в) были ли выполненные работы и полученные результаты надлежащим образом документально оформлены,
г) были ли все существенные моменты аудита урегулированы и отражены в аудиторских выводах,
д) были ли достигнуты цели аудиторских процедур,
е) соответствуют ли сделанные выводы результатам выполненной работы, и подтверждают ли они выраженное в заключении аудиторское мнение.
3. Своевременной проверке должны подлежать:
а) общий план и программа аудита,
б) оценка неотъемлемого риска и риска системы контроля,
в) документальное отражение аудиторских доказательств, полученных в результате проведения процедур по существу,
г) финансовая (бухгалтерская) отчетность, предлагаемые аудиторские поправки и предполагаемое аудиторское заключение.
4. Утвердить (приказом или иным документом) методические указания, предусматривающие форму, содержание и систему хранения рабочих документов.
5. Утвердить (приказом или иным документом) стандартизированные формы и вопросники для целей использования в процессе оказания аудиторских услуг и обеспечения контроля качества.
6. Определить (приказом или иным документом) работников с соответствующими полномочиями ответственных за поддержание электронного и бумажного архивов. Установить порядок доступа к документам, находящимся в архиве.
7. Определить работников с соответствующими полномочиями ответственных за принятие решения и методы рассмотрения вопросов, связанных с различиями в профессиональных суждениях работников, привлеченных к оказанию аудиторских услуг. Например, вопросы могут рассматриваться на внутрифирменном методическом совете с оформлением принятого решения протоколом.
Д. Консультирование
Принципы: в случае необходимости в аудиторской организации (у индивидуального аудитора) либо вне ее следует проводить консультации со специалистами, обладающими соответствующими знаниями.
Основные процедуры
1. Назначить (приказом или иным документом) работника (работников) ответственных за проведение консультаций, в том числе отвечающего (отвечающих) за:
а) проведение консультации по отраслям, где существуют особые требования к ведению бухгалтерского учета, проведению аудита или составлению финансовой (бухгалтерской) отчетности;
б) направление запросов в органы государственной власти;
в) ведение информационной базы (библиотеки), имеющей отношение к специализированным отраслям и областям;
г) обращение с вопросами в соответствующие профессиональные аудиторские объединения.
2. Определить внутренним документом и довести до сведения работников процедуры проведения консультаций, например, на заседании внутрифирменного методического методсовета.
3. Заключить договоры с другими организациями о предоставлении различных информационных услуг (баз).
4. Определить (например, внутрифирменным стандартом) объем документов, составляемых по результатам консультаций, требования к их содержанию, хранению и возможности последующего использования в качестве справочного материала.
Е. Работа с аудируемыми лицами
Принципы: необходимо постоянно проводить оценку потенциальных аудируемых лиц и лиц, которым могут быть оказаны сопутствующие аудиту услуги, и анализ работы с соответствующими клиентами. При решении вопроса о заключении договора или продолжения сотрудничества надо исходить из соображений независимости аудиторской организации (индивидуального аудитора), ее способности предоставлять услуги надлежащим образом и честности руководства аудируемого лица и лица, которому будут оказаны сопутствующие аудиту услуги.
Основные процедуры:
1. Определить (приказом или иным документом) работника (работников) ответственных за принятие решений о приеме аудируемых лиц и/или продолжение работы с ними.
2. Ввести внутрифирменный стандарт (или иной документ), определяющий методы оценки потенциальных аудируемых лиц, в том числе:
а) стандартизированные формы, используемые при оценке независимости, от потенциального клиента и наборе необходимой информации для анализа и определения рисков;
б) стандартные формы писем - запросов руководству потенциального аудируемого лица, банкам, обслуживающим аудируемое лицо, предшествующему аудитору, представителям финансовых и деловых кругов для получения информации, относящейся к потенциальному клиенту, в том числе относительно честности руководства, причин замены аудитора и т.п.;
в) формы документального оформления выводов по результатам проведенной оценки, в том числе включающие вопросы:
- наличия (отсутствия) причин отнесения данного аудиторского задания к разряду сопряженных с необычными рисками;
- оценку независимости аудиторской организации (индивидуального аудитора);
- соответствия решения о возможности работы с данной организацией профессиональному кодексу этики;
- наличия у аудиторской организации (индивидуального аудитора) работников, имеющих знания в соответствующей области;
- определения типов аудиторских заданий, которые возможно выполнить;
- наличия (отсутствия) возможных событий, при наступлении которых может возникнуть угроза независимости или которые могут побудить аудиторскую организацию (индивидуального аудитора) принять решение об отказе в заключении договора с аудируемым лицом. К таким событиям могут относиться значительные изменения, касающиеся состава руководства, назначения директоров, структуры собственности, юридических консультантов, финансового положения, участия в судебных процесса, объемах задания, характера деятельности аудируемого лица;
- обеспечения необходимого контроля за выполнением работ.
3. Довести до работников результаты оценки и процедуры, направленные на сохранение сотрудничества с аудируемым или иным лицом, которому оказываются аудиторские услуги.
Ж. Мониторинг эффективности процедур внутреннего контроля качества
Принципы: необходимо постоянно осуществлять наблюдение за уровнем эффективности принятых аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) процедур внутреннего контроля качества.
Основные процедуры
1. Определить приказом (или иным документом):
а) периодичность, объем и сроки проведения мероприятий по мониторингу (рекомендовано ежегодно в конце года);
б) работников, уполномоченных проводить мониторинг и корректировку процедур, которые отчитываются непосредственно перед руководством аудиторской организации;
в) процедуры проведения мониторинга.