Нормы безопасности на транспортные машины с дизельным приводом для угольных шахт РД 05-311-99 (утв. постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 30 сентября 1999 г. N 71) стр. 3

1) светлых тонов - наружные и внутренние поверхности рамы, капота, кабины машиниста и все оборудование, находящееся внутри рамы и капота (кроме кондиционера, выхлопного патрубка и дизеля), вагонетка-цистерна и маслостанция;
2) красной - гидропневмоаккумулятор, противопожарная защита, топливный и водяной баки, разводка трубопроводов к водяному баку, маркировка взрывозащищенного оборудования и точки смазки;
3) черной - колесные центры, тормозные колодки, бандажи, буксы пружины подвески, буферные устройства и пол кабины.
Вертикальные грани рамы и буферов должны быть окрашены чередующимися желтыми и черными полосами под углом 45°. Ширина полос не должна превышать 120 мм.
На боковых стенках дизелевоза должны быть указаны места строповки и масса локомотива.
1.50. На передней стенке рамы машины должна быть укреплена табличка, содержащая:
- товарный знак завода-изготовителя;
- наименование и обозначение транспортной машины;
- порядковый номер изделия по системе нумерации завода-изготовителя;
- месяц и год выпуска.

2. Нормы безопасности на напочвенные дизелевозы

2.1. Неравномерность распределения массы по осям не должна превышать 6% от средней фактической массы, приходящейся на каждую ось дизелевоза.
Конструкция должна обеспечивать возможность разборки дизелевоза на части для транспортирования в шахту.
Рама и капот должны надежно защищать внутренние агрегаты от механического повреждения и атмосферного влияния. Щитки капота должны быть съемными или открываемыми и должны обеспечивать хороший доступ для выполнения текущего ремонта.
Дизелевозы сцепной массой 8т и более тонн должны иметь одну центрально расположенную или две концевые кабины закрытого или полузакрытого типа с крышами и двумя выходами (с правой и с левой сторон) и закрытый прозрачным материалом оконный проем. В кабинах должна обеспечиваться безопасность и хорошая видимость. Размеры кабины должны обеспечивать удобное расположение машиниста и органов управления дизелевоза с учетом требований технической эстетики и эргономики.
2.2. Конструкция кабин дизелевозов должна быть такой, чтобы непросматриваемая машинистом зона по ходу движения не превышала для двухкабинных дизелевозов - 1,5 м, для дизелевозов с одноконцевой кабиной - 18 м, для дизелевозов с центрально расположенной кабиной - 15 м.
2.3. В кабине аппаратура управления, защиты и контроля не должна стеснять машиниста при управлении машиной, мешать посадке или выходу из кабины через любой из дверных проемов.
2.4. Кабина дизелевоза должна быть оборудована сидением, регулируемым по высоте, покрытым виброгасящим материалом с низкой теплопроводностью, площадью не менее 0,12 м. На дизелевозах шириной более 1050 мм должно быть предусмотрено съемное сидение для стажера машиниста.
2.5. Тормозная система должна обеспечивать:
- торможение на стоянке - длительное удержание поезда расчетной массы на уклоне 0,05 при коэффициенте сцепления колес с рельсами 0,17;
- оперативное (рабочее) торможение - регулирование и снижение скорости поезда вплоть до полной остановки;
- экстренное торможение - остановку поезда на пути, регламентированном Правилами безопасности в угольных шахтах - не более 40 м при перевозке груженого состава расчетной массы, не более 80 м при перевозке груженного состава дизелевозом сцепкой массой свыше 10 м и не более 20 м при перевозке людей. Экстренное торможение дизелевоза (состава) должно осуществляться с помощью всех тормозных систем;
- торможение дизельным двигателем.
2.6. Время срабатывания тормозной системы не должно превышать 2 с.
2.7. При расчете элементов тормозной системы на прочность отношение максимальной тормозной силы к весу дизелевоза должно приниматься 0,3.
2.8. При наличии на колодочном (дисковом) тормозе двух приводов должно обеспечиваться независимое их включение.
Для стояночного торможения должны использоваться колодочные (дисковые) тормоза с ручным фиксируемым приводом или нормально замкнутый колодочный механический тормоз (замыкание тормоза осуществляется усилием сжатых пружин).
2.9. Управление тормозами должно осуществляться из кабины машиниста рычажным ручным приводом, или ножной педалью, или штурвалом.
2.10. Если дизелевоз имеет рабочий тормоз с пневматическим приводом, давление в пневмосистеме не должно превышать 0,6 МПа.
2.11. Конструкция тормозной системы должна обеспечивать равномерное распределение тормозного усилия на все колеса.
2.12. Элементы конструкции тормозной системы не должны выступать за нижнюю кромку рамы.
2.13. Дизелевоз должен быть оборудован песочной системой, обеспечивающей подачу сухого, не более 7%-ной влажности, просеянного и свободного от глины песка (величина зерен 0,5 - 2 мм).
2.14. Дизелевозы должны быть оборудованы амортизирующими прицепными тяговыми и ударными устройствами. Конструкция дизелевоза должна позволять устанавливать на нем автоматическую и штыревую сцепки.
2.15. Дизелевозы должны оборудоваться буферно-сцепными устройствами с вылетом буфера не менее 150 мм (при наличии амортизатора - в сжатом его состоянии). Жесткость амортизатора должна быть не более 0,8 - 1 Н/мм.
2.16. Клиренс для новых бандажей колес должен быть не менее 80 мм. Профиль бандажа колес дизелевоза должен соответствовать требованиям ГОСТ 7873-75.
2.17. Дизелевозы должны иметь места для размещения домкратов или самоставов, а также цепей для прицепки вагонеток.

3. Нормы безопасности на подвесные дизельные монорельсовые дороги

3.1. Монорельсовые дороги предназначены для бесперегрузочной доставки оборудования, материалов и людей по разветвленным горизонтальным и наклонным выработкам угольных шахт, опасных по газу и пыли.
3.2. Монорельсовая дорога должна включать следующее оборудование:
- поезд монорельсовый;
- монорельсовый путь;
- вспомогательное оборудование (пусковой агрегат для запуска дизельного двигателя, цистерна и насос для дизельного топлива, приборы для экспресс-анализа состава выхлопных газов, комплект оборудования для заправки гидросистемы и т. п.).
3.3. Поезд монорельсовый состоит из дизельного локомотива, грузовых тележек, пассажирских салонов и приспособления для перевозки тяжелых грузов. Элементы поезда должны соединяться сцепками, контрсцепками и коммуникациями управления.
3.4. Монорельсовый путь состоит из секций монорельса с подвесной арматурой, стрелочных переводов и концевых упоров.

Монорельсовый дизельный локомотив

3.5. Дизельный локомотив должен включать: дизельную секцию с гидропередачей, тяговые блоки, тормозные тележки, кабины машиниста. Составные части должны иметь габариты, допускающие их спуск в шахту в клетях. При необходимости соединения составных частей локомотива должны быть шарнирными для обеспечения вписываемости дизелевоза в горизонтальные и вертикальные кривые.
3.6. Тяговые блоки состоят из двух ведущих футерованных колес и устройства прижатия их к монорельсу. Материал футеровки должен соответствовать требованиям, предъявляемым при его применении в угольных шахтах. На локомотиве должно быть устройство контроля усилия прижатия ведущих колес к рельсам.
3.7. Поезд должен иметь две кабины управления: одна в голове, другая - в хвосте состава.
Кабина должна иметь лобовое стекло, не дающее острых осколков при разрушении, и ограждения дверных проемов. Дверные проемы должны иметь ширину не менее 0,7 м и высоту не менее 1,0 м.
3.8. Локомотив должен иметь систему управления, обеспечивающую: