- террористические и диверсионные акты на объектах повышенного риска, объектах систем жизнеобеспечения и в местах массового пребывания населения;
- воздействие космического психотропного оружия на население;
- точечные избирательные удары по органам управления и стратегически важным объектам;
- радиоэлектронное подавление систем управления;
- локальное применение нейтронного оружия.
В тоже время полностью нельзя исключать масштабного применения по Москве современных средств поражения.
В результате военных действий на территории г. Москвы могут возникнуть обширные очаги поражения, многочисленные жертвы среди населения, кардинальные нарушения условий его жизнедеятельности.
Учитывая характер современных войн и реальные экономические возможности государства, гражданская оборона г. Москвы в начале ХХI века должна стать:
- оперативно-мобильной при развертывании для действий в военное время и при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
- рационально-экономной в части финансовых и материальных затрат на подготовку и реализацию мероприятий.
Основы организации, подготовки и ведения гражданской обороны города Москвы
Выполнение задач гражданской обороны является обязательной функцией всех органов исполнительной власти г. Москвы и организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также обязанностью каждого жителя города.
Организация, подготовка и ведение гражданской обороны города Москвы осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы в области гражданской обороны, а также директивами первого заместителя начальника гражданской обороны Российской Федерации - Министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и распорядительными документами начальника гражданской обороны г. Москвы.
В войсках, воинских формированиях и организациях, отнесенных к объектам местной обороны, задачи гражданской обороны решаются в соответствии с ведомственными положениями.
Гражданская оборона г.Москвы организуется по территориально-производственному принципу.
Руководство гражданской обороной в городе осуществляет Мэр Москвы, являющийся Начальником гражданской обороны г. Москвы.
Руководство гражданской обороной в административных округах осуществляют префекты, в городских районах - главы районных Управ, в функциональных и отраслевых органах московской городской администрации, в организациях независимо от их организационно-правовых форм - их руководители, являющиеся по должности начальниками гражданской обороны.
Начальники гражданской обороны в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации и г.Москвы, несут персональную ответственность за состояние гражданской обороны в подведомственных организациях и на подведомственной территории.
Начальники гражданской обороны осуществляют руководство гражданской обороной через органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны:
Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы (далее - ГУ ГОЧС);
- управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям административных округов (далее - УГОЧС);
- отделы по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям районов города;
- штабы (отделы, секторы, работники) по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям в ведомствах и организациях, независимо от их организационно-правовых форм.
Для обеспечения мероприятий по гражданской обороне создаются городские, окружные, районные и объектовые службы гражданской обороны. Состав и задачи служб гражданской обороны определяются соответствующими начальниками гражданской обороны.
Для ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах массового поражения создаются силы и средства гражданской обороны.
В состав сил гражданской обороны входят:
- соединения и части войск гражданской обороны;
- гражданские организации гражданской обороны (далее - формирования ГО).
Воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.
Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Состав и оснащение формирований ГО определяются Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы.
Силы гражданской обороны создаются в мирное время.
Заблаговременная (в мирное время) подготовка гражданской обороны является непременным условием эффективной защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Гражданская оборона Москвы в мирное время должна быть готовой к решению следующих задач:
- обеспечению оперативного развертывания органов управления, сил и средств гражданской обороны для действий в условиях военного времени;
- проведению эвакуации населения в угрожаемый период и в военное время;
- выполнению задач в зонах чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- оповещению населения города Москвы о воздушно-космическом нападении, а также об авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;
- укрытию населения города в защитных сооружениях, в том числе на станциях метрополитена;
- организации взаимодействия между всеми организациями и предприятиями, привлекаемыми к обеспечению мероприятий гражданской обороны;
- создание запасов материально-технических средств для обеспечения мероприятий гражданской обороны;
Подготовка гражданской обороны включает:
- разработку планов гражданской обороны;
- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- обучение руководящего состава действиям по организации мероприятий ГО и руководству подчиненными силами и средствами в условиях военного времени;
- создание и поддержание в постоянной готовности системы оповещения гражданской обороны об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- подготовку эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
- участие в создании и оснащении пунктов управления органов исполнительной власти;
- формирование страхового фонда документации на объекты повышенного риска, объекты систем жизнеобеспечения населения и массового пребывания людей;
- создание в мирное время фонда убежищ для защиты населения города, а также накопление средств индивидуальной защиты (далее - СИЗ);