Показателями, по которым анализируется экономические аспекты деятельности предприятий (учреждений), подведомственных Минкультуры России, станут:
1. Оборачиваемость капитала
Показатель отражает масштабы деятельности организации относительно объемов вложенных в активы средств. Несоответствие объемов деятельности величине вложенных в организацию с целью их достижения средств не позволяет получить планируемые результаты, а потому является показателем нерационального планирования использования активов.
2. Коэффициент обеспеченности внеоборотных активов долгосрочными источниками финансирования
Показатель характеризует степень рискованности финансовой политики организации. Низкий коэффициент обеспеченности вложений во внеоборотные активы долгосрочными источниками финансирования свидетельствует о высоких рисках финансовой политики, проводимой организацией.
3. Доля просроченной кредиторской задолженности в ее общей величине
Величина просроченной кредиторской задолженности непосредственно отражает существующие угрозы банкротства организации.
4. Период финансового цикла
Продолжительность периода финансового цикла отражает эффективность управления оборотным капиталом в организации, то есть достижение оптимального равновесия в сроках оборачиваемости и, соответственно, в величинах запасов, кредиторской и дебиторской задолженности.
5. Величина отчислений от чистой прибыли (полученного дохода) в государственный бюджет
Абсолютная величина отчислений от прибыли (дохода) организации в бюджет пропорционально зависит от полученной в отчетном периоде чистой прибыли (дохода), то есть одновременно говорит о ее объеме. Показатель отражает коммерческую эффективность вложения государственных ресурсов в деятельность организации.
Норматив отчислений от прибыли (полученного дохода) целесообразно рассчитывать по регрессивной шкале, то есть в процентном от прибыли (дохода) выражении его величина будет убывать с ростом прибыли (дохода), целью чего служит мотивация организаций к увеличению абсолютной величины получаемой за период прибыли (дохода).
На первом этапе данный показатель будет использован как для предприятий, так и для учреждений, подведомственных Минкультуры России. Впоследствии его применение для формирования аналитических выводов об эффективности текущей деятельности следует ограничить только предприятиями, так как работа учреждений направлена на достижение другого результата - выполнение социальных и других общественных функций, а не на получение дополнительных доходов в бюджет.
6. Рентабельность деятельности организации по чистой прибыли
Данный показатель отражает прибыльность работы организации в целом, включая прибыльность вида деятельности организации.
7. Величина чистых активов организации
Расчет значения чистых активов позволяет оценить соответствие взятых организацией обязательств величине ее активов.
Экономические и специальные показатели, рассчитываемые с целью оценки эффективности деятельности организаций культуры, группируются в соответствии со значимостью их обоюдного сравнения, а в дальнейшем анализируются соотношения различных показателей, на основе чего делаются выводы об экономической и общей текущей ситуации в организации, применяемых методах управления и перспективах развития, направлениях модернизации ее технического и технологического оснащения. Механизмы расчета показателей, необходимых для проведения анализа эффективности работы организации, а также примеры возможных интерпретаций текущей ситуации в организации в зависимости от соотношения различных показателей изложены в Методике обработки первичных данных в ходе паспортизации технической оснащенности объектов культуры.
В зависимости от сложившейся в организации экономической ситуации и перспектив, реальных для рассматриваемого направления деятельности, политика министерства по совершенствованию управления и реализации поставленных задач будет различной: от косвенной координации деятельности до прямого вмешательства в процесс работы с целью перестройки структуры управления, перепрофилирования, реорганизации, санации или проведения других мер, способствующих достижению целей деятельности Минкультуры России в целом.
Таким образом, проведение паспортизации технической оснащенности позволит создать основу для построения системы эффективного комплексного управления подведомственными организациями для успешного выполнения задач, стоящих перед Минкультуры России как органом исполнительной власти Российской Федерации.
Приложение 2 Методика сбора первичных данных в ходе паспортизации технической оснащенности объектов культуры
Приложение 2
к Приказу
Министерства культуры
Российской Федерации
от 24 сентября 2002 г. N 1388
МЕТОДИКА
СБОРА ПЕРВИЧНЫХ ДАННЫХ В ХОДЕ ПАСПОРТИЗАЦИИ
ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРЫ
Паспорт технической оснащенности объекта культуры состоит из двух составляющих: первичных и расчетных показателей. Расчетные показатели вычисляются после сбора первичных данных. Сбор информации о деятельности отдельных организаций культуры, искусства и кинематографии осуществляется в соответствии с составленным перечнем первичных показателей, включаемых в паспорта технической оснащенности этих объектов культуры.
Сбор данных проводится, прежде всего, с использованием ресурсов исследуемых объектов культуры. Другими значимыми источниками информации при недостатке предоставленных и собранных в организациях культуры данных должны быть:
- существующие источники обработанной и первичной информации органов государственной и муниципальной власти, собирающих формы обязательной статистической отчетности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- СМИ, проведенные маркетинговые, аудиторские, социологические исследования.
Информация в ходе паспортизации собирается путем:
1. Формирования официальных запросов в региональные органы управления культуры и непосредственно в организации культуры с определением закрытого перечня требуемых к предоставлению данных.
2. Проведения исследования непосредственно в учреждении (на предприятии), включающего исследование первичных документов, проведение анкетирования, интервью и опросов, работу независимых экспертов и др.
На первом этапе паспортизации сбор информации осуществляется преимущественно путем запросов информации и сбора данных непосредственно в организациях культуры.
Составляется календарный план сбора информации в ходе проведения паспортизации, основным содержанием которого является график сбора информации с указанием:
конкретных объектов, по которым осуществляется сбор данных;
лиц, ответственных за сбор информации на каждом объекте, а также других специалистов, участвующих в работе по сбору информации;
ресурсного обеспечения, привлекаемого в процессе сбора информации;
сроков проведения сбора информации по каждому объекту культуры;
результатов, получаемых на каждом этапе сбора информации.
Процесс сбора информации в ходе паспортизации технической оснащенности объектов культуры начинается с определения полного содержания данных, уже существующих в первичном или обработанном виде:
в органах исполнительной власти РФ (Минкультуры России, Минимущество России и др.), например, по программе Мониторинг библиотечных фондов Минкультуры России;
в результате проведенных статистических исследований, аудиторских проверок, технических инвентаризаций и др.;
в федеральных и региональных СМИ.
Информация, которая будет обобщена на первом этапе проведения паспортизации, в ходе следующих мероприятий проверяется и уточняется, а также дополняется по полному перечню первичных показателей, включаемых в паспорт технической оснащенности библиотеки и промышленного предприятия отрасли культуры.
Следующими этапами сбора информации станут:
1. Составление официального запроса с просьбой подготовить информацию по представленному списку показателей: