Приказ Минздрава РФ от 27 октября 2000 г. N 380 "Об утверждении Положения о службе медицины катастроф Министерства здравоохранения Российской Федерации" стр. 2

Перевод Штаба из режима повседневной деятельности в режимы повышенной готовности чрезвычайной ситуации производится по решению Минздрава России МЧС России, а также начальника штаба ВСМК.
Организационная структура и штатная численность Штаба определяется начальником штаба и утверждается Министром здравоохранения Российской Федерации.
Основными подразделениями штаба являются управления - оперативное, организации медицинского обеспечения в ЧС, по работе с регионами, а также отделы - общий, организации взаимодействия, информационного и материально-технического обеспечения.
Филиалы ВЦМК "Защита" обеспечивают выполнение задач ВЦМК "Защита" на региональном и территориальном уровнях, мероприятий в области защиты жизни и здоровья населения, его медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
В пределах возлагаемых задач филиалы ВЦМК "Защита" руководствуются документами представителя Министра здравоохранения Российской Федерации в федеральных округах, региональных центров МЧС России и региональной межведомственной координационной комиссии Всероссийской службы медицины катастроф и иными нормативными правовыми актами, а также Положениями о филиалах ВЦМК "Защита".
Статусом юридического лица филиалы ВЦМК "Защита" не обладают.
Клиника медицины катастроф включает полевой многопрофильный госпиталь, профилированные (специализированные) клинические отделения, диспетчерские под разделения и подразделения обеспечения.
Клиника предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи и лечения больных и раненых с патологией, характерной для условий ЧС (возможными травмами, ожогами, заболеваниями, химическими и радиационными поражениями и др.), практической подготовки специалистов, предназначенных для работы в ПМГ, обеспечения постоянной готовности к работе при ЧС полевого многопрофильного госпиталя. Клиника медицины катастроф работает в системе обязательного медицинского страхования.
Институт проблем медицины катастроф и дополнительного профессионального образования имеет в своем составе кафедры медицины катастроф, неотложных состояний и экспертной медицинской помощи, санитарно-противоэпидемического обеспечения в ЧС, восстановительной медицины с соответствующими профильными научными лабораториями, отдел научно-технической информации с библиотекой.
Институт проблем медицины катастроф и дополнительного профессионального образования специалистов службы медицины катастроф предназначен в основном для усовершенствования руководящего состава Службы, разработки (совместно с другими подразделениями ВЦМК "Защита", а также учреждениями различных ведомств, входящих в ВСМК) предложений по государственной политике в области медицины катастроф, по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, разработку федеральных целевых и научно-исследовательских программ по совершенствованию и повышению готовности ВСМК.
Центр медицинской экспертизы и реабилитации предназначен для разработки и внедрения организационной и функциональной системы медицинской экспертизы и реабилитации участников ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию системы на федеральном, региональном и территориальном уровнях. Кроме того, на базе центра проводится медицинская реабилитация профессиональных контингентов, участвующих в ликвидации последствий ЧС, осуществляется разработка, апробация и внедрение перспективных средств и методов медицинской экспертизы и реабилитации.
В составе центра медицинской экспертизы и реабилитации имеются реабилитационный практический комплекс и три научных лаборатории - перспективных средств и методов донозологической диагностики и скрининга здоровья, клинической апробации современных реабилитационных технологий, фармакологических проблем реабилитации.
Научно-исследовательский отдел медико-технических проблем экстремальной медицины предназначен для изучения эффектов воздействия на человека неблагоприятных факторов различной природы, определения функциональных резервов, предельных возможностей организма, работоспособности и надежности деятельности человека в экстремальных условиях, разработки режимов труда и отдыха спецконтингентов в неблагоприятных и экстремальных условиях, а также для создания и совершенствования изделий медицинского назначения, средств спасения и индивидуальной защиты человека.
В составе отдела имеются четыре лаборатории - химико-аналитическая, обитаемости гермообъемов, гигиенических проблем защиты человека от вредных факторов, средств спасения и индивидуальной защиты человека.
Отдел организации медицинской помощи при радиационных авариях предназначен для разработки организационно-методических основ по организации медицинской помощи населению, находящемуся за пределами санитарно-защитной зоны стационарных радиационно-опасных объектов, а также для выполнения практических задач по ведению радиационной разведки и контроля за радиационной обстановкой в указанной зоне бедствия, оценке радиационной обстановки и доз облучения населения, участию в организации санитарно-гигиенического и лечебно-профилактического обеспечения населения.
Отдел медицинского снабжения (склад резерва Минздрава России для ЧС) осуществляет разработку основ методологии по вопросам создания и функционирования резервов медицинского имущества на федеральном, региональном и территориальном уровнях, обеспечивает выполнение задач по накоплению, содержанию, обновлению и отпуску медицинского имущества из резерва Министерства здравоохранения Российской Федерации для ЧС. Кроме того, отдел организует закупку, получение, хранение и выдачу медицинских грузов гуманитарной помощи, получаемой от зарубежных стран.
Подразделения обеспечения представлены отделами организации выставок, энерго-механическим, транспортным, материально-технического снабжения, разработки и производства средств индивидуальной защиты органов дыхания, ремонтно-хозяйственным, эксплуатационно-техническим, охраны и копировально-множительным отделением.
Задачи, обязанности должностных лиц и организация работы подразделений ВЦМК "Защита" определяются Положениями о них, утвержденными директором ВЦМК "Защита".
3.2.2. Специализированными формированиями и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, подчиненными непосредственно Минздраву России. Организационно-методическую функцию организации санитарно-противоэпидемического обеспечения выполняет Департамент по государственному санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России.
3.2.3. Специализированными формированиями и учреждениями Федерального управления "Медбиоэкстрем" при Минздраве России.
3.2.4. Клиническими базами, предназначенными в соответствии с возложенными на них обязанностями для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, а также оказания экстренной и консультационной медицинской помощи населению.
3.2.5. Научными базами для решения проблем медицины катастроф.
3.3. На региональном уровне Служба представлена:
3.3.1. Филиалами ВЦМК "Защита" в федеральных округах:
- Центральный - функции филиала выполняет отдел организации работы службы медицины катастроф Центрального федерального округа Всероссийского центра медицины катастроф "Защита" Минздрава России - 123182, г.Москва, ул.Щукинская, 5;
- Северо-Западный - 194291, г.Санкт-Петербург, пр.Луначарского, д.45;
- Приволжский - 603126, г.Нижний Новгород, ул.Родионова, д.190;
- Уральский - 620028, г.Екатеринбург, Виз-бульвар, д.13-а;
- Сибирский - 630075, г.Новосибирск, ул.А.Невского, д.1а, корп.15, а/я 99;
- Дальневосточный - 680009, г.Хабаровск, ул.Краснодарская, д.9;
- Южный - 344022, г.Ростов-на-Дону, пер.Нахичеванский., д.29.
Филиал ВЦМК "Защита" в федеральном округе является Управлением службы медицины катастроф в соответствующем округе и обеспечивает выполнение задач Всероссийской службы медицины катастроф по защите жизни и здоровья населения, его медицинского обеспечения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в округе.
3.3.2. Центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора регионального уровня с входящими в них формированиями.
3.3.3. Клиническими базами, предназначенными в соответствии с возложенными на них обязанностями для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
3.4. На территориальном уровне Служба представлена:
3.4.1. Территориальными центрами медицины катастроф субъектов Российской Федерации - учреждениями здравоохранения Российской Федерации особого типа и филиалами ВЦМК "Защита" (Чеченская Республика, Ингушская Республика, Республика Дагестан), выполняющими функции органа управления службы медицины катастроф территориального уровня. Территориальный центр медицины катастроф имеет статус юридического лица, основными его подразделениями являются, администрация, оперативно-диспетчерский отдел, организационно-методический отдел, бригады специализированной медицинской помощи, отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению (санавиация), отдел медицинского снабжения, отдел материально-технического обеспечения.
3.4.2. Центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации и городах федерального значения, которые создают силы и средства наблюдения, контроля и ликвидации чрезвычайных ситуации на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а их координацию деятельности осуществляют органы управления здравоохранением субъектов Российской Федерации (санитарно-противоэпидемические комиссии).
3.4.3 Клиническими базами, предназначенными, в соответствии с возложенными на них обязанностями для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и оказания экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению.
3.5. На местном уровне Служба представлена:
3.5.1. Центрами медицины катастроф местного уровня (где они создаются) или станциями (подстанциями) скорой медицинской помощи, выполняющими функции органа управления службы медицины катастроф с входящими в них формированиями.
3.5.2. Центрами государственного санитарно-эпидемиологического надзора в городах и районах, формирующих санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки.
3.5.3. Лечебно-профилактическими учреждениями, предназначенными в соответствии с возложенными на них обязанностями для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
3.6. На объектовом уровне Служба представлена:
3.6.1. Должностными лицами по медико-санитарному обеспечению объекта в чрезвычайных ситуациях.
3.6.2. Медицинскими нештатными формированиями.
3.6.3. Лечебно-профилактическими учреждениями (медико-санитарные части, поликлиники и др.), предназначенными в соответствии с возложенными на них обязанностями для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.
3.6.4. Структурными подразделениями санитарно-эпидемиологического надзора объекта.
3.7. Для участия в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях за счет имеющихся лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений Минздрава России создаются (привлекаются) нештатные формирования Службы. Основными из них являются
На федеральном и региональном уровнях
бригады специализированной медицинской помощи (хирургические, травматологические, нейрохирургические, ожоговые, акушерско-гинекологические, трансфузиологические, токсикологические, психотерапевтические, инфекционные детские хирургические, радиологические и др.),