Органами управления Службы на федеральном, региональном, территориальном уровнях являются соответственно ВЦМК "Защита" Минздрава России, филиалы ВЦМК "Защита", территориальные центры медицины катастроф, которые одновременно выполняют функции штабов Службы. Штабы Службы подчиняются начальникам служб медицины катастроф соответствующего уровня. На местном уровне функции штабов Службы выполняют станции (подстанции) скорой медицинской помощи, а на объектовом - специально назначенными должностными лицами по делам ГО и ЧС. По решению органов исполнительной власти на местном уровне могут создаваться центры медицины катастроф.
Начальники Службы на всех уровнях являются одновременно председателями межведомственных координационных комиссий Всероссийской службы медицины катастроф.
По оперативно-тактическим вопросам в пределах выполняемых задач Служба руководствуется решениями соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям.
4.15. Основным документом, регулирующим деятельность Службы, является План медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, который разрабатывается соответствующими штабами Службы, согласовывается с членами межведомственной координационной комиссии ВСМК, подписывается ее председателем, начальником штаба и утверждается председателем соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.
План медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях представляет собой комплект документов, обеспечивающих четкий и своевременный перевод BCMK и Службы в режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, эффективную организацию медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Первая часть плана включает общие положения задачи службы данного уровня, краткую физико-географическую и медико-географическую характеристику обеспечиваемой территории, место в административной системе страны (субъект Российской Федерации, населенный пункт), природные условия (рельеф, климат, почвы, внутренние воды и моря, растительность, животный мир), экономико-географические условия (население, населенные пункты, промышленность и сельское хозяйство, пути сообщения (данного уровня), средства связи (данного уровня)), медико-санитарные условия (организация здравоохранения, медицинские кадры и учреждения, заболеваемость населения, ветеринарные кадры и учреждения, болезни животных, опасные для человека), перечень и общая (краткая) характеристика чрезвычайных ситуаций, в ликвидации которых принимают участие служба медицины катастроф данного уровня, характеристика службы медицины катастроф, принципы создания службы медицины катастроф данного уровня, общая характеристика службы медицины катастроф данного уровня, характеристика службы медицины катастроф нижестоящих уровней, система управления и общие положения взаимодействия (органы управления, основные должностные лица, связь), мероприятия по совершенствованию готовности службы, проводимые в режиме постоянной готовности.
Вторая часть плана содержит частные планы ликвидации медико-санитарных последствий возможных чрезвычайных ситуаций, которые разрабатываются применительно к конкретным ЧС.
В частных планах следует иметь следующие разделы общая характеристика ЧС, к которой относится частный план, медико-санитарные последствия ЧС (характер возникновения, возможная величина, структура и лечебно-эвакуационная характеристика пораженных, условия, влияющие на организацию медико-санитарного обеспечения), потребность в силах и средствах для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, мероприятия, проводимые при переходе к режиму повышенной готовности мероприятия, проводимые при введении режима чрезвычайной ситуации.
Во всех документах управления и разделах Плана медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях должно быть четко определено содержание и порядок выполнения комплекса мероприятий, возложенных в соответствии с настоящим Положением на Службу медицины катастроф Минздрава России.
Организационно-методическое руководство планированием медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях осуществляет Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" Минздрава России.
В соответствии с Планом медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, лечебно-профилактические, санитарно-эпидемиологические и другие учреждения Минздрава России разрабатывают планы работы при чрезвычайных ситуациях.
4.16. Основными направлениями научных исследований Службы являются:
- изучение медико-санитарных последствий возможных стихийных бедствий, аварий и катастроф и обоснование методик их оперативного прогнозирования;
- обоснование потребности в силах и средствах Службы для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
- обоснование оптимального варианта организации медико-санитарного обеспечения;
- разработка теоретических, методических и организационных основ развития и совершенствования Службы, повышения ее готовности;
- совершенствование использования, развертывания и организации работы формирований и учреждений Службы;
- совершенствование организации и выполнения лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при ликвидации медико-санитарных последствий наиболее вероятных для данной территории стихийных бедствий, аварий и катастроф, а также при оказании экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению;
- поиск оптимальных вариантов эффективного использования штатных формирований и учреждений Службы в режиме повседневной деятельности;
- разработка и совершенствование принципов и методов управления Службой на всех уровнях на основе совершенствования организационной структуры, организации работы органов управления и улучшения оснащения Службы современными техническими средствами, разработка и внедрение автоматизированной системы управления Службой;
- обоснование организационных форм комплексного использования сил и средств Службы различных министерств и ведомств при ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
- совершенствование оснащения и организации снабжения медицинским имуществом формирований и учреждений Службы; создание новых образцов медицинской техники для Службы; обобщение опыта работы Службы и внедрение результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в ее практическую деятельность;
- совершенствование первичного медицинского, послевузовского и дополнительного профессионального образования медицинских кадров службы медицины катастроф;
- осуществление международного сотрудничества в целях изучения зарубежного опыта организации и оказания экстренной медицинской помощи пострадавшему населению в чрезвычайных ситуациях.
4.17. Всероссийский центр медицины катастроф "Защита" от лица Минздрава России по вопросам, относящимся к деятельности Всероссийской службы медицины катастроф, взаимодействует с органами управления, формированиями и учреждениями МЧС России, Минобороны России, МПС России, МВД России, других министерств и ведомств, участвующими в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
По решению Межведомственной координационной комиссии ВСМК к работе в составе ВЦМК "Защита" могут привлекаться представители (направленцы) от этих министерств и ведомств.
ВЦМК "Защита" осуществляет организационно-техническое обеспечение работы федеральной межведомственной координационной комиссии ВСМК.
5. Финансирование Службы и ее материально-техническое обеспечение
5.1. Финансирование Службы осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, собственных средств организаций.
5.2. Оплата труда работников центров медицины катастроф Минздрава России производиться в соответствии с Положением об оплате труда работников здравоохранения и постановлением Совета Министров СССР от 7 апреля 1990 г. N 339 "О создании в стране службы экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях".
5.3. Резерв материально-технических ресурсов и медицинского имущества создается:
- в составе государственного резерва, предназначенного для обеспечения первоочередных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций - за счет средств федерального бюджета;
- на федеральном и региональном уровнях - за счет средств федерального бюджета;
- резерв субъекта Российской Федерации - за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации;
- резерв местного уровня - за счет средств местного бюджета;
- объектовый резерв - за счет собственных средств организации.
5.4. Порядок создания, расходования, номенклатура и объемы резервов финансовых и материально-технических ресурсов определяются органом (организацией), их создающим.
_____________________________
* Организация медицинского обеспечения при чрезвычайных ситуациях в результате эпидемий регламентируется специальными документами.
** В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 195 "Вопросы Всероссийской службы медицины катастроф" розыск пораженных, их извлечение из-под завалов, из очагов пожаров, вынос (вывоз) с местности (участка, объекта), зараженной радиоактивными и сильнодействующими ядовитыми веществами, оказание первой медицинской помощи на месте поражения выполняется аварийно-спасательными формированиями РСЧС.