В целях реализации государственной политики на территории Российской Федерации в области защиты жизни и здоровья населения, совершенствования медико-санитарного обеспечения граждан при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций приказываю:
1. Утвердить Положение о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации (приложение).
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации В.Б.Корбута.
Министр | Ю.Л. Шевченко |
Приложение
к приказу Минздрава РФ
от 27 октября 2000 г. N 380
Положение о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации
1. Общие положения
1.1. Служба медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее именуется - Служба) входит во Всероссийскую службу медицины катастроф (ВСМК) и выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с Департаментом по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России, Федеральным управлением "Медбиоэкстрем", органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации и учреждениями здравоохранения.
Служба предназначена для проведения комплекса мероприятий по предупреждению медико-санитарных последствий и медико-санитарного обеспечения населения при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, эпидемиях, локальных вооруженных конфликтах, террористических актах и других чрезвычайных ситуациях, а также для организации и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.
Служба осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, формированиями и учреждениями министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС).
1.2. Служба руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", другими федеральными законами, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами и распоряжениями Министерства здравоохранения Российской Федерации, решениями федеральной межведомственной координационной комиссии ВСМК, иными нормативными правовыми актами, а также настоящим Положением.
2. Основные задачи
Основными задачами Службы являются.
- разработка научно-методических принципов деятельности ВСМК и Службы;
- организация и осуществление медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, в том числе в локальных вооруженных конфликтах и террористических актах;
- координация и руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций;
- обеспечение готовности органов управления, системы связи и оповещения формирований и учреждений Службы к действиям в чрезвычайных ситуациях;
- обеспечение постоянной готовности и эффективной работы подразделений экстренной и консультативной медицинской помощи населению (санитарной авиации);
- участие в подготовке и обеспечении готовности органов управления, лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических и других учреждений Минздрава России к работе в чрезвычайных ситуациях;
- выявление источников чрезвычайных ситуаций, которые могут сопровождаться неблагоприятными медико-санитарными последствиями, организация постоянного медико-санитарного контроля за ними, проведение комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению таких последствий;
- прогнозирование и оценка медико-санитарных последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф;
- сбор, обработка, обмен и предоставление информации медико-санитарного характера в области защиты населения и территорий;
- разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению;
- разработка, внедрение и совершенствование методов и средств оказания медицинской помощи, лечения пораженных при чрезвычайных ситуациях;
- совершенствование организационной структуры Службы и системы медико-санитарного обеспечения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций, системы экстренной и консультативной медицинской помощи населению;
- создание при участии заинтересованных министерств и ведомств системы управления ВСМК, поддержание ее в постоянной готовности и совершенствование;
- разработка методических основ и участие в подготовке населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях,
- координация и осуществление подготовки, повышения квалификации и аттестации специалистов службы медицины катастроф;
- разработка, внедрение методических основ медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- создание и рациональное использование резервов медицинского, санитарно-хозяйственного и специального имущества для службы, организация его хранения и обновления (освежения), оснащение им формирований и учреждений службы, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
- участие в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций;
- участие в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения, проведении гуманитарных акций в области защиты от чрезвычайных ситуаций;
- создание и рациональное использование резервов финансовых и материально-технических ресурсов для обеспечения деятельности Службы;
- международное сотрудничество в области медицины катастроф
3. Организационная структура
3.1 В соответствии со структурой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и возложенными задачами Служба создается на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях
3.2. На федеральном уровне Служба представлена:
3.2.1 Всероссийским центром медицины катастроф "Защита" Минздрава России (ВЦМК "Защита")
ВЦМК "Защита" - государственное многопрофильное головное учреждение службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации особого типа, выполняющее функции органа управления ВСМК и службы медицины катастроф Минздрава России федерального и регионального уровней, образовательного, научно-исследовательского и лечебно-профилактического учреждения.
ВЦМК "Защита" имеет статус Сотрудничающего центра ВОЗ и выполняет функции Евроазиатского регионального центра по проблемам медицины катастроф СНГ.
Организационная структура ВЦМК "Защита" и его филиалов утверждается Минздравом России, а штатное расписание - директором ВЦМК "Защита" по согласованию с Минздравом России.
Управление включает руководство, канцелярию, отделы - финансово-экономический, бухгалтерского учета и отчетности, кадров, режима, международных связей и организационно-плановый, а также группу советников и консультантов.
Руководство состоит из директора ВЦМК "Защита", первого заместителя директора, заместителей директора по научной, лечебной работе и другим направлениям деятельности Центра.
Основными подразделениями ВЦМК "Защита" являются штаб ВСМК, филиалы ВЦМК "Защита" (в семи федеральных округах и в особых случаях по решению Министерства здравоохранения Российской Федерации временно могут создаваться в отдельных субъектах Российской Федерации), клиника медицины катастроф с полевым многопрофильным госпиталем (ПМГ), институт проблем медицины катастроф и дополнительного профессионального образования специалистов службы медицины катастроф, центр медицинской экспертизы и реабилитации, научно-исследовательский отдел медико-технических проблем экстремальной медицины, отдел организации медицинской помощи при радиационных авариях, отдел медицинского снабжения (склад резерва Минздрава России для ЧС).
Штаб Всероссийской службы медицины катастроф (далее Штаб) действует в составе ВЦМК "Защита" Минздрава России, является рабочим органом управления федеральной межведомственной координационной комиссии ВСМК Он выполняет функции оперативного руководства деятельностью службы медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, а также предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций сил и средств МВД, МПС Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти. Свою работу Штаб осуществляет на основе решений федеральной межведомственной координационной комиссии ВСМК, приказов и указаний Минздрава России и МЧС России, а также решений начальника Штаба, принятых в пределах его компетенцию.
Штаб осуществляет координацию подготовки и взаимодействия органов управления, а также использования формирований и учреждений, входящих в состав Всероссийской службы медицины катастроф на федеральном, региональном и территориальном уровнях.