Нормы безопасности на транспортные машины с дизельным приводом для угольных шахт РД 05-311-99 (утв. постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 30 сентября 1999 г. N 71) стр. 2

- частотой вращения дизельного двигателя (акселератор);
- регулированием скорости и движением локомотива "вперед", "назад", "нейтраль" (реверсор);
- системой рабочего и экстренного торможения;
- освещением;
- песочной системой (только для напочвенных рельсовых дизелевозов);
- системой пожаротушения;
- стояночным механическим тормозом;
- звуковым сигналом;
- подачей дополнительного топлива при пуске;
- прекращением подачи топлива.
1.28. Все контрольные приборы должны находиться в поле зрения машиниста. Рычаги управления должны быть удобно расположены и легко доступны. Конструкция и расположение органов управления должны быть такими, чтобы управление движением невозможно было осуществить машинистом, находящимся вне кабины. При наличии второй кабины оснащение обеих кабин средствами управления и контроля за движением дизелевоза должно быть одинаковым.
1.29. Управляющий рычаг частоты вращения дизельного двигателя (рычаг акселератора), а также рычаг, управляющий направлением движения локомотива (реверсор), должны быть съемными.
Конструкция должна позволять снять реверсор только в нейтральном положении. Транспортная машина в этом случае должна быть заторможена стояночным тормозом независимо от того, работает дизельный двигатель или находится в покое.
1.30. Транспортные машины с дизельным приводом должны оборудоваться устройствами защиты, автоматически останавливающими дизельный двигатель при превышении температуры 150°С наиболее нагреваемой поверхности дизельного двигателя, 75°С - температуры выхлопных газов на выходе в рудничную атмосферу, воды в жидкостном нейтрализаторе и рабочей жидкости в гидросистеме, а также снижении давления масла двигателя и рабочей жикости гидросистемы ниже допустимого уровня. В топливной системе двигателя должно быть устройство аварийной остановки, закрывающие подвод топлива в вспрыскивающий насос, причем остановка двигателя должна происходить за время не более 100 с с момента подачи сигнала на отключение.
1.31. Конструкция устройства тепловой защиты должна обеспечивать возможность контроля ее срабатывания.
1.32. Трубопроводы, сообщающиеся со всасывающей и выхлопной системами дизельного двигателя, должны подсоединяться с помощью накидных гаек с резьбой, выполненной по 3 классу точности, число ниток должно быть не менее 5, шаг резьбы
- не менее 0,7 мм. Должны предусматриваться приспособления, препятствующие самоотвинчиванию гаек вследствие тряски и вибрации.
1.33. Вводы для подачи огнегасительной смеси или воды в выхлопную и всасывающую системы, а также штуцеры для отбора проб выхлопных газов должны иметь пламегасители в виде каналов диаметром не более 1 мм при длине не менее 13 мм или диаметром не более 0,8 при длине не менее 5 мм.
1.34. Конструкция и качество уплотнений топливной системы должны исключать возможность подтекания топлива. Топливные магистрали должны быть защищены от повреждений и вибрации и отстоять не менее чем на 25 мм от поверхностей выхлопного коллектора, выхлопной трубы двигателя и от неохлаждаемых и вращающихся частей дизельного двигателя. Топливопроводы должны быть защищены от повреждения и расположены так, чтобы топливо, вытекающее в результате появившихся неплотностей или деаэрации, не могло попадать на вращающиеся или неохлаждаемые части дизельного двигателя.
Отдельные части топливопровода должны соединяться с помощью маслостойких шлангов или пайкой с помощью жесткого припоя.
1.35. Топливный бак дизелевоза должен быть защищен от механических и температурных воздействий и иметь клапан, автоматически открывающийся при подсоединении заправочного шланга и автоматически закрывающийся после его отсоединения. Других отверстий для наполнения бак не должен иметь. Протекание топлива при заправке и его разбрызгивание при работе двигателя должны быть исключены.
Отверстие в топливном баке (сапун), служащее для выравнивания в нем давления воздуха, должно быть защищено пламеперекрывателем.
Конструкция пламеперекрывателя должна обеспечивать его легкую замену.
1.36. Части транспортной машины и дизельного двигателя, изготовленные из алюминиевых сплавов, должны иметь прочное ограждение, выполненное из материалов, безопасных в отношении фрикционного искрения. При этом должны использоваться первичные алюминиевые сплавы с пониженными свойствами искрообразования, содержащие не более 0,5% магния.
1.37. Материалы для изготовления механического, гидравлического, дизельного и электрического оборудования транспортной машины с дизельным приводом, отдельные механические и электрические узлы локомотива должны отвечать отечественным нормам и стандартам.
Ремни для привода вспомогательных агрегатов дизельного двигателя и элементы упругих муфт должны изготавливаться из трудносгораемых материалов.
К моторным, трансмиссионным и гидравлическим маслам особые требования пожаробезопасности не предъявляются.
Рабочая жидкость гидросистем должна быть негорючей.
Шланги всех систем должны иметь защиту от механических повреждений при случайном соприкосновении с вращающимися деталями.
1.38. Электрооборудование транспортной машины с дизельным приводом должно быть выполнено во взрывобезопасном исполнении (в том числе и аккумуляторные батареи, применяемые в качестве источника автономного питания), иметь защиты от перегрузки и короткого замыкания.
Сопротивление изоляции электрооборудования должно быть не менее 500 кОм.
Рекомендуется применять бесщеточные генераторы переменного тока с выпрямителями.
Оба конца электрических проводников должны быть замаркированы. Обозначение кабелей должно быть приведено в технической документации. Наращивание кабелей запрещено.
1.39. Система освещения должна иметь ближний и дальний свет. При включении дальнего света напочвенного и подвесного дизелевозов освещенность на расстоянии тормозного пути должна быть не менее 2 лк.
1.40. Система освещения должна обеспечивать:
- включение ламп красного света в обеих фарах при выключении белого света на стоянках машины с работающим двигателем;
- включение белой лампы в передней фаре по ходу движения и включение красной лампы в задней фаре при движении дизелевоза.
1.41. Рефлекторы фар должны быть защищены сеткой или решеткой от механических повреждений.
Фары для взрывобезопасных машин не должны выходить за габариты крыши и должны снабжаться защитным кожухом, перекрывающим фару на 30 - 50 мм.
1.42. Осветительные устройства должны быть вибростойкими. Все электрические провода должны быть защищены от механических повреждений.
1.43. Номинальное напряжение в цепях освещения и звуковых электрических сигналов не должно превышать 24 В. При этом напряжение на лампах не должно отклоняться от номинального более чем на - 4%.
1.44. Система смазки дизельного двигателя и гидроприводы должны соответствовать ГОСТ 12.2.040-79 "Гидроприводы объемные и системы смазочные".
1.45. Для обозначения транспортных машин, стоящих в выработках с выключенными дизельными двигателями, допускается использование автономных (переносных) светильников красного света. В конструкции машин должны быть предусмотрены места для их установки.
1.46. Транспортная машина с дизельным приводом должна быть оборудована стационарным противопожарным устройством, приводимым в действие из кабины машиниста, и переносным огнетушителем.
В стационарном противопожарном устройстве масса углекислоты в заправленном состоянии должна быть не менее 6 кг. Трубопроводы от стационарного устройства должны обеспечивать одновременную подачу углекислоты во всасывающую и выхлопную системы дизеля, к топливному баку и топливному насосу.
При включении устройства пожаротушения дизельный двигатель должен остановиться за время не более 25 с.
Переносной огнетушитель должен содержать не менее 4 кг порошка или 2 кг углекислого газа.
1.47. Транспортная машина с дизельным приводом должна быть оснащена звуковой предупредительной сигнализацией, управляемой из кабины. Уровень звука должен быть не менее 95 дБ на расстоянии 1 м.
1.48. Уровни звукового давления в октавных полосах частот и эквивалентный уровень звука на рабочем месте (в кабине) машиниста (при допустимой норме уровня звука 80 дБ) с учетом их колебаний и прерывности в период работы за смену, а также уровни вибрации на рабочем месте машиниста в октавных полосах частот не должны превышать значений, установленных действующими нормативными документами.
1.49. Детали и агрегаты дизелевозов должны окрашиваться краской следующего цвета: