Целенаправленная деятельность городской администрации в области обеспечения защиты населения и территорий города от угроз военного характера позволила в последние годы укрепить систему гражданской обороны города Москвы.
На базе отраслевых и функциональных звеньев городской администрацией сформированы службы гражданской обороны. В организациях, органах местного самоуправления активизировалась работа по созданию сил гражданской обороны, подготовке населения и руководителей в области гражданской обороны. Совершенствуется система связи и оповещения гражданской обороны, реализуется единая городская политика в области строительства и поддержания в готовности защитных сооружений гражданской обороны.
Однако сохраняющаяся опасность вооруженных конфликтов и резкая активизация международного терроризма, постоянное совершенствование современного оружия, изменение стратегии и тактики ведения вооруженной борьбы требуют особого внимания к проблемам совершенствования системы гражданской обороны города Москвы.
В целях реализации требований Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", Концепции безопасности г.Москвы и повышения эффективности городской политики в области обеспечения безопасности населения и городской инфраструктуры от угроз военного характера, а также реализации выводов комиссии Совета безопасности Российской Федерации по результатам проверки федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Концепцию развития гражданской обороны города Москвы (далее Концепция), согласно приложению.
2. Префектам административных округов, главам районных Управ (начальникам гражданской обороны административных округов и районов), руководителям департаментов, комитетов, управлений Правительства Москвы, городских организаций:
2.1. При формировании перспективных планов развития подведомственных организаций учитывать положения настоящей Концепции.
2.2. Начиная с 2002 года вопросы реализации мероприятий Концепции отражать в ежегодных докладах о состоянии гражданской обороны.
2.3. При планировании учений и тренировок по гражданской обороне предусматривать отработку практических мероприятий по переводу с мирного на военное положение, приведению в готовность органов управления, системы связи и оповещения, средств индивидуальной и коллективной защиты населения.
3. Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы:
3.1. До конца 2002 года разработать и представить в установленном порядке на утверждение Правительства Москвы программу развития гражданской обороны города Москвы на 2004 - 2006 гг.
3.2. В IV квартале 2002 года в рамках Комплексной программы "Безопасность Москвы" обеспечить разработку номенклатуры и объемов создаваемых городом в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и представить их на утверждение Правительства Москвы.
3.3. Внести во II квартале 2002 года в МЧС России предложение о разработке нормативных документов по инженерно-техническим и другим мероприятиям гражданской обороны с учетом особенностей современных средств и методов ведения военных действий.
3.4. Исключен
3.5. В IV квартале 2002 года внести предложение для рассмотрения на заседании Объединенной коллегии исполнительных органов государственной власти Москвы и Московской области вопроса о выделении загородных зон на территории Московской области для рассредоточения органов исполнительной власти города Москвы, органов местного самоуправления, организаций и размещения населения, эвакуируемого из города Москвы.
4. Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы оказать содействие Главному управлению ГОЧС г.Москвы в освещении в городских средствах массовой информации целей и задач гражданской обороны города Москвы, в издании и распространении методических материалов по вопросам гражданской обороны.
5. Департаменту науки и промышленной политики Правительства Москвы начиная с 2003 года по заявкам Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Москвы предусматривать финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по вопросам гражданской обороны в разделе "Безопасность населения" Городской программы развития науки и технологий в интересах города Москвы на 2002 - 2004 гг.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Аксенова П.Н.
О ходе выполнения постановления доложить Мэру Москвы в январе 2002 года.
Мэр Москвы | Ю.М. Лужков |
Приложение
к постановлению Правительства Москвы
от 7 мая 2002 г. N 330-ПП
Концепция развития гражданской обороны города Москвы
Введение
Концепция развития гражданской обороны г. Москвы (далее - Концепция) представляет собой официально принятую систему взглядов на цели, основные принципы, направления и приоритеты развития системы гражданской обороны города в условиях возможных современных войн.
Она является основой для:
- формирования и проведения единой политики городской администрации, экономических и социальных структур, населения в области обеспечения готовности гражданской обороны города;
- разработки и реализации программ развития и совершенствования гражданской обороны г. Москвы;
- увязки мероприятий и планов гражданской обороны с мобилизационными планами экономики органов исполнительной власти, органов местного самоуправления г. Москвы и планами мобилизационной подготовки экономики г. Москвы;
- совершенствования и дальнейшего развития городской нормативной правовой базы в области гражданской обороны.
Концепция разработана на период до 2010 года на основе прогноза возможной военно-политической обстановки в начале ХХI века, вероятного характера военных конфликтов, анализа состояния гражческой города и с учетом реальных экономических возможностей по реализации мероприятий в области подготовки гражданской обороны.
Правовую нормативную основу Концепции составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "О гражданской обороне", другие федеральные законы в области обороны государства, Концепция национальной безопасности Российской Федерации, Концепция безопасности Москвы, Международное гуманитарное право по защите жертв войны, постановления Правительства Российской Федерации и Правительства Москвы в области гражданской обороны.
В Концепции отражены правовые и организационные основы системы гражданской обороны г. Москвы, цели, принципы и особенности политики в области гражданской обороны, основные направления ее развития и совершенствования, порядок реализации Концепции.
1. Общие положения
Роль и место гражданской обороны в современных условиях
Национальная безопасность России не может быть достаточной, если не будут решены на необходимом уровне проблемы защиты и выживания населения, живучести экономики и устойчивости государственного управления в сложных условиях ведения современной вооруженной борьбы.
В связи с этим гражданская оборона как система общегосударственных мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, представляет одну из важнейших областей оборонной и социально-экономической политики государства.
Анализ возможной военно-политической обстановки на начало XXI века позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на снижение угрозы развязывания прямой крупномасштабной агрессии против России, принятие решений о запрещении испытаний ядерного оружия и об уничтожении химического оружия, потенциально-военная опасность для Российской Федерации сохранится. Продолжится борьба за передел сфер влияния между государствами, обострятся ресурсные и территориальные проблемы. Усилится негативное влияние на безопасность страны националистического и религиозного экстремизма, которые могут привести к внутренним вооруженным конфликтам, масштабным террористическим акциям.
В последнее время возрастает опасность втягивания России в локальные войны и вооруженные конфликты, которые при определенных условиях могут перерастать в региональные войны.
Характерными особенностями военных конфликтов начала ХХI века будут являться:
- массированное применение высокоточного оружия, средств радиоэлектронной борьбы, а в перспективе и оружия на новых физических принципах;
- ведение вооруженной борьбы во всех сферах - в космосе, на суше, в воздухе и на море при возрастающей роли средств воздушно-космического нападения;
- поражение важнейших объектов и элементов инфраструктуры;
- широкое использование аэромобильных сил, воздушных десантов и войск специального назначения;
- постоянная угроза расширения масштабов конфликта и применения оружия массового поражения.
Москва является столицей Российского государства, крупнейшим промышленным, административным, культурным и научным центром.
В условиях военных действий наиболее вероятными формами вооруженной борьбы в Москве могут стать: