Методические рекомендации по организации внутрифирменного контроля качества аудиторских услуг (одобрено Советом по аудиторской деятельности при Минфине России, протокол N 18 от 21-22 октября 2003 года)
Введение
1. Настоящие методические рекомендации разработаны на основе федерального правила (стандарта) N 7 "Внутренний контроль качества аудита" с учетом требований российского законодательства и имеют цель - разъяснение основных требований правила (стандарта) для обеспечения в аудиторских организациях (индивидуальными аудиторами), осуществляющих свою деятельность согласно Федеральному закону от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности", единообразного подхода при разработке и внедрении системы контроля качества как аудиторских услуг в целом, так и при проведении отдельных аудиторских проверок.
2. Методические рекомендации носят рекомендательный характер и направлены на оказание помощи аудиторским организациям (индивидуальным аудиторам) в определении соответствующих правилу (стандарту) N 7 основных процедур внутреннего контроля качества аудиторских услуг, призванных обеспечить проведение аудита и оказание сопутствующих аудиту услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, внутренними правилами (стандартами) профессиональных аудиторс ких объединений и иными документами аудиторской организации (индивидуального аудитора).
3. Методические рекомендации содержат основные необходимые практические процедуры по реализации требований, определенных правилом (стандартом) N 7.
С учетом рекомендаций, изложенных в настоящей методике, аудиторские организации могут:
- устанавливать внутренние принципы и процедуры контроля качества с учетом своей специфики, включая размер и характер деятельности, географическую разбросанность, организационную структуру, соотношение бюджетов затрат и доходов, пр.,
- разрабатывать и утверждать в установленном порядке внутрифирменные стандарты, внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для надлежащей организации контроля качества аудиторских услуг.
4. Принципы и процедуры контроля качества, определенные внутрифирменными стандартами или иными документами аудиторской организации (индивидуального аудитора), должны обеспечить оказание аудиторских услуг в соответствии с законами, федеральными правилами (стандартами) аудита и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.
5. В принципах и процедурах аудиторской организации (индивидуального аудитора) целесообразно учесть особенности осуществления аудита хозяйствующих субъектов государственного сектора, включая реализацию требований по отношению к ним, установленных российским законодательством.
6. Контроль качества осуществляется в аудиторской организации (индивидуальными аудиторами) как применительно к аудиторским услугам в целом, так и при проведении отдельной аудиторской проверки.
7. Ознакомление персонала аудиторской организации (индивидуального аудитора) с ее общими принципами и процедурами в части контроля качества осуществляется в порядке, установленном нормативными актами Российской Федерации, правилами (стандартами) и иными документами, применяемыми в данной аудиторской организации (индивидуальным аудитором).
8. В настоящих методических рекомендациях используются понятия, которые означают следующее:
"представитель руководства аудиторской организации" - работник, уполномоченный руководителем аудиторской организации для выполнения функций контроля за аудиторскими проверками в целом;
"руководитель аудиторской проверки" - аудитор, несущий основную ответственность за проведение аудита;
"работники" - все сотрудники, состоящие в трудовых или гражданско-правовых отношениях с аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) и участвующие в аудиторской деятельности;
"ассистенты аудитора" - работники, участвующие в проведении аудита и не являющиеся аудиторами;
"аудируемое лицо" - хозяйствующий субъект (юридическое лицо и др.), в отношении финансовой (бухгалтерской) отчетности которого проводится аудит или которому оказываются иные аудиторские услуги.
А. Профессиональные требования
Принципы: работник аудиторской организации (индивидуального аудитора) должен придерживаться принципов независимости, честности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения.
Основные процедуры
1. Назначить (приказом или иным документом) работника (работников), осуществляющего(их) проведение контрольных процедур и решение вопросов, связанных с соблюдением принципов независимости, честности, объективности и конфиденциальности. Определить порядок и объем документирования в отношении данных вопросов.
2. Ввести в действие (приказом или иным документом) кодекс этики, определяющий нормы профессионального поведения работников аудиторской организации (индивидуального аудитора).
3. Составить, вести и своевременно доводить до сведения работников список аудируемых лиц, по отношению к которым должны выполняться требования независимости, в том числе:
а) аффилированных;
б) ассоциированных;
в) которым оказывались услуги по восстановлению, ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности и т.д.
4. Установить (приказом или иным документом) порядок доведения до работников изменений, вносимых в список аудируемых лиц, по отношению к которым должны выполняться требования независимости.
5. В рамках мониторинга соблюдения общих целей и процедур аудиторской организации (индивидуального аудитора) в отношении принципов независимости, честности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения установить периодичность (рекомендовано не реже, чем один раз в год) представления работниками письменных заявлений, подтверждающих, что:
а) они ознакомлены с требованиями и процедурами аудиторской организации (индивидуального аудитора) в отношении принципов независимости, честности, объективности, конфиденциальности и норм профессионального поведения,
б) инвестиции в организации, входящие в перечень неразрешенных объектов вложения средств, не осуществляются и не осуществлялись в течение всего периода,
в) не существует отношений, нарушающих принцип независимости, и не осуществлялись операции, противоречащие принципам профессиональной деятельности аудиторской организации (индивидуального аудитора).
6. Довести до работников, что о всех случаях отношений, могущих привести к потере независимости, они должны незамедлительно уведомлять работника(ов), определенного(ых) в соответствии с п. А.1. настоящей методики.
7. Возложить (приказом или иным документом) на работника с соответствующими полномочиями ответственность за:
а) получение письменных заявлений и иных документов, подтверждающих соблюдение принципа независимости и их анализ;
б) разрешение исключительных ситуаций, связанных с соблюдением принципа независимости;
в) анализ взаимоотношений аудиторской организации (индивидуального аудитора) с аудируемыми лицами с целью выявления тех случаев, которые могут нанести ущерб независимости или содержат признаки нанесения такого ущерба для своевременной смены руководителя аудиторской проверки и/или работников, участвующих в аудиторской проверке, а также уточнения списка аудируемых лиц, по отношению к которым должны выполняться требования независимости;
г) разрешение конфликтных вопросов, связанных с соблюдением профессиональной этики.
8. Определить (приказом или иным документом) периодичность (не реже одного раза в 7 лет) смены руководителя аудиторской проверки и ведущих работников, участвующих в аудиторской проверке одного и того же лица.
Б. Профессиональная компетентность
Принципы: персонал аудиторской организации (индивидуального аудитора) должен состоять из работников, знающих требования законодательства Российской Федерации, а при необходимости и других государств, и придерживающихся их, а также обладающих профессиональной компетентностью, необходимой для выполнения ими своих обязанностей с должной тщательностью. Необходимо в соответствии с требованиями Федерального закона "Об аудиторской деятельности" обеспечить наличие в штате аудиторской организации определенного минимального количества работников, имеющих квалификационные аттестаты аудитора.
Основные процедуры
1. Установить (приказом или иным документом) работника ответственного за определение потребности в работниках всех уровней и их подбор в соответствии с текущим составом лиц, которым оказываются аудиторские услуги, ожидаемым расширением аудиторской деятельности и увольнением работников.
2. Утвердить должностные инструкции, определяющие квалификационные требования для работников всех уровней.
3. Установить процедуру найма работников, которая предусматривает:
а) направления поиска потенциальных работников. Это могут быть организации, специализирующиеся на подборе персонала, соответствующие сайты в Интернете, пресса и т.п.;