Постановление Правительства Москвы от 7 мая 2002 г. N 330-ПП "О Концепции развития гражданской обороны города Москвы" стр. 3

- сохранение убежищ и поддержание их в постоянной готовности к использованию по прямому назначению;
- приспособление метрополитена для защиты и жизнеобеспечения населения в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;
- подготовку мероприятий по световой и другим видам маскировки;
- создание и подготовку необходимых сил и средств для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;
- разработку и осуществление мер, направленных на повышение устойчивости функционирования в военное время наиболее значимых городских учреждений и объектов экономики, объектов жизнеобеспечения населения;
- создание необходимых условий для первоочередного обеспечения населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- подготовку системы управления гражданской обороны на военное время.
Ведение гражданской обороны начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в городе Москве.
Перевод гражданской обороны на военное положение производится в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Планы гражданской обороны г. Москвы вводятся в действие начальником гражданской обороны г. Москвы в установленном порядке.
Ведение гражданской обороны включает:
- приведение в готовность систем и органов управления гражданской обороны;
- реализацию мероприятий гражданской обороны в соответствии с мобилизационными планами;
- проведение мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее - АСДНР);
- первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий;
- обеспечение действий сил гражданской обороны.
Руководство силами и средствами гражданской обороны начальники гражданской обороны осуществляют с пунктов управления.
Гражданская оборона г.Москвы в условиях военного времени должна обеспечить:
- оповещение о нападении и укрытие населения в защитных сооружениях;
- обеспечение населения средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормативами;
- массовое обучение всего населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- отселение населения из зон боевых действий и опасных районов;
- общую эвакуацию (по особому распоряжению) населения из города в случае применения оружия массового поражения;
- частичную эвакуацию населения и персонала предприятий при угрозе их поражения высокоточным оружием или вторичными факторами;
- эвакуацию материально-культурных ценностей в безопасные районы и (или) укрытие их в специальных хранилищах;
- проведение комплекса мероприятий по световой и другим видам маскировки территории города и объектов, продолжающих работу в военное время;
- постоянную готовность сил и средств для ликвидации последствий применения средств нападения и оказания помощи пострадавшим;
- ведение постоянного наблюдения и контроля за обстановкой на территории города;
- поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- срочное восстановление объектов систем жизнеобеспечения города;
- захоронение трупов в сроки, не допускающие возникновения эпидемий;
первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- устойчивое управление мероприятиями гражданской обороны.

Состояние гражданской обороны города Москвы

В настоящее время состояние гражданской обороны г. Москвы не в полной мере отвечает современным требованиям.
Существующая система связи гражданской обороны г. Москвы базируется в основном на каналы Московской городской сети телефонной связи и не в состоянии обеспечить устойчивую работу в условиях военного времени. Предназначенная на особый период корпоративная сеть связи наиболее важных абонентов, введенная в действие в 1958 г. на базе АТС-47, морально и физически устарела. Предприняты только первые шаги по переводу на современные виды связи - поставлена цифровая АТС в ГУ ГОЧС г.Москвы, подключены к оптоволоконной сети пункты управления ГО г. Москвы.
Действующая система оповещения населения не отвечает требованиям и требует коренной перестройки по следующим причинам:
- аппаратура П-164, используемая в системе электросиренного оповещения, морально и физически устарела, обладает низкой устойчивостью к помехам, создаваемым оргтехникой и АОНами, не приспособлена к работе в цифровых сетях связи, на которые переходит МГТС к 2005 г.;
- организационно-технические решения по оповещению населения через теле- и радиоканалы отличаются низкой устойчивостью (аппаратура размещена в одном месте - на телебашне в Останкино) и не позволяет задействовать для этих целей все программы теле- и радиовещания, кабельное телевидение, в том числе различных форм собственности;
- отсутствуют локальные системы оповещения населения вокруг потенциально опасных объектов.
Темпы строительства убежищ снизились и не отвечают потребностям города. На многих защитных сооружениях, особенно в жилой застройке, не проводится техническое обслуживание и ремонт систем жизнеобеспечения, в результате часть из них не готовы к приему укрываемых. Снизился запас средств индивидуальной защиты и приборов дозиметрического контроля из-за отсутствия федерального финансирования для их пополнения до установленных норм. Низка готовность формирований ГО. Требует совершенствования система управления гражданской обороны. Крайне медленно разрабатываются и внедряются мероприятия по повышению устойчивости функционирования в военное время объектов и предприятий, существенно необходимых для обеспечения деятельности городского хозяйства и выживания населения. Медленно разворачивается работа по обеспечению выполнения новых задач гражданской обороны, возложенных Федеральным законом "О гражданской обороне" (проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки; первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий; срочное захоронение трупов в военное время и др.).
К числу проблем, требующих оперативного разрешения, относятся:
- противоречие между устаревшими взглядами и подходами к решению задач гражданской обороны и сложившимися новыми реальными условиями (коренное изменение взглядов на характер, способы и масштабы применения вооруженных сил, появление новых видов и систем оружия, изменившиеся военно-экономические возможности, изменение "статуса" ряда областей, куда планировалась эвакуация населения г. Москвы - после распада СССР они стали приграничными, снижение роли административных методов управления и др.);
- разрыв между декларируемыми и реальными возможностями по обеспечению защиты населения и объектов экономики в случае крупномасштабных боевых действий, в том числе с применением оружия массового поражения;
- недостаточная готовность гражданской обороны к участию в ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного времени;
- формализм при планировании и выполнении ряда мероприятий гражданской обороны;
- снижение уровня участия населения города в мероприятиях гражданской обороны, появление у общественности элементов благодушия, скептицизма, сомнения в эффективности и целесообразности мероприятий ГО.
Гражданская оборона в настоящее время вступила в такую стадию своего развития, когда требуется коренным образом переосмысливать принципы, формы и методы ее деятельности, сформировать новые подходы к планированию и реализации ее мероприятий.

2. Приоритетные направления развития гражданской обороны города Москвы