Приказ Государственного комитета РФ по рыболовству от 22 октября 2001 г. N 335 "О введении в действие Наставления по швартовным и грузовым операциям в море судов рыбопромыслового флота Российской Федерации" стр. 2

расположение и количество сдаваемого груза (по трюмам);
размеры люков (горловин) трюмов, из которых будет производиться выгрузка;
ассортимент и количество необходимого снабжения;
места расположения приемников топлива, холодильного агента и воды.
1.2.7. Способ швартовки (на якоре, в дрейфе или к судну, имеющему ход относительно воды) выбирается совместным решением капитанов принимающего и швартующегося судов в зависимости от конкретных условий. Если швартовка будет производиться вблизи навигационных опасностей, то следует согласовать координаты начала предстоящего маневрирования, необходимо также согласовать кратчайшие расстояния до навигационных опасностей, на которые суда могут приближаться во время швартовной операции, и возможные маневры для расхождения судов, если она не удастся.
1.2.8. Основные команды между капитанами швартующегося и принимающего судов при заходе на швартовку, в процессе швартовки, во время грузовых операций должны фиксироваться в соответствующих судовых журналах.
1.2.9. При установленной очередности подхода к принимающему судну капитаны швартующихся судов должны строго ее соблюдать и заходить на швартовку только после разрешения капитана принимающего судна.
1.2.10. Капитан принимающего судна оказывает необходимую помощь швартующемуся судну всеми возможными способами. При этом помощь маневрированием должна быть согласована с капитаном швартующегося судна.
1.2.11. Если капитан швартующегося судна при подходе допустил ту или иную ошибку в производстве маневров и в результате этого капитан принимающего судна оценил сложившуюся ситуацию подхода как опасную и потребовал отойти и повторить маневр, то швартующееся судно обязано выполнить это требование.
1.2.12. С момента подачи первых швартовных концов и до отдачи последнего швартова капитаны принимающего и швартующегося судов несут обоюдную ответственность за организацию и своевременное принятие мер по обеспечению безопасной стоянки и работы. При совместной стоянке между взаимно ошвартованными судами должна осуществляться постоянная радиотелефонная или голосовая связь, а пересадка людей с одного судна на другое судно должна осуществляться в соответствии с Наставлением по технике безопасности при пересадке людей с одного судна на ошвартованное к нему другое судно в открытом море и на открытых рейдах.
1.2.13. Указания капитана принимающего судна по обеспечению безопасности ошвартованного судна должны обязательно выполняться капитаном последнего. Капитан ошвартованного судна имеет право потребовать от капитана принимающего судна принятия дополнительных мер по обеспечению безопасной стоянки судна у борта, если он считает, что она обеспечена не в полной мере.
1.2.14. Любая перешвартовка стоящего у борта судна может производиться только с разрешения капитана судна, к которому оно ошвартовано.
1.2.15. Повреждения, полученные при швартовке, постановке на бакштов, совместной стоянке или при отшвартовке и отходе судна должны быть оформлены в соответствии с Положением о порядке расследования аварий рыбопромысловых судов РФ.
1.3. Подготовка судов к проведению швартовных операций и совместной стоянки судов.
1.3.1. Каждый участок борта принимающего судна, предназначенный для швартовки, должен быть заблаговременно оборудован достаточным количеством плавучих и подвесных кранцев, по принципу и в соответствии с типовыми схемами (Приложение 1).
Количество швартовных концов определяется размерами и числом принимаемых к борту судов, а также погодными условиями и временем стоянки судов у борта.
Капитан принимающего судна несет ответственность за своевременное оборудование борта плавучими и подвесными кранцами.
1.3.2. Между двумя взаимно ошвартованными судами в море должно быть заведено не менее четырех швартовных концов: два носовых и два кормовых. Кроме того, в зависимости от типа швартующегося судна, гидрометеорологических условий и условий стоянки у борта на ошвартованное судно должны быть заведены дополнительные носовые и кормовые (продольные и прижимные) швартовные концы. До крепления на кнехтах швартовные концы должны пропускаться через швартовные клюзы швартующегося судна. На крупнотоннажных судах допускается проводка их через киповые планки. Проводка швартовных канатов через вожаковый полуклюз или мальгогер запрещается.
1.3.3. Подача и крепление швартовных концов (или бакштова), подаваемых с принимающего судна, а также их отдача при отходе судов осуществляются по команде с мостика принимающего судна после согласования (до начала швартовки или отшвартовки) с капитаном швартующегося или отходящего судна.
1.3.4. Расстояние между стоящими на якоре принимающими судами, занимающимися грузовыми операциями, должно обеспечивать безопасность стоянки, отхода и подхода судов для производства швартовных операций.
1.3.5. Швартовка к обоим бортам принимающего судна и производство грузовых операций на два борта разрешается только при благоприятной гидрометеорологической обстановке.
При передаче топлива с одного судна на другое, также при приеме и сливе хладагента запрещается швартовка к ним третьего судна.
1.3.6. Суда, ожидающие подхода к принимающему судну, должны находиться на расстоянии, обеспечивающем безопасность маневрирования швартующегося или отходящего судов и постоянно поддерживать радиотелефонную связь с принимающим судном.
1.3.7. Швартовные операции считаются законченными, когда швартовные концы закреплены и обеспечивают надежную стоянку ошвартованного судна, а проводники швартовных концов, заведенные дуплинем, возвращены.
1.3.8. При скоплении промысловых судов в районе нахождения принимающих судов вахтенная служба на судах должна быть организована особенно четко. Суда не должны подходить близко друг к другу и производить опасные маневры вблизи других судов.
1.3.9. Швартующееся судно должно подходить к принимающему возможно под более острым углом к его диаметральной плоскости и самым малым ходом, соизмеримым в данных условиях с соблюдением всех мер предосторожности и учетом маневренных качеств судна.
1.3.10. Во время нахождения судов на швартовах необходимо следить за их положением относительно друг друга и за окружающей обстановкой, а также за положением и состоянием швартовов и кранцев для своевременного предупреждения возможных повреждений.
1.3.11. При совместной стоянке в море судов, ошвартованных друг к другу, их главные двигатели должны находиться в постоянной готовности для сохранения возможности отхода судов друг от друга и быстрого принятия мер по предотвращению навала.
1.3.12. Любые действия, связанные с выводом из рабочего состояния главного двигателя или рулевого устройства ошвартованного судна, могут производиться только с разрешения руководителя промысла или капитана судна, у борта или на бакштове которого оно находится.
1.3.13. В процессе проведения грузовых операций капитаны обязаны обеспечить сохранение мореходных качеств судов, в том числе остойчивости и непотопляемости; должны быть приняты меры, исключающие возможность смещения груза в случае качки.
1.3.14. Перед производством маневров (изменение скорости судна, курса, снятие с якоря и т.п.) или при резком ухудшении гидрометеорологических условий капитан принимающего судна обязан своевременно ставить об этом в известность капитанов ошвартованных судов.
1.3.15. Руководители промысла и капитаны судов должны обеспечить регулярное получение сводок и прогнозов погоды для принятия своевременных мер по безопасности швартовных и грузовых операций.
1.3.16. При ухудшении гидрометеорологических условий капитанам надлежит своевременно принять срочные меры по отходу судов от борта.
Решение об отходе от борта одним из капитанов ошвартованных друг к другу судов должно быть выполнено незамедлительно.
1.4. Подготовка судов к бесконтактному способу передачи грузов.
1.4.1. Под бесконтактным способом передачи грузов подразумевается перегрузка улова, снабжения и других грузов, когда принимающие и сдающие груз суда находятся в открытом море на расстоянии друг от друга и контактный способ передачи невозможен.
1.4.2. При бесконтактном способе передачи сдающие и принимающие улов суда могут быть соединены между собой бакштовом для поддержания постоянного расстояния между ними. Бесконтактные способы дают возможность избежать повреждений корпусов и устройств судов, а также значительно сократить непроизводительные простои.
1.4.3. Наиболее безопасным бесконтактным способом работы является постановка на бакштов к судну, стоящему на якоре. Этот способ практически исключает навалы при постановке, производстве грузовых операций и отходе судов друг от друга.
1.4.4. При бесконтактном способе работы между обоими судами должна быть организована постоянная радиотелефонная связь.
1.4.5. Общее руководство работой по производству грузовых операций бесконтактным способом на принимающем и сдающем судах должны осуществлять капитаны.
1.4.6. Во время производства грузовых операций особое внимание следует уделять безопасной работе экипажа, наблюдению за бакштовом, исправностью грузовых устройств и положением судов.
1.4.7. При передаче грузов во время совместной стоянки судов на бакштове или нахождения их в дрейфе вахтенную службу на мостике необходимо усилить, а главные двигатели обоих судов должны находиться в постоянной готовности.
1.4.8. Во время работы грузовой стрелой по подъему (или опусканию) груза на специальное плавучее устройство для бесконтактной перегрузки должны быть приняты все возможные меры, обеспечивающие безопасность находящихся на нем людей. Для этого необходимо установить сетки, ограждения, вооружить грузовую стрелу сертифицированными средствами: шкентелем, стропами, грузовыми площадками и грузозахватными приспособлениями. На палубах плавучих устройств и судна в местах, где устанавливают (опускают) груз, должны быть уложены маты или деревянные прокладки для предохранения груза и палуб от повреждений.
1.5. Сигналы, подаваемые судами при подходе, отходе и производстве грузовых операций.
1.5.1. Принимающие суда, находящиеся в дрейфе и имеющие у борта ошвартованные суда, а также работающие бесконтактным способом по передаче груза, должны нести огни и знаки, предписанные Международными правилами предупреждения столкновений судов в море (МППСС-72).
1.5.2. Основным видом связи при производстве швартовных и грузовых операций в море является радиотелефонная связь.
1.5.3. Разрешение на подход для швартовки, уточнение борта и места швартовки дает вахтенный помощник капитана принимающего судна по радиотелефону или сигналом: днем - поднятием цифрового флага "7" по Международному своду сигналов (МСС), ночью - с помощью прожектора, направленного вертикально вверх, рядом вспышек продолжительностью 5 с каждая.
Швартующееся судно должно продублировать сигнал и приступить к маневрам для производства швартовных операций.
1.5.4. При бесконтактном способе перегрузки вахтенный помощник капитана сдающего груз судна должен сообщить о начале грузовых работ по радиотелефону или подать сигнал:
днем поднять цифровой флаг "8" по МСС и произвести серию коротких световых вспышек, направленных на принимающее судно;