплексных учений гражданской обороны, штабных и объектовых тренировок, а также тактико-специальных учений с формированиями.
Подготовка учащейся молодежи осуществляется в рамках программ в области безопасности жизнедеятельности.
Подготовка населения, не занятого в сферах производства и обслуживания, осуществляется за счет расширения информационного обеспечения с помощью средств массовой информации, увеличения тиражей специальной и популярной литературы по гражданской обороне и предоставления возможности получения исчерпывающей информации по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени через консультационные пункты.
Основными направлениями развития системы подготовки по гражданской обороне являются:
- разработка и реализация комплексных целевых программ по подготовке населения и специалистов в области гражданской обороны;
- разработка и принятие нормативных правовых документов, определяющих содержание и порядок подготовки населения города Москвы в области гражданской обороны;
- разработка комплекса мер по повышению эффективности проведения командно-штабных и комплексных учений гражданской обороны, штабных и объектовых тренировок, а также тактико-специальных учений с формированиями ГО;
- создание новой и совершенствование существующей учебно-материальной базы гражданской обороны;
- разработка и внедрение новых учебных программ подготовки всех категорий населения в области гражданской обороны с учетом региональной специфики г. Москвы;
- внедрение в систему подготовки современных информационных технологий - компьютерных обучающих программ, компьютерных игр и тренажеров по совершенствованию навыков поведения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- возобновление практики проведения игр типа "Зарница", организация специализированных летних лагерей подростков "Юный спасатель", создание кадетских корпусов и т.п.;
- создание в Москве системы учебно-консультационных пунктов по ГОЧС;
- разработка и выпуск современной учебно-методической и популярной литературы, наглядных пособий в области безопасности жизнедеятельности и защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- создание и развитие общественных движений и организаций, осуществляющих свою деятельность в популяризации и пропаганде знаний и умений по защите в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;
- организация теле- и радиопередач, в том числе и развлекательного характера, по пропаганде знаний в области защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- создание полигона для практической отработки технологий ведения АСДНР;
- создание компьютерных обучающих программ и тренажеров для теоретического усвоения методов современных спасательных технологий.

Совершенствование системы оповещения гражданской обороны

Основными направлениями совершенствования систем оповещения являются:
- создание центральной станции оповещения;
- реконструкция системы электросиренного оповещения населения;
- создание автоматизированного рабочего места Оперативного дежурного ГУ ГОЧС г. Москвы и УГОЧС административных округов;
- разработка и внедрение современной аппаратуры оповещения, работающей на цифровых сетях связи, по телерадиоканалам, в том числе по каналам кабельного телевидения;
- создание локальных систем оповещения населения в районах размещения потенциально опасных объектов и их сопряжение с системами управления территориальными органами управления гражданской обороны;
- реконструкция системы оповещения населения, работающая по каналам радиотрансляционной сети, в том числе сети уличной звукофикации;
- создание системы оповещения населения по каналам систем сотовой радиосвязи общего пользования;
- внедрение нового поколения звукоизлучающих средств оповещения населения стационарного и мобильного типов с энергонезависимой базой.

Совершенствование эвакуационных мероприятий

В современных войнах и вооруженных конфликтах эвакуация населения из опасных районов остается действенным способом защиты.
Порядок организации и проведения эвакуационных мероприятий требует существенной переработки с учетом как внешних факторов, так и особенностей столичного мегаполиса.
К внешним факторам относятся:
- сокращение базы для размещения эвакуируемых из Москвы из-за придания ряду соседних областей статуса приграничных;
- переход от административных методов управления к экономическим;
- создание в экономике новых организационно-правовых структур с резким сокращением доли государственных предприятий;
- отсутствием на федеральном уровне нормативных правовых документов, регламентирующих порядок финансирования и проведения заблаговременных мероприятий по подготовке к эвакуации.
Особенностями столичного мегаполиса, оказывающими влияние на организацию и проведение эвакуации, являются:
- отсутствие собственной загородной зоны;
- изменение административно-территориального деления города (введение 3-уровневой системы "город - административный округ - городской район") и системы управления городским хозяйством;
- большое количество объектов федерального подчинения, акционированных предприятий, в том числе с участием иностранного капитала;
- большое количество посольств, представительств зарубежных стран и организаций;
- значительные объемы материальных и финансовых средств, культурных ценностей, подлежащих эвакуации;
- большое количество временно проживающих (временных рабочих, командированных) и транзитных пассажиров.
Основными направлениями совершенствования эвакуационных мероприятий являются: