Приказ Министерства РФ по связи и информатизации от 23 июля 2001 г. N 175 "Об утверждении руководящего документа отрасли "Телематические службы" стр. 7

4.1. Назначение, описание

4.1.1. Служба телеконференций (СТК) предназначена для проведения в режиме реального времени сеансов телеконференцсвязи (ТС) между территориально разобщенными пользователями либо группами пользователей посредством Аудио/Видео терминалов (АВ-терминалов) и сетей связи в регламентируемой форме.
4.1.2. Для обмена информацией между АВ-терминалами, находящимися в удаленных друг от друга точках, используется специализированный многоточечный блок управления (МБУ). МБУ выполняет функции распределения сигналов между подключенными к нему терминалами и обеспечивает выполнение регламентов. При этом каждый терминал подключается к МБУ независимо.
4.1.3. При организации телеконференций инициатором сеанса может являться любой из участников конференции. После получения запроса организация сеанса ТС может быть произведена оператором различными способами:
- соединение с каждым из заявленных участников конференции устанавливается по инициативе МБУ (исходящее соединение) в назначенное время путем последовательного соединения по указанным в запросе адресам участников;
- участники конференции в назначенное время самостоятельно устанавливают соединения (входящие соединения) с МБУ оператора. МБУ производит идентификацию каждого участника принятым способом (например: имя, пароль) и подключение его к конференции;
- в отдельных случаях используются смешанные варианты организации конференции.
4.1.4. При организации сеанса ТС производится идентификация каждого участника принятым способом (например: имя и пароль).
4.1.5. Сеансы могут проводиться как между абонентскими терминалами (абонентская форма предоставления услуг), так и между специальными конференц-залами или конференц-комнатами оператора (клиентская форма предоставления услуг), оборудованными терминалами ТС.
4.1.6. По виду информационного обмена между пользователями СТК подразделяются на два основных вида:
- службы аудиоконференций;
- службы видеоконференций.
4.1.6.1. Служба аудиоконференций (САК) предназначена для предоставления услуг трем и более пользователям (или группам пользователей) по обмену речевой информацией в режиме реального времени. Если обмен голосовой информацией дополняется неголосовой информацией (данными, текстами, графическими изображениями и т.д.), исключая видеосигналы и сигнализацию, то служба может называться аудиографической. Речевое высказывание любого участника конференции передается в МБУ. МБУ смешивает речевые сигналы, поступающие от участников конференции, и пересылает им обратно полученный смешанный сигнал.
4.1.6.2. Служба видеоконференций (СВК) предназначена для предоставления услуг двум и более пользователям (или группам пользователей) по обмену речевой и видеоинформацией в режиме реального времени. Видеоизображение участников и их речевые высказывания передаются в МБУ. МБУ смешивает речевые сигналы, поступающие от участников конференции, и пересылает им обратно полученный смешанный речевой сигнал. Одновременно с этим МБУ выделяет выступающего участника для передачи его видеоизображения всем остальным участникам. Управление выбором отображаемого участника конференции может быть как автоматическим, так и ручным. В случае ручного управления это делает ведущий. В отдельных случаях МБУ позволяет формировать кадр, разделенный на сегменты с одновременным изображением нескольких участников.

4.2. Услуги СТК, обеспечиваемые техническими средствами операторов

4.2.1. Основными услугами СТК, обеспечиваемыми техническими средствами операторов, являются:
- вызов и идентификация участников сеанса телеконференцсвязи;
- обмен между терминалами СТК речевой (для САК и СВК) и видео (для СВК) информацией в режиме реального времени;
- кодирование и компрессия информации пользователей для уменьшения занимаемой полосы каналов связи.
4.2.2. Дополнительной услугой СТК, обеспечиваемой техническими средствами операторов, может быть контроль и ограничение числа выступающих как оператором, так и одним из участников конференции (ее ведущим), посредством использования ресурсов оператора.

4.3. Характеристики качества обслуживания

Характеристики качества обслуживания СТК приведены в табл. 4.1.
Таблица 4.1

Характеристики качества обслуживания СТК

Время организации сеанса ТСПри исходящих из СТК соединениях общее время установления конференции не должно превышать 5 минут, при условии не занятости соответствующих номеров участников. При входящих в СТК соединениях время идентификации и подключения каждого из участников не должно превышать 1 минуту.
Максимально возможное количество участников сеанса ТСНе регламентируется настоящим РД.
Время смены изображения выступающего участника (для СВК)Время смены отображаемого на АВ-терминалах участника конференции после смены выступающего в режиме "управление голосом" не должно превышать 45 сек., а в режиме ручного управления ведущим - 15 сек.

4.4. Требования и стандарты

4.4.1. МБУ как минимум должен обеспечивать обмен аудиоинформацией, преобразованной в соответствии с Рекомендациями MC3-TG.711.
4.4.2. Максимальное количество отображаемых в один и тот же момент времени участников СВК на АВ-терминалах не регламентируется, допускается отображение одного участника, но при предоставлении услуг видеоконференцсвязи участникам, использующим групповые АВ-терминалы, целесообразно использовать МБУ, позволяющий формировать кадр с изображением до 4 (четырех) участников одновременно.
4.4.3. В процессе проведения сеансов ТС допускается изменение списка участников.
4.4.4. Объединяющей рекомендацией для АВ-терминалов является набор рекомендаций МСЭ-Т Н.320.

5. Информационные службы

5.1. Назначение

Информационные службы (ИС) предназначены для предоставления пользователям информации по их инициативе, выраженной в форме запроса.

5.2. Описание

5.2.1. Любая ИС реализуется на основе системы хранения информации (СХИ), имеющей один или несколько серверов хранения (далее в этом разделе - "серверов"). СХИ, содержащая более одного сервера, называется распределенной. Распределенная СХИ может строиться на основе серверов разных операторов.
5.2.2. Поставщиком информационных ресурсов ИС является физическое или юридическое лицо, которое обеспечивает предоставление информации для размещения в СХИ и отвечает за ее качество и достоверность.
5.2.3. Для получения информации пользователь готовит запрос и посылает его на один из серверов. После обработки запроса сервер осуществляет передачу необходимой информации либо передает извещение об отсутствии соответствующей запросу информации. При отсутствии в локальном сервере необходимой информации данный сервер может направлять запрос к другим серверам СХИ.
5.2.4. Конкретная реализация элементов СХИ, а также виды обрабатываемых информационных запросов определяют возможности ИС в целом. В соответствии с этим на сегодняшний день определены и функционируют следующие информационные службы:
- информационно-справочные службы;
- службы доступа к информационным ресурсам.

5.3. Информационно-справочные службы

5.3.1. Назначение, описание
5.3.1.1. Информационно-справочная служба хранит информацию и обрабатывает запросы пользователей об адресах физических и юридических лиц, процессов, терминалов, списков рассылки и способах доступа к ним посредством сетей и служб связи общего пользования в соответствии с рекомендациями МСЭ-Т серии Х.500 и F.500.
5.3.1.2. Информационно-справочная служба должна в режиме реального времени на каждый поступивший от пользователя запрос выдавать ответ.
5.3.2. Услуги информационно-справочной службы
5.3.2.1. Основными услугами информационно-справочной службы, обеспечиваемыми техническими средствами операторов связи, являются:
- формирование ответа на запрос пользователя и передача его в адреса, прямо или косвенно указанные пользователем;
- поиск информации об объектах, удовлетворяющих некоторым критериям.
5.3.2.2. Дополнительными услугами информационно-справочной службы, обеспечиваемыми техническими средствами операторов связи, могут быть:
- предоставление информации о стоимости запроса;