обертывание электроламп бумагой, салфетками и другими горючими материалами, использование светильников без плафонов;
установка нештатных электровентиляторов без защитных сеток вблизи занавесок и других предметов;
использование бытовых электронагревательных приборов;
установка вешалок для одежды вблизи приборов отопления;
курение в постели;
оставление ключа в замочной скважине с внутренней стороны каюты при закрытой двери на ключ.
108. В общественных помещениях:
после собраний экипажа заведующим помещением должен проводиться осмотр на отсутствие нарушений противопожарного режима с докладом вахтенному помощнику капитана;
не допускается загромождать выходы и проходы дополнительной мебелью и другими предметами.
109. В медицинских помещениях:
рентгеновская пленка должна храниться в специальном металлическом ящике или шкафу;
легкогорючие медикаменты и материалы (вата, бинты) должны храниться отдельно от горючих жидкостей (эфир, спирт и др.) и вдали от отопительных приборов;
электронагревательные и электрифицированные медицинские приборы должны устанавливаться на специальных подставках из несгораемых материалов и подключаться в соответствии с инструкциями по их эксплуатации;
наличие кислородных подушек допускается только на время проведения лечебных процедур и в количествах, необходимых для этих целей. Хранение кислорода не допускается;
курение не допускается.
110. На судне должна быть разработана и утверждена капитаном инструкция по проведению бункеровочных операций и технологическая карта приема топлива.
При бункеровке судна должны быть предприняты и реализованы следующие меры:
объявлено дважды по судовой трансляции о приеме топлива с указанием борта (правого, левого) и о правилах пожарной безопасности, подлежащих обязательному исполнению при бункеровочных операциях;
произведен инструктаж членов экипажа, участвующих в бункеровочных операциях;
закрыты все наружные закрытия, включая иллюминаторы со стороны борта, с которого принимается бункер, и лобовой переборки надстройки судна;
приведены в готовность к немедленному действию противопожарные средства;
у места шланговки организован пожарный пост с первичными средствами пожаротушения (2 пенных, а в условиях отрицательных температур - 2 порошковых огнетушителя, покрывало для тушения пламени, ящик с песком, совковая лопата, поддон) и проложены две рукавные линии с пенными стволами наибольшей производительности;
место приема топлива ограждено и обозначено знаками безопасности: "Запрещается пользоваться открытым огнем", "Запрещается курение", "Проход воспрещен";
при наличии на борту пассажиров у места приема топлива должен быть выставлен специально проинструктированный вахтенный;
при приеме бункера с берега в районе трапа вывешен щит с предупреждающей надписью "Внимание! Идет прием бункера";
на мачте должен быть вывешен сигнал опасности (днем флаг "Б", ночью - красный огонь);
при приеме и перекачке топлива в судовые танки (цистерны) должны быть приняты меры к исключению его выбрасывания через измерительные и воздушные трубы. Пролитое топливо должно немедленно удаляться с протиркой насухо мест его попадания, протирочный материал уничтожен или удален с судна. После удаления пролитого топлива в помещении оно должно быть тщательно провентилировано.
112. В процессе бункеровки не допускается проведение работ с применением открытого огня и вывод из готовности хотя бы одной из стационарных систем пожаротушения.
113. Проведение бункеровочных операций не допускается:
во время грозы;
при проведении погрузочно-разгрузочных работ с опасными грузами соответствующих классов, установленных нормативными документами на перевозку опасных грузов.
114. Об окончании бункеровки должно быть объявлено по судовой трансляции.
115. Снабжение судна маслами и другими горюче-смазочными материалами должно осуществляться в таре с применением средств подвоза и грузоподъемных механизмов, приспособленных для работы с горючими жидкостями в указанной таре.
116. Поставка на судно легковоспламеняющихся жидкостей должна осуществляться в металлических герметически закрывающихся емкостях вместимостью не более 20 л. Емкости не должны иметь повреждений, следов подтекания и загрязнений.
Поставленные на судно емкости должны быть немедленно разнесены и установлены в местах их постоянного хранения.
117. В период плавания экипажу судна или рабочей бригаде огневые работы разрешается выполнять в специальных помещениях, оборудованных согласно правилам Регистра и стандартам судостроения, или (кроме недегазированных наливных и комбинированных судов) на выносных сварочных постах, устроенных на открытой палубе и оборудованных по технической документации, согласованной инспекцией Регистра.
Аварийные огневые работы в судовых помещениях могут выполняться только в случаях крайней необходимости по получении специального разрешения капитана судна и после соответствующей подготовки места их производства.
118. На недегазированных наливных и комбинированных судах огневые работы разрешается проводить только в помещениях для электрогазосварочных работ.
119. К производству огневых работ допускаются лица, получившие разрешение капитана судна и имеющие квалификационное удостоверение на право их выполнения.
Форма разрешения на производство огневых работ приведена в Приложении.
120. Руководство огневыми работами возлагается на старшего механика судна.
Старший механик судна обязан:
осмотреть место выполнения работ и определить меры обеспечения пожаробезопасности;
проверить первичные противопожарные средства и инвентарь, привести в готовность к немедленному действию противопожарные системы и оборудование;
обеспечить удаление всех пожароопасных материалов, расположенных у места производства работ и на прилегающих к нему участках;
проверить возможность немедленной, в случае необходимости, герметизации помещения;
проверить исправность оборудования, оснастки, спецодежды и средств индивидуальной защиты исполнителей работ;
выставить у места выполнения работ наблюдающего за безопасностью и самочувствием исполнителя, а при необходимости - наблюдателей и в смежных помещениях;
провести инструктаж исполнителей работ по правилам безопасности труда и пожаробезопасности с регистрацией и подписью инструктированных в журнале инструктажей;
доложить капитану судна о готовности к огневым работам, получить у него письменные разрешения о допуске исполнителей к производству работ (Приложение к настоящим Правилам) и известить вахтенную службу о начале работ.