управлению подведомственными организациями в пределах предоставленных полномочий;
проведению документальных ревизий и проверок производственной и финансово - хозяйственной деятельности;
контролю расходования средств федерального бюджета и эффективности использования находящегося у подведомственных организаций в оперативном управлении или на праве хозяйственного ведения государственного имущества, относящегося к федеральной собственности;
формированию направлений модернизации и содействию повышению технической оснащенности организаций сферы культуры;
разработке рекомендаций для промышленного производства соответствующей продукции.
Функции министерства могут быть выполнены лишь при существовании полной и достоверной информационной базы, обеспечивающей обоснованное и своевременное принятие решений.
Кроме осуществления строгого учета и контроля целевого использования подведомственного имущества, целесообразной является оценка эффективности использования активов, в создание которых государство вложило бюджетные средства. В широком смысле активом является организация, функционирующая для достижения целей государства, в рассматриваемом случае - организации, подведомственные Минкультуры России. Исходя из этого, информационная база предполагает охват показателей, характеризующих не только использование имущественного комплекса, но и финансово - экономическое положение организации, специфику ее деятельности.
Такой перечень первичных и расчетных показателей, входящий в информационную базу, и составляет паспорт технической оснащенности объекта культуры.
Мероприятия по составлению паспортов технической оснащенности объектов культуры проводятся в рамках реализации Федеральной целевой программы "Культура России" (2001 - 2005 годы) в соответствии с пунктом 46 раздела VII "Модернизация технического и технологического оснащения объектов культуры".
Перечень показателей, заложенный в паспорта технической оснащенности объектов культуры, охватывает показатели экономической эффективности деятельности ФГУП и открытых акционерных обществ, акции которых находятся в федеральной собственности, необходимость ведения реестра которых закреплена Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 января 2000 г. N 23.
Таким образом, формируется отраслевая база данных показателей, характеризующих техническое оснащение и деятельность организаций культуры, искусства и кинематографии, подведомственных Минкультуры России, а также наиболее значимых объектов культуры субъектов Российской Федерации.
3. Этапы и календарный план проведения паспортизации объектов культуры
Минкультуры России как органу исполнительной власти РФ подведомственны коммерческие и некоммерческие государственные организации сферы культуры, искусства и кинематографии. В настоящее время из общего числа организаций, находящихся в ведении Минкультуры России, зарегистрированы в организационно - правовой форме федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУП), федеральных предприятий и государственных предприятий 173 объекта, в организационно - правовой форме федеральных учреждений - 247 объектов.
В состав ФГУП входят промышленные, научно - исследовательские, информационные, научно - производственные, проектные, строительные, реставрационные, снабженческо - сбытовые, транспортные и сервисные предприятия. Творческо - производственные ФГУП представлены кинопредприятиями, цирками, предприятиями монументального искусства.
В состав федеральных учреждений (ФУ) входят театры, музеи, музеи - заповедники, музыкальные и концертные коллективы, концертные учреждения, библиотеки, культурно - просветительные учреждения, высшие учебные заведения, средние специальные учебные заведения, средние специальные музыкальные школы, прочие заведения по подготовке кадров.
Действия Минкультуры России по управлению и распоряжению государственным имуществом направлены на обеспечение сохранности уникальных ценностей и повышение социальной отдачи от их целевого использования. Это принципиально отличает процесс управления имущественным комплексом в сфере культуры не только от производственного сектора экономики, но и от других отраслей социальной сферы. К объектам, требующим особого внимания на предмет их сохранности, относятся памятники истории и культуры, предметы музейного фонда, библиотечные фонды, а также кинофонд.
Включая подведомственные Минкультуры России объекты, в Российской Федерации насчитывается 547 театров; 126 концертных учреждений; 63 цирка; около 2,5 тысячи крупных районных библиотек; около 1400 кинотеатров; примерно 2,5 тысячи музеев и 300 высших и средних учебных заведений сферы культуры, искусства и кинематографии.
Паспортизация технической оснащенности объектов культуры охватывает большинство объектов культуры, искусства и кинематографии по всем направлениям деятельности Минкультуры России (федеральные и муниципальные учреждения; федеральные и муниципальные унитарные предприятия) и проходит в несколько этапов (см. Приложение 5 "Календарный план - график паспортизации объектов культуры (2002 - 2005 годы)"). При этом непосредственно сбор данных на местах предполагается осуществлять путем формирования выборки организаций культуры в размерах примерно 10% от общего их числа. Информацию по остальным объектам культуры предполагается формировать через запросы в субъекты Федерации непосредственно по конкретным организациям культуры.
Составление паспортов планируется начать с наиболее крупных организаций, подведомственных Минкультуры России, при работе с которыми уточнятся формы представления и обработки первичной и производной информации. В дальнейшем паспортизация затронет наиболее значимые муниципальные, региональные и федеральные объекты культуры.
На первом этапе (2002 год) составляются макеты, а также проводится сбор и обработка первичных данных паспортов библиотеки, кинотеатра, промышленного предприятия отрасли культуры.
По промышленным предприятиям выводы по результатам паспортизации уже в 2002 году оформляются в виде аналитического заключения и предоставляются для принятия управленческих решений.
В 2003 году составляются макеты паспортов и начинается паспортизация музеев, полностью проводится паспортизация киновидеопрокатных объектов, завершается паспортизация кинотеатров.
До конца первого квартала 2004 года формируются макеты паспортов парков культуры, театров и цирков, а в течение 2004 года проводится окончательная обработка и анализ информации по паспортам музеев и парков культуры.
2005 год становится годом завершения паспортизации технической оснащенности объектов культуры. Завершается сбор, обработка и анализ данных по театрам и циркам. Формируются макеты паспортов и проводится паспортизация технической оснащенности образовательных и концертных организаций, НИИ и киностудий ("Календарный план - график паспортизации технической оснащенности объектов культуры (2002 - 2005 годы)").
В дальнейшем выводы предполагается обобщить и представить в виде общего аналитического заключения по всем видам объектов культуры, паспорта которых были составлены.
4. Программы мониторинга, проводимые в настоящее время по отдельным направлениям деятельности Минкультуры России
Особое внимание в процессе своей деятельности Минкультуры России уделяет состоянию фондов учреждений культуры (библиотечных, музейных и кинофондов), а также памятникам истории и культуры.
В настоящее время во исполнение распоряжения Правительства РФ от 26 июля 2000 г. N 1072-р в рамках утвержденного плана - графика по реализации мероприятий "Плана действий Правительства РФ в области социальной политики и модернизации экономики на 2000 - 2001 годы" осуществляется создание общероссийской системы мониторинга состояния и использования памятников истории и культуры, предметов музейного фонда, библиотечных фондов, а также кинофонда. С целью начала работ по созданию системы мониторинга министерством издано 2 Приказа (N 575 от 29 сентября 2000 года и N 667 от 9 ноября 2000 года). Эта система по содержанию сходна с излагаемой в данном документе системой паспортизации объектов культуры, однако ориентирована только на те подведомственные организации, в которых хранятся специфичные фонды, требующие особых условий хранения и специальной системы управления.
Система мониторинга предполагает контроль динамики изменения технического состояния памятников истории и культуры, качества проводимых реставрационных работ, соответствия характера использования данных объектов задачам сохранения культурного наследия, а также опросное и визуальное обследование хранилищ фондов музеев, книгохранилищ библиотек, архивохранилищ, хранилищ кинофонда с точки зрения обеспечения их безопасности, условий хранения, порядка их использования в деятельности организаций.
В рамках программы мониторинга разработаны анкеты, включающие в себя обширный перечень закрытых и открытых вопросов, характеризующих условия и технологию текущей деятельности учреждений культуры.
Результаты мониторинга после обработки экспертами будут использоваться Минкультуры России как база для принятия управленческих решений в отношении проведения первоочередных работ по реставрации памятников и предметов фондов хранения. Эти результаты послужат основой для оптимизации финансовых потоков, направляемых на эти работы.
Таким образом, данный мониторинг проводится исключительно с целью выявления специфических условий деятельности организаций культуры для их изменения или совершенствования технологии работы. Однако логика программы мониторинга, заключающаяся в формировании некоего объема первичных данных для дальнейшего его использования в процессе принятия управленческих решений, может быть применима и для объектов культуры, не охваченных этой тематической программой.
Сбор информации о подведомственных Минкультуры России объектах проводится не только в рамках мониторинга их фондов. Для получения достоверной информации о наличии и состоянии объектов государственной собственности, обеспечения эффективного управления государственным имуществом Минимущество России и Минкультуры России поставило перед подведомственными предприятиями и учреждениями задачу полной инвентаризации имущества и внесения соответствующих сведений в государственный реестр федерального имущества.
Принимая во внимание специфический характер отдельных имущественных объектов, отсутствие утвержденной методики их оценки, тесную связь использования таких объектов с авторскими и смежными правами, межведомственный и международный характер целого ряда направлений деятельности, связанной с обеспечением сохранности и законности использования государственного имущества в сфере культуры, Минкультуры России осуществляет контроль в данной области в тесном взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти - Роспатентом, Минфином России, МНС России, ГТК России.
Инвентаризация федерального имущества является первым шагом по сбору и систематизации информации об эффективности использования государственных активов. Процесс паспортизации технической оснащенности должен стать следующим шагом, который позволит создать централизованную электронную базу данных по наиболее значимым объектам культуры федерального, регионального и местного подчинения, на основе которой можно будет принимать управленческие решения текущего и долгосрочного характера.
5. Информация, сбор и обработка которой осуществляется в ходе паспортизации технической оснащенности объектов культуры
Паспортизация технической оснащенности объектов культуры ставит своей целью создание основы для комплексной оценки эффективности деятельности объекта путем анализа значений показателей, характеризующих результаты его работы за выбранный период.
Выбор комплексных показателей, по которым проводится аналитическая работа, зависит от направлений анализа, то есть от того, какую конечную информацию необходимо получить о результатах работы организации.
Потребность в информации определяется задачами, стоящими перед министерством, закрепленными за ним функциями. К таким задачам следует отнести:
1) системное управление подведомственными организациями с регулярной оценкой степени достижения целей, поставленных перед министерством (управление по результатам);
2) внедрение методов расчета необходимых объемов расходования бюджетных средств и масштабов деятельности в разрезе каждой подведомственной организации, исходя из рассчитанного целесообразного объема оказания услуг (выпуска продукции) бюджетным сектором экономики в сфере культуры, искусства и кинематографии;
3) обеспечение доступа к культурным ценностям и доступности услуг организаций культуры для всех слоев населения;
4) замену бюджетного финансирования внебюджетным там, где это возможно и целесообразно;
5) перевод на контрактную и инвестиционную систему бюджетного финансирования подведомственных объектов в определенных сферах деятельности;
6) реорганизацию государственных унитарных предприятий путем преобразования их в открытые акционерные общества, ликвидацию недействующих и бесперспективных организаций;
7) повышение эффективности расходования бюджетных средств (деятельности подведомственных организаций), контроль эффективного и рационального использования в подведомственных предприятиях и учреждениях объектов недвижимости, оборудования, других имущественных объектов, полученных бюджетных и внебюджетных средств путем создания системы регулярного мониторинга основных показателей деятельности, финансово - экономического анализа состояния организаций, их технической технологической оснащенности;
8) мониторинг социально - культурного развития регионов России с целью осуществления общенациональной политики в области культуры, искусства и кинематографии.
Выводы из анализа данных, собранных в результате проведения паспортизации технической оснащенности, будут использоваться для принятия решений именно по направлениям, означенным выше.
В связи с этим первичная информация о деятельности подведомственных организаций по содержанию будет отражать следующие аспекты:
общие данные (наименование, реквизиты, адрес и др.);