2. Процедуры проведения мониторинга должны обеспечивать разумную уверенность в том, что цель и процедуры внутреннего контроля качества аудиторской организации (индивидуального аудитора) являются эффективными и для этого в процессе мониторинга осуществляется:
а) проверка и тестирование соблюдения общих требований и процедур контроля качества аудиторской организации (индивидуального аудитора);
б) выборочная проверка аудиторских процедур на предмет соответствия федеральным правилам (стандартам), а также требованиям и процедурам аудиторской организации (индивидуального аудитора) по контролю качества;
в) обсуждение общих выводов мониторинга с работниками;
г) принятие по результатам обсуждения решений о необходимости внесения корректировок, о мероприятиях по устранению выявленных в ходе мониторинга недостатков.
3. Определить сроки внесения корректировок и устранения недостатков. Как правило, срок составляет не более одного месяца со дня принятия решений.
З. Обеспечение качества услуг в ходе аудиторской проверки
1. В ходе аудиторской проверки руководитель аудиторской проверки несет ответственность за подробную проверку работы подчиненных ему работников и ассистентов аудитора, а также за гарантию того, что вся работа, которая должна быть выполнена, действительно выполнена. В частности, его проверка должна включать следующие вопросы:
а) полностью ли завершены все необходимые аудиторские процедуры и выполнены аудиторские программы, есть ли отметка о выполнении аудиторских программ и они перекрестно сопоставлены с рабочими документами;
б) подтверждают ли результаты проведенных аудиторских процедур сделанные выводы и удовлетворяют ли целям аудиторских программ;
в) являются ли допущения и расчеты клиента достаточными;
г) достаточно ли аудиторских доказательств;
д) являются ли сделанные выводы четкими;
е) были ли отмечены все вопросы, на которые надо обратить внимание руководства аудиторской организации;
ж) были ли полностью отмечены все системные или другие недостатки.
Эта проверка проводится в ходе аудита при завершении каждого из разделов или подразделов программы.
Во время проверки контролируется выполнение заданий, порученных отдельным работникам/ассистентам аудиторов. В случае выявления фактов неправильного выполнения задания и при невозможности внесения исправлений тем же специалистом принимается решение об отстранении его от участия в проверке и замене другим специалистом.
2. Во время проведения аудита работники, назначенные для осуществления контрольных функций, должны осуществлять проверку в дополнение к контрольным функциям руководителя аудиторской проверки и рассматривать следующие аспекты:
а) планируемый уровень существенности (уточнение уровня существенности);
б) результаты выполнения проведенных оценок риска;
в) план аудита;
г) результаты данных аналитической проверки;
д) объем выборки;
е) наличие достаточных аудиторских доказательств для подтверждения результатов и выводов аудита, на основе которых сформировано мнение, высказанное в аудиторском заключении;
ж) подтверждение, что все сложные вопросы были выяснены, а если нет, то обеспечение того, чтобы эти вопросы были доложены руководству аудиторской организации;
з) существование каких-либо упущений;
и) вопросы, перенесенные на следующий год;
к) отчет о результатах аудита руководству проверяемого экономического субъекта;
л) эффективность работы специалистов;
м) правильность и полноту составления рабочих документов.
3. На всех этапах аудиторской проверки контроль осуществляется также со стороны назначенного приказом (или иным документом) представителя руководства аудиторской организации (индивидуального аудитора). Он несет полную ответственность за выполнение стандартов и методик проведения аудита и должен выполнять такие проверки, которые он посчитает необходимыми с учетом сложности аудита и квалификации работников, выполняющих работу. По результатам проверки составляется контрольный обзор качества аудита (пример, приложение N 1).
Однако для того чтобы назначенный представитель руководства аудиторской организации (индивидуального аудитора) мог убедиться, что аудит был спланирован и выполнен соответствующим образом, и что обо всех существенных вопросах, требующих его рассмотрения или утверждения, ему сообщается своевременно, он должен контролировать работу на каждой стадии аудита:
3.1. Планирование
а) обеспечить личное присутствие руководителя аудиторской проверки, если необходимо, на встрече с руководством аудируемого лица, предшествующей аудиту;
б) обсуждение, проверка и утверждение общего плана и программы аудита с руководителем аудиторской проверки, если нужно, с рассмотрением обеспеченности специалистами, графика рабочего времени; областей, по которым возможно возникновение проблем, уровня существенности, анализа рисков и объема планируемой выборки.
3.2. Промежуточный контроль (если требуется)
а) проверка и обсуждение с руководителем аудиторской проверки промежуточных рабочих документов и постоянных/системных файлов;
в) проверка, утверждение и внесение поправок в общий план и программу аудита с учетом результатов промежуточной работы.
3.3. Контроль на заключительной стадии аудита
а) проверка аудиторских файлов на предмет определения, что аудит был выполнен согласно федеральным правилам (стандартам), и выводы в аудиторском заключении подтверждены достаточными доказательствами и согласуются с рабочими документами по аудиту;
б) проверка отчета по аудиторской проверке о событиях, происшедших после даты составления финансовой (бухгалтерской) отчетности до даты выдачи аудиторского заключения, и результатов обсуждения нерешенных вопросов с руководством клиента;
в) рассмотрение и согласование письменной информации руководству аудируемого лица по результатам аудита;
г) рассмотрение и согласование текста аудиторского заключения;
д) выборочная проверка рабочих документов с целью дополнительного контроля.
3.4. Вопросы, перенесенные на рассмотрение на следующий год
Нерешенные вопросы могут быть перенесены для рассмотрения на следующий год только после рассмотрения и согласования их представителем руководства аудиторской организации (индивидуального аудитора).
3.5. Принятие решений
Представитель руководства аудиторской организации должен рассмотреть возникшие вопросы и обоснованность решений по каждому из них. Решение может быть представлено в виде согласования определенной трактовки, содержащей пояснения изменений в цифрах или откладывающей вопросы до следующих аудиторских проверок. Если вопросы были выяснены после обсуждения с клиентом, проверяется, отмечены ли в рабочих документах договоренности, достигнутые с клиентом, а также базис, на котором данные договоренности были достигнуты.