Приказ Роспатента от 6 июня 2003 г. N 84"О Правилах составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу патента на промышленный образец" стр. 11

В том случае, когда заявителем испрашивается несколько приоритетов (в соответствии с пунктом 6 статьи 19 Закона), в зависимости от указанных заявителем оснований для испрашивания таких приоритетов устанавливается соблюдение условий, перечисленных в пунктах 19.3.2.1 - 19.3.2.4 настоящих Правил.
В частности, если для промышленного образца, охарактеризованного в одном из пунктов перечня существенных признаков группы промышленных образцов, испрашивается приоритет по дате подачи более ранней заявке того же заявителя (пункт 19.3.2.3. настоящих Правил), а в отношении промышленного образца, охарактеризованного в другом пункте - по дате поступления дополнительных материалов к этой заявке (пункт 19.3.2.2 настоящих Правил), то в отношении каждого из указанных промышленных образцов должны быть соблюдены условия, приведенные в соответствующем пункте.
Если заявителем при испрашивании нескольких приоритетов не разнесены их даты по пунктам перечня существенных признаков, заявителю предлагается указать, каким пунктам перечня соответствуют даты испрашиваемого приоритета, при этом заявитель уведомляется о том, что в случае непредставления соответствующих сведений, в отношении всех пунктов перечня устанавливается приоритет по наиболее поздней дате.
19.3.2.6. При соблюдении требований, указанных в пунктах 19.3.2.1 - 19.3.2.5 настоящих Правил, в отношении заявленного промышленного образца устанавливается испрашиваемый приоритет.
В случае выявления несоблюдения хотя бы одного из условий, указанных в пунктах 19.3.2.1 - 19.3.2.5 настоящих Правил, приоритет промышленного образца устанавливается (с предварительным уведомлением об этом заявителя) в соответствии с пунктом 19.3.1 настоящих Правил по дате подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Если указанное условие не соблюдено в отношении какого-либо промышленного образца из группы промышленных образцов, приоритет по дате подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности устанавливается только для этого промышленного образца.
19.3.3. При проверке соблюдения условия, связанного с раскрытием заявленного промышленного образца в ранее поданных материалах, проводимой в случае, предусмотренном пунктом 19.3.2 настоящих Правил, устанавливается, имеются ли на изображениях, содержавшихся в материалах, послуживших основанием для испрашивания приоритета, все признаки, приведенные в перечне существенных признаков заявленного промышленного образца и нашедшие отражение на изображениях изделия в рассматриваемой заявке.
При проверке соблюдения указанного условия в случае испрашивания приоритета по выделенной заявке устанавливается, раскрыт ли промышленный образец в первоначальной заявке, а если заявка выделена из конвенционной заявки и приоритет испрашивается по дате ее приоритета - то в первой заявке.
При проверке выполнения указанных условий в случае испрашивания конвенционного приоритета от заявителя может быть потребовано представление перевода первой заявки, поданной им в государстве - участнике Парижской конвенции.
19.3.4. В том случае когда после установления приоритета заявителем представлен измененный перечень существенных признаков промышленного образца, проводится повторная проверка наличия оснований для установления испрашиваемого приоритета.
19.4. Проверка перечня существенных признаков промышленного образца.
(1) Проверка проводится в отношении перечня существенных признаков промышленного образца, принятого к рассмотрению по результатам формальной экспертизы, а если он изменялся заявителем после завершения формальной экспертизы, - то в отношении измененного заявителем перечня существенных признаков при условии соблюдения требований, указанных в подпунктах (1), (3), (4) пункта 20 настоящих Правил. В том случае, когда при проведении формальной экспертизы заявки было установлено нарушение требования единства промышленного образца и заявитель в установленный срок сообщил, какой промышленный образец подлежит рассмотрению в рамках поданной заявки, проверка проводится в отношении перечня этого промышленного образца.
Если такое сообщение в установленный срок от заявителя не поступило, проверка проводится в отношении промышленного образца, указанного в перечне существенных признаков первым.
(2) При проверке перечня существенных признаков промышленного образца устанавливается наличие в нем существенных признаков заявленного промышленного образца, совокупность которых достаточна для формирования внешнего вида изделия, нашедшего отражение на его изображениях, с указанными заявителем эстетическими и (или) эргономическими особенностями.
Если установлено, что в перечне существенных признаков промышленного образца отсутствует нашедший отражение на изображении изделия признак, который, по мнению экспертизы, является существенным, так как без него не создаются указанные заявителем эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия (в частности, если этот признак содержится в описании промышленного образца), заявителю предлагается включить этот признак в перечень существенных признаков. При этом приводятся доводы, подтверждающие влияние данного признака на эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, указанные заявителем.
Если экспертизой выявлены дополнительные эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, приводятся доводы, подтверждающие влияние на эти особенности признака, нашедшего отражение на изображении изделия, но не указанного заявителем в перечне существенных признаков промышленного образца, и заявителю предлагается включить этот признак в перечень существенных признаков. При этом приводимые доводы могут основываться на раскрытой в описании причинно-следственной связи между признаком, отображенным на изображении изделия, и выявленными экспертизой дополнительными эстетическими и (или) эргономическими особенностями внешнего вида изделия или на проведенном экспертизой теоретическом анализе заявленного промышленного образца.
В том случае когда устанавливается, что представленный заявителем перечень существенных признаков содержит несущественные признаки, заявителю может быть предложено рассмотреть вопрос о целесообразности сохранения такой редакции перечня существенных признаков промышленного образца.
При отказе заявителя от таких корректировок (либо не# поступлении согласия с ними от заявителя) в дальнейшем при проверке патентоспособности промышленного образца рассматривается перечень существенных признаков в редакции заявителя.
Недопустимо исключение из рассмотрения каких-либо признаков, относящихся к внешнему виду изделия, нашедших отражение на изображениях изделия и включенных заявителем в перечень существенных признаков, на основании иного мнения экспертизы, чем мнение заявителя, о влиянии этих признаков на эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия.
(3) При проверке перечня существенных признаков промышленного образца устанавливается, соблюдено ли условие возможности идентифицирования содержащихся в нем признаков в соответствии с подпунктом (6) пункта 3.4.1 настоящих Правил.
При возникновении сомнений в соблюдении указанного условия, когда не обеспечивается возможность их однозначного визуального идентифицирования с элементами приведенного заявителем изображения изделия, в том числе однозначного понимания специалистом смыслового содержания понятий, которыми они охарактеризованы, экспертиза вправе запросить у заявителя разъяснения для подтверждения такой возможности. В частности, экспертиза вправе запросить у заявителя сведения, подтверждающие то, что в отношении признака, содержащегося в перечне существенных признаков промышленного образца, имеется возможность однозначного понимания специалистом на основании сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца, его смыслового содержания.
Если установлено, что для возможности идентифицирования признака необходима корректировка его характеристики в перечне на основе изображения с учетом разъяснений описания промышленного образца, заявителю в направляемом ему запросе предлагается провести такую корректировку.
В том случае когда соблюдено условие возможности идентифицирования признака, но для его характеристики использована терминология устаревшая или не в полной мере соответствующая принятой в конкретной области деятельности, заявителю может быть рекомендовано внести соответствующую корректировку в перечень существенных признаков.
Если установлено, что признак охарактеризован с нарушением условия, приведенного в подпункте (6) пункта 3.4.1 настоящих Правил, но заявитель отказывается скорректировать перечень существенных признаков промышленного образца, то при дальнейшем рассмотрении заявки такой признак и использованные для его характеристики понятия, включенные в перечень, во внимание не принимаются.
(4) Проверка перечня существенных признаков промышленного образца включает выявление в перечне признаков, не относящихся к художественно-конструкторскому решению изделия, которое реализуется в виде эстетических и (или) эргономических особенностей внешнего вида этого изделия.
К художественно-конструкторскому решению изделия не относятся признаки, нашедшие отражение в таких элементах изображения и характеризуемые соответствующими этим элементам признаками перечня, которые предназначены исключительно для информационно-потребительских, информационно-рекламных или других специальных целей и не имеющие графических, шрифтовых или колористических особенностей, в частности:
- элементы, имеющие смысловое, в том числе, информационное содержание, например, буквы, слова, предложения, цифры, в том числе элементы, имеющие характер специальных обозначений на изделии (например, ГОСТ, место изготовления, год выпуска, автор дизайна, специальные знаки отличия);
При наличии в перечне существенных признаков промышленного образца таких признаков заявителю предлагается осуществить корректировку перечня для исключения из него этих признаков.
Если установлено, что признак перечня охарактеризован с нарушением условия, приведенного в данном подпункте настоящих Правил, но заявитель отказывается скорректировать перечень существенных признаков промышленного образца, то при дальнейшем рассмотрении заявки такой признак или использованные для его характеристики понятия, включенные в перечень, во внимание не принимаются.
(5) При проверке перечня существенных признаков промышленного образца на соответствие требованию подпункта (2) пункта 3.4.1 настоящих Правил может быть обращено внимание заявителя на то, использованы ли для характеристики признаков, включенных в перечень существенных признаков промышленного образца, понятия, содержащиеся в описании.
Если выявлены такие понятия, которые использованы заявителем при характеристике признаков, включенных в перечень, (а содержание описания не разъясняет возможность их использования для характеристики признака), заявителю может быть сообщено о том, что представленный им перечень не разъясняется описанием, и предложено включить в описание необходимые разъяснения в части этих понятий, если заявитель считает необходимым сохранение их в перечне, или исключить из перечня такие понятия, если они характеризуют несущественные, по мнению заявителя, признаки, так как такая правка может быть востребована в случае опротестования патента по заявке, содержащей указанные недостатки.
(6) Если в заявке приведен перечень существенных признаков, содержащий один пункт, проверяется, охарактеризован ли в таком перечне один промышленный образец. Такая проверка проводится в соответствии с требованиями подпункта (2) пункта 3.4.2.2 настоящих Правил. В том случае, когда установлено нарушение указанных требований, заявителю в направляемом запросе сообщается об этом и предлагается скорректировать перечень для устранения выявленного нарушения с доплатой, в случае необходимости, патентной пошлины. При этом указывается также на необходимость соблюдения требования единства промышленного образца в скорректированном перечне, а в случае отказа скорректировать перечень, - указания промышленного образца, подлежащего дальнейшему рассмотрению.
(7) Если заявителем предложен перечень существенных признаков, содержащий несколько пунктов, каждый из них проверяется в соответствии с изложенным в подпункте (6) настоящего пункта.
Устанавливается также, представляют ли промышленные образцы, включенные в пункты перечня, группу промышленных образцов, связанных между собой настолько, что они образуют единый творческий замысел.
Условие единого творческого замысла признается соблюденным, если охарактеризованные в пунктах перечня промышленные образцы соотносятся между собой так, как указано в пункте 2.3 настоящих Правил.
При проверке правильности отнесения промышленных образцов, охарактеризованных в пунктах перечня, к вариантам необходимо убедиться, что указанные заявителем назначения промышленных образцов и основные композиционные элементы совпадают.
Условие совпадения основных композиционных элементов не считается нарушенным, если для каждого из промышленных образцов группы (или одного из них) указано несколько основных композиционных элементов, а совпадение установлено лишь в отношении некоторых из числа указанных основных композиционных элементов.
При установлении несоблюдения заявителем требования единства промышленного образца заявитель уведомляется в порядке, приведенном в подпункте 1 пункта 18.5 настоящих Правил.
(8) Если при проверке представленного заявителем перечня существенных признаков промышленного образца установлено, что он составлен с нарушением настоящих Правил, но эти нарушения не препятствуют проверке патентоспособности заявленного промышленного образца, то все вопросы, связанные с корректировкой перечня существенных признаков промышленного образца, выясняются с заявителем после получения предварительного вывода о патентоспособности промышленного образца, охарактеризованного таким перечнем.
(9) В отношении перечня, измененного заявителем по запросу экспертизы или по собственной инициативе, проводится проверка в соответствии с подпунктами (2) - (7) настоящего пункта.
(10) В том случае, когда при проверке в соответствии с изложенным выше в подпункте (6) настоящего пункта установлено, что пункт перечня относится к более чем одному промышленному образцу, в том числе, когда в перечне содержится признак, выраженный альтернативными понятиями, и заявитель отказывается скорректировать перечень, продолжение экспертизы заявки возможно лишь при указании заявителем промышленного образца, подлежащего дальнейшему рассмотрению, и проверка патентоспособности осуществляется в отношении только этого промышленного образца.
(11) При проведении проверки, предусмотренной подпунктом (7) настоящего пункта, положения подпункта (10) применяются соответственно.
(12) Для проверки патентоспособности заявленного промышленного образца принимается перечень существенных признаков, в отношении которого проведена проверка в соответствии с настоящим пунктом.
19.5. Проверка патентоспособности промышленного образца.
(1) Проверка патентоспособности заявленного предложения начинается с установления того, может ли оно быть признано относящимся к промышленным образцам.
Заявленное предложение признается относящимся к промышленным образцам в смысле положения пункта 1 статьи 6 Закона, если оно относится к художественно-конструкторскому решению изделия, определяющему его внешний вид. При этом промышленный образец должен относиться к изделию промышленного или кустарно-ремесленного производства.
Если установлено, что промышленный образец не может быть отнесен к изделию промышленного или кустарно-ремесленного производства, то проверка его новизны и оригинальности не проводится.
Проверяется также, не относится ли заявленное предложение к числу не признаваемых патентоспособными решениям изделий согласно положению пункта 2 статьи 6 Закона (пункт 2.2 настоящих Правил).
К решениям изделий, противоречащих общественным интересам, принципам гуманности и морали, не признаваемым патентоспособными в смысле пункта 2 статьи 6 Закона, относятся содержащие изображения и (или) слова и (или) словесные обозначения, сходные до степени смешения или воспроизводящие:
- охраняемые "Законом о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров и услуг" Российской Федерации товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров и услуг, право на которые в отношении однородных изделию товаров не принадлежит заявителю, или,
- известные на территории Российской Федерации фирменные наименования (или их часть), принадлежащие другим лицам, получившие право на эти наименования ранее даты поступления заявки на промышленный образец в отношении однородных изделию товаров, или,