б) методы привлечения, отбора и оценки потенциальных работников. Это могут быть изучение анкетных данных, запросы на предыдущие места работы, беседы, тестирование и т.п.
4. Возложить (приказом или иным документом) на работника с соответствующими полномочиями ответственность за решение кадровых вопросов.
5. Возложить (приказом или иным документом) на работника с соответствующими полномочиями проведение анализа эффективности реализации программы найма на работу.
6. Утвердить (приказом или иным документом) процедуру приема на работу лиц:
а) состоящих в родственных отношениях с работниками аудиторской организации (индивидуального аудитора) или работниками аудируемых лиц;
б) ранее работавших в аудиторской организации (у индивидуального аудитора);
в) являвшихся (являющихся) работниками аудируемых лиц;
г) у которых возникает риск нарушения принципа независимости в отношении аудируемых лиц.
7. Определить порядок ознакомления лиц, принятых на работу и подавших заявления о приеме на работу, с законодательством об аудиторской деятельности, кодексом этики, правилами (стандартами) и иными документами аудиторской организации (индивидуального аудитора), описывающими процедуры, применяемые в процессе оказания аудиторских услуг.
8. Утвердить (приказом или иным документом) требования к непрерывному профессиональному образованию аудиторов (работников), в том числе:
а) в соответствии с требованиями п. 3 ст. 15 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и пп. 48, 49 приказа Минфина России от 12 сентября 2002 г. N 93н "Об утверждении Временного положения о системе аттестации, обучения и повышения квалификации аудиторов в Российской Федерации" каждый аудитор, имеющий квалификационный аттестат (аттестаты) аудитора, ежегодно проходит обучение по программам повышения квалификации аудиторов, утверждаемым Минфином России;
б) по внутрифирменным семинарам, в том числе - периодичность, темы, ответственные;
в) по участию в иных семинарах, конференциях и т.п.;
г) по самообразованию;
д) по участию работников в аудиторских профессиональных Советах и комиссиях, подготовке ими публикаций.
9. Назначить работника с соответствующими полномочиями по контролю за профессиональной подготовкой и осуществлению анализа ее эффективности.
Поручить ответственному лицу вести учет участия работников в системе профессионального образования.
10. Назначить работника с соответствующими полномочиями и обеспечить создание, пополнение и обновление библиотеки и/или иных информационных средств, содержащих необходимые нормативные акты и другие материалы по профессиональным вопросам.
11. Определить (приказом или иным документом) критерии, на основе которых будет приниматься решение о поощрении, премировании или продвижении по службе работника.
12. Назначить работника с соответствующими полномочиями для сбора и оценки информации о качестве работы работников. Для этих целей утвердить и внедрить систему оценки качества работы каждого работника, предусматривающую процедуры сбора и обработки информации для оценки, периодичность оценки, документирование процедур оценки (например, специальные оценочные листы) и т.п.
13. Установить процедуру и периодичность рассмотрения совместно с работниками (например, на собрании) результатов оценки их работы (успехи, недостатки, возможности служебного роста, повышения оплаты труда, будущие цели и т.п.).
14. Назначить работника с соответствующими полномочиями для принятия решений о продвижении работников по службе и анализа опыта такого продвижения.
В. Поручение заданий
- Принципы: аудиторская работа должна поручаться работникам, имеющим уровень профессиональной подготовки и опыт, необходимые в данных условиях, в т.ч. необходимо учитывать наличие или отсутствие типа квалификационного аттестата, соответствующего профилю проводимой аудиторской проверки, а также отвечающие критерию независимости.
Основные процедуры
1. Назначить (приказом или иным документом) работника с соответствующими полномочиями для:
а) своевременного определения потребности в персонале в связи с оказанием аудиторских услуг;
б) составления графика оказания аудиторских услуг с утвержденной в аудиторской организации (у индивидуального аудитора) периодичностью;
в) назначения руководителя и работников для проведения аудиторских проверок и оказания сопутствующих аудиту услуг.
При назначении обязательно учитываются следующие факторы:
- необходимые требования к работникам и срокам оказания аудиторских услуг для конкретной аудиторской проверки или иного аудиторского задания, включая наличие типа квалификационного аттестата, соответствующего профилю аудиторской проверки,
- оценка квалификации работников с точки зрения опыта, занимаемой должности, образования и специальных экспертных знаний,
- планируемый уровень контроля и участия работников, выполняющих контрольные функции,
- планируемое время, которым располагают работники, назначенные для проведения аудиторской проверки или выполнения иного аудиторского задания,
- возможность возникновения ситуаций, связанных с нарушением принципа независимости и конфликтом интересов, например (назначение работника на выполнение аудита для заказчика, являющегося его прежним работодателем или работодателем какого-либо родственника сотрудника аудиторской организации (индивидуального аудитора),
- преемственность и ротация кадров (возможность привлечения других работников, имеющих различный уровень подготовки и опыт работы) в целях рационального проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг.
В небольших аудиторских организациях, где не возможна внутренняя ротация специалистов, особое внимание при поручении заданий должно уделяться соблюдению принципа независимости, в связи с чем должны быть предусмотрены ситуации, при возникновении которых прием и поручение аудиторских заданий не возможны.
Г. Контрольные полномочия
Принципы: необходимо в достаточной мере направлять работу, осуществлять текущий контроль работы на всех уровнях, чтобы обеспечить разумную уверенность в том, что работа выполнена качественно.
Основные процедуры
1. Назначить (приказом или иным документом) работника ответственного за планирование аудита, который обязан обеспечить:
а) сбор исходной информации об объекте аудита и/или анализ информации, полученной в результате предыдущих аудиторских проверок. Анализ текущих экономических условий, влияющих на бизнес аудируемого лица или отрасль его деятельности. Данные процедуры выполняются, как правило, работником из числа ранее принимавших участие в аудите данного экономического субъекта;
б) определение круга вопросов, необходимых для включения в план и программу аудиторской проверки или иного аудиторского задания. Определение потребностей в человеческих ресурсах. Определение периода времени, необходимого для проведения аудита или выполнения иного аудиторского задания;
г) анализ факторов, оказывающих влияние на независимость аудиторской организации (индивидуального аудитора) и работников, участвующих в проведении аудита.
2. Утвердить процедуры и назначить работников с соответствующими полномочиями для поддержания стандартов качества аудиторской организации (индивидуального аудитора) при оказании аудиторских услуг. Процедуры должны предусматривать осуществление последовательного контроля на всех этапах аудиторской проверки или иного аудиторского задания, в том числе: контроль руководителем аудиторской проверки или иного аудиторского задания работы аудиторов и контроль аудиторами работы ассистентов аудитора.
Работа, выполняемая каждым аудитором (ассистентом аудитора), должна проверяться специалистом, имеющим, по крайней мере, равный уровень компетенции, на предмет следующего:
а) была ли работа надлежащим образом спланирована,
б) была ли работа выполнена в соответствии с программой аудита (иного аудиторского задания),