параметры работы АТ и действия летного и инженерно - технического состава по ее эксплуатации - БУР, БУЗ и БАСК;
режим полета и параметры маневров ВС (на ВС - бортовыми устройствами регистрации, БАСК, фото- и видеоконтрольными приборами; на ПУ, в центрах ЕС ОрВД, на радиолокационных средствах, радиолокационной системе посадки (далее именуются - РСП) - фото- и видеоконтрольными приборами, комплексами синхронного документирования речевой и радиолокационной информации);
переговоры между членами экипажа ВС - бортовым магнитофоном;
точность прицеливания при боевом применении - БУР, ФКП и ВКП;
результаты боевого применения - замерами отклонения точек падения бомб, снарядов или ракет относительно цели, определением степени поражения цели, местом приземления парашютов, грузов и боевой техники, засечкой направления на места взрывов бомб (ракет) с помощью средств, установленных на наблюдательных вышках, фотографированием и видеосъемкой разрывов бомб (ракет) наземной и бортовой фото-, видеоаппаратурой, а также фотографированием аэрофотоаппаратами района расположения целей до и после боевого применения;
взаимное расположение ВС (материальных объектов) в воздушном пространстве - фото-, теле-, видеосъемкой с земли, с ВС, а также фотографированием (съемкой, записью) экранов бортовых радиолокационных средств (прицелов, визиров, радиотехнических комплексов), экранов индикаторных устройств отображения на ПУ и средствах радиолокации или использованием средств регистрации на базе ЭВМ;
радиообмен в воздушных радиосетях, переговоры по громкоговорящим и телефонным каналам связи ГРП, расчетов ПУ, центров ЕС ОрВД, а также внутренние переговоры между лицами ГРП, расчетами на ПУ, радиолокационная информация, выдаваемая операторами радиолокационных станций (далее именуются - РЛС) на ПУ - средствами регистрации, установленными на ВС и ПУ или непосредственно на РСП, радиолокационных комплексах (далее именуются - РЛК), РЛС и радиостанциях;
заходы ВС на посадку (взлеты) - фотографированием экранов системы РСП на рабочих местах ГРП или регистрацией речевой и радиолокационной информации комплексами синхронного документирования. В отдельных авиационных подразделениях, кроме того, фотографированием, видеосъемкой (киносъемкой) днем с земли (палубы);
постановка задач на полеты (перелеты) и предполетные указания, в том числе одиночным летным экипажам ВС, - магнитофонами (диктофонами);
качество монтажа наиболее ответственных узлов и агрегатов по специально отработанному перечню, который утверждает главный инженер (начальник инженерно - авиационной службы (далее именуется - ИАС)) авиации федерального органа исполнительной власти, имеющего в подчинении подразделения государственной авиации, - фотографированием (видеосъемкой) узлов и агрегатов по окончании работ;
эффективность применения средств радиоэлектронной борьбы (далее именуются - РЭБ) - фотографированием экранов радиолокационных прицелов и экранов наземных РЛС (в радиосетях управления государственной авиации - магнитофонной записью).
Установка громкоговорящих и телефонных каналов связи лицам ГРП, расчетам КП и ПН, необорудованных СОК ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
10. Объективный контроль подразделяется на оперативный, специальный и полный.
11. Оперативный контроль представляет собой проверку функционирования и работоспособности АТ, а также соблюдения условий безопасности полетов экипажем ВС для принятия решения о допуске ВС и экипажа ВС к полету.
12. Порядок проведения и объем оперативного контроля определяются руководствами по организации объективного контроля, разрабатываемыми федеральными органами исполнительной власти, имеющими в подчинении подразделения государственной авиации.
На промежуточных аэродромах порядок проведения и объем оперативного контроля определяются должностным лицом, организующим перелет, если это не отражено в соответствующем руководстве по организации объективного контроля федерального органа исполнительной власти, имеющего в подчинении подразделения государственной авиации.
13. Оперативный контроль осуществляется перед полетом, в полете и после полета (выключения двигателей) по информации СОК, установленных на борту ВС.
14. Оперативный контроль проводится:
а) специалистами подразделений обработки и анализа полетной информации в целях:
выявления отказов и отклонений в работе АТ (привлекаются специалисты ИАС в случае необходимости);
выявления нарушений экипажем ВС режима полета и выхода за эксплуатационные ограничения;
выявления нарушений в эксплуатации АТ летным и инженерно - техническим составом (привлекаются специалисты ИАС в случае необходимости);
проверки полноты и последовательности выполнения экипажем ВС полетного задания;
б) командирами (начальниками) или лицами, назначенными командиром (начальником) авиационного подразделения, в целях:
анализа качества выполнения экипажем ВС полетного задания, эксплуатации систем и оборудования ВС;
выявления и определения причин нарушений полноты и последовательности выполнения полетного задания;
выявления инцидентов, связанных с нарушениями и ошибочными действиями летного состава и других членов экипажа ВС;
в) специалистами ИАС в целях выявления нарушений правил эксплуатации ВС в полете и выхода контролируемых параметров за эксплуатационные ограничения посредством БАСК или НУО ОПК непосредственно у ВС с последующей доставкой параметрической информации в подразделение обработки и анализа полетной информации.
15. Результаты оперативного контроля заносятся:
а) специалистами подразделений обработки и анализа полетной информации в Журнал учета результатов оперативного контроля информации БУР (форма Журнала приведена в приложении N 1 к Правилам) или формируются программами автоматизированной обработки в форме листов Журнала учета обработки информации БУР по летному составу (форма Журнала приведена в приложении N 2 к Правилам), Журнала учета обработки информации БУР по АТ (форма Журнала приведена в приложении N 3 к Правилам), Журнала учета обработки информации БУР на НУО (форма Журнала приведена в приложении N 4 к Правилам);
б) специалистами ИАС в журнал подготовки воздушного судна.
Все случаи нарушения правил эксплуатации ВС в полете и выхода контролируемых параметров за эксплуатационные ограничения, обнаруженные по средствам объективного контроля, доводятся до старшего инженера полетов (дежурного инженера) и руководителя полетов.
16. В случаях, когда руководствами по организации объективного контроля федеральных органов исполнительной власти, имеющих в подчинении подразделения государственной авиации, определено проведение оперативного контроля по информации БУР общего назначения и БАСК после каждой посадки ВС с выключением двигателей, выпускать ВС или экипаж ВС в полет, до получения результатов проводимого контроля, ЗАПРЕЩАЕТСЯ.
17. Специальный контроль представляет собой углубленный контроль технического состояния АТ и выполнения экипажами ВС полетных заданий по данным БУР, БАСК, БУЗ, ФКП и ВКП, наземных штатных и нештатных средств регистрации, НУО параметрической и звуковой информации, проверку правильности ведения радиопереговоров членов экипажа ВС, ГРП, ПУ, центров ЕС ОрВД по записям бортовых и наземных магнитофонов.
18. Специальный контроль проводится по данным СОК в сроки и в объеме, определяемые командиром (начальником) авиационного подразделения в соответствии с требованиями руководства по организации объективного контроля соответствующего федерального органа исполнительной власти, имеющего в подчинении подразделения государственной авиации.
19. На промежуточных аэродромах специальный контроль проводится в случаях отказов АТ, если для определения их причин требуются материалы объективного контроля, а также нарушений экипажем ВС режима полета и выхода за эксплуатационные ограничения, выявленных по результатам оперативного контроля.
20. Специальный контроль проводится в целях:
установления причин отказов АТ, выявленных при проведении оперативного контроля или по замечаниям летного состава;
анализа специалистами ИАС работоспособности АТ после облета ВС, опробования авиационных двигателей техническим составом в сроки, установленные регламентом технического обслуживания;
анализа и оценки соответствующими должностными лицами выполнения полетных заданий по установленным нормативам, выявления инцидентов и ошибочных действий летного состава, ГРП, расчетов ПУ, центров ЕС ОрВД;
подготовки и обработки результатов испытательных (исследовательских) полетов;
прогнозирования состояния АТ;
проверки исправности и качества фотографирования бортовых и наземных ФКП и записи магнитофонов (диктофонов), установленных на пунктах управления полетами и на отдельных средствах связи, РТО и АСУ после предполетного облета радиотехнических систем.
21. Полный контроль проводится с целью определения причин авиационных происшествий (серьезных авиационных инцидентов) и инцидентов.
22. Порядок проведения и объем полного контроля определяет председатель комиссии по расследованию авиационного происшествия (серьезного авиационного инцидента), а при расследовании инцидента - командир (начальник) авиационной части.
23. Включение БУР общего назначения является обязательным и осуществляется летным и наземным экипажем ВС в соответствии с эксплуатационной документацией перед запуском двигателя (наземной проверкой АТ), а выключение - после его остановки (окончания наземной проверки), если иной порядок включения и выключения БУР не определен правилами эксплуатации.
24. Включение БУР специального назначения, ФКП и ВКП производится в соответствии с полетным заданием летным и наземным экипажем ВС или по указанию руководителя полетов.
25. Разрешение на вскрытие и прослушивание наземных, бортовых магнитофонов, вскрытие контейнера с носителем и обработку зарегистрированной информации при авиационном происшествии (серьезном авиационном инциденте) дает председатель комиссии, производящей расследование, а при инцидентах - командир (начальник) авиационного подразделения.
Передачу сторонним организациям первичных носителей информации СОК и материалов объективного контроля, используемых при расследовании авиационного происшествия (серьезного авиационного инцидента) или инцидента, осуществлять только с письменного разрешения председателя комиссии или командира (начальника) авиационного подразделения.
Лица, виновные в повреждении или уничтожении бортовых и наземных средств объективного контроля и других связанных с авиационным происшествием или инцидентом доказательственных материалов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации <*>.