Приказ Государственного комитета РФ по рыболовству от 22 октября 2001 г. N 335 "О введении в действие Наставления по швартовным и грузовым операциям в море судов рыбопромыслового флота Российской Федерации" стр. 3

ночью произвести прожектором ряд вспышек, направленных в сторону принимающего груз судна;
подача сигнала прекращается после его дублирования принимающим судном.
Момент передачи груза или грузового шкентеля днем и ночью обозначается сигналом, подаваемым одним судном другому и состоящим из тех же световых вспышек, что и у сигнала о начале грузовых работ (флаг "8" при этом не поднимается).
1.5.5. При передаче жидкого топлива или аммиака с судна на судно на каждом из них должен быть поднят флаг В (Б) по МСС, а в ночное время - включен красный огонь кругового освещения.
Первым поднимает флаг или включает красный огонь бункеруемое судно, обозначая этим свою готовность к приему жидкого топлива или аммиака. Бункерующее судно дублирует сигнал, после чего для приема топлива включает насосы.
1.5.6. О начале передачи воды с судна на судно следует оповещать световыми сигналами, предусмотренными п. 1.5.4 настоящего Наставления. Первым подает сигнал бункеруемое судно, сообщая о готовности к приему воды. Бункерующее судно дублирует сигнал, после чего включает насосы.
1.5.7. При необходимости прекращения подачи жидкого топлива, аммиака или воды с бункеруемого судна должны подать сигнал из серии коротких звуков. При этом бункерующее судно должно немедленно прекратить работу насосов и продублировать сигнал.
1.5.8. После окончания приема жидкого топлива и аммиака на бункеруемом судне должны спустить флаг В (Б) по МСС или выключить красный огонь, а после окончания приема воды - произвести ряд световых вспышек в сторону бункерующего судна продолжительностью не менее 5 с каждая. На бункерующем судне должны продублировать сигналы и затем продуть шланги сжатым воздухом.
На бункеруемом судне после приема жидкого топлива и аммиака необходимо отсоединить шланги, закрыть их фланцы пробками (чтобы исключить возможность выпуска остатков топлива или аммиака в море), а затем с помощью проводника перетравить их за борт. В ночное время на конце проводника следует выставить светящийся буек с проблесковым огнем во избежание намотки шлангов на винт.
1.5.9. Во время маневров при подходе для швартовки, совместной стоянки и отходе судов друг от друга все их действия, помимо указанных выше сигналов, сопровождаются сигналами в соответствии с МППСС-72.

2. Швартовные операции

2.1. Мероприятия, проводимые на судне по подготовке к швартовным операциям.
2.1.1. При подготовке к швартовным операциям и их выполнении капитан швартующегося судна обязан находиться на мостике и лично руководить маневрированием.
Общесудовая служба осуществляет операции по швартовке и находится на местах, согласно расписанию по швартовным операциям.
2.1.2. Помощники капитанов, которые руководят швартовными работами на баке и юте принимающих и швартующихся судов, обязаны перед производством швартовных операций проинструктировать подчиненных им лиц о порядке швартовки и обратить их внимание на ее особенности.
2.1.3. Перед подходом на швартовку одного судна к другому требуется произвести следующие подготовительные мероприятия:
проверить исправность работы рулевого устройства, машинного телеграфа, средств внутрисудовой (основной и резервной) линии связи, радиотелефона, а также сверить часы на мостике и в машинном отделении;
палубу у швартовных устройств очистить от рыболовных снастей, груза, улова и посторонних предметов, а швартовные устройства проверить и подготовить к действию;
непосредственно перед швартовкой в необходимых местах борта швартовки подготовить достаточное количество мягких переносных кранцев;
обеспечить свободный доступ к грузовым люкам, кладовым, местам приема топлива, хладагента, воды или машинного масла в зависимости от того, что намечается принимать;
у грузовых люков со стороны борта, к которому предполагается швартовка, освободить место для грузовых операций;
все иллюминаторы и двери борта, которым или к которому швартуется судно, задраиваются.
2.1.4. Во всех случаях подхода одного судна к другому с бортов, которыми суда швартуются друг к другу, должны быть убраны и закреплены все выступающие за борт детали и части устройств (грузовые стрелы, поворотные площадки, шлюпбалки, трапы, траловые доски и т.п.), а также приняты необходимые меры по защите механизмов от возможных повреждений. При швартовке малотоннажных судов следует приспустить якорь швартующегося судна с борта, противоположного борту швартовки, на глубину, которая исключила бы захваты швартовных концов якорем.
2.1.5. Если по какой-либо причине нельзя производить швартовку одним из бортов или вести грузовые операции с какого-нибудь борта, то капитан швартующегося судна должен заранее сообщить об этом капитану принимающего судна.
2.1.6. Во время швартовки судам, кроме плавучих кранцев, необходимо иметь подвесные кранцы, подвешенные вертикально в районе скуловых образований носовой и кормовой частей судов для предотвращения повреждений корпуса судна.
2.1.7. Перед отходом судна от борта другого следует убедиться в том, что грузовые стрелы и их такелаж на принимающем и отходящем судах заведены за линию борта и не будут мешать маневрам, а швартовные канаты выбраны на борт принимающего судна.
2.2. Проведение швартовых операций на судах, имеющих ход относительно воды.
2.2.1. Капитан принимающего судна для обеспечения швартовки ставит свое судно носом под небольшим углом к волне, чтобы прикрыть борт швартовки от ветра и волнения; сообщает на швартующееся судно истинный курс и скорость своего судна. Скорость должна быть согласована с капитаном швартующегося судна. После этого следует идти этим курсом и постоянным ходом при минимальной скорости, обеспечивающей управляемость.
2.2.2. Швартующееся судно должно заходить на курс швартовки со стороны кормы принимающего судна так, чтобы к моменту выхода на траверз места швартовки его скорость была равна скорости принимающего судна, а расстояние между ними составляло примерно 30 - 50 м. После этого судно начинает постепенное сближение под курсовым углом, не превышающим 10°.
При выполнении этого маневра следует избегать резкого изменения курса, которое может быть причиной навала.
2.2.3. При подходе швартующегося судна к месту швартовки с принимающего судна первым подается носовой продольный швартовный конец, который на швартующемся судне следует завести через бортовой швартовный клюз и закрепить на кнехтах борта швартовки. Затем подается второй носовой конец, который заводится через носовой швартовный клюз и закрепляется на кнехтах борта, противоположного борту швартовки. После этого корму швартующегося судна, действуя рулем, необходимо поджать к принимающему судну. При сближении судов с принимающего судна подают кормовой швартовный конец, который крепится на швартующемся судне. Для обеспечения безопасной работы судов после подачи основных швартовов подаются и закрепляются дополнительные швартовные канаты.
2.2.4. Если судно имеет ход относительно воды и на швартовах у его борта стоит другое судно, то на мостиках обоих судов должны находиться капитаны или их старшие помощники. Главный двигатель ошвартованного судна необходимо держать в постоянной готовности или подрабатывать им в соответствии с предварительной договоренностью между капитанами судов. На носу и корме в это время должно осуществляться наблюдение за швартовами и кранцами.
2.2.5. Отход от принимающего судна, имеющего ход относительно воды, осуществляется в следующем порядке: по готовности судов к отходу отдаются и выбираются все швартовные концы, за исключением носового продольного. Принимающее судно выходит на ветер (волну). На отходящем судне увеличивают ход, отводят корму от борта принимающего, перекладывают руль на 5 - 10 градусов в сторону, противоположную борту швартовки; отдают последний швартовный конец и отходят.
2.2.6. Если судно отходит от кормовых трюмов принимающего судна, у носовых трюмов которого ошвартовано другое судно, то следует отдать все швартовы, кроме носового продольного, уровнять ход, а затем отдать носовой продольный швартов; после этого, приняв меры предосторожности против возможного удара форштевнем впереди стоящего судна или навала кормой, отойти на безопасное расстояние (рис. 1).
2.2.7. На принимающем судне во время маневрирования отходящего судна, после выхода на ветер (волну), удерживают постоянный курс и скорость. Своевременно, быстро и без слабины производят выборку швартовов из-за борта.
2.3. Проведение швартовных операций на крупнотоннажных судах.
2.3.1. Швартовку крупнотоннажных судов друг к другу следует производить в дрейфе или на ходу.
Швартовка к судам, стоящим на якоре, может осуществляться на внутреннем или внешнем рейде, а также в открытом море при благоприятных гидрометеорологических условиях.
2.3.2. Запрещается швартоваться в открытом море к крупнотоннажным судам с ошвартованными у борта другими крупнотоннажными судами или судами с кошельком за бортом.
В виде исключения, такая швартовная операция возможна при благоприятных, в каждом конкретном случае, гидрометеорологических условиях.
2.3.3. Если грузовые операции производятся на крупнотоннажных судах, имеющих ход относительно воды, то принимающее судно должно выбрать курс по отношению к ветру, течению и волнению, при котором нахождение ошвартованного судна у борта будет наиболее безопасным. При необходимости ошвартованное судно должно подрабатывать своим главным двигателем и с помощью руля занимать у борта принимающего судна нужное положение.
2.3.4. Отход от судна, имеющего ход относительно воды, осуществляется после подготовки к этому обоих крупнотоннажных судов. По готовности отдаются и выбираются все швартовные концы, за исключением носовых. На носу судна оставляют (минимальное) необходимое количество швартовных концов. Суда уравнивают свои скорости. Принимающее судно выходит на ветер, а на отходящем под воздействием встречных потоков воды и ветра с помощью руля удерживают корму от навала на принимающее судно и начинают отдавать все оставшиеся носовые швартовы.
2.3.5. Принимающее крупнотоннажное судно после выхода носом на ветер в течение всех маневров отходящего судна должно следовать без изменения курса и скорости. Выборка швартовных концов на принимающем судне должна производиться быстро, чтобы исключить намотку на винт.
В любых случаях его маневры должны быть направлены на удаление от отходящего судна. Отходящее судно не должно совершать маневры, не способствующие удалению от принимающего судна, и не вправе пересекать его курс.
2.4. Проведение швартовных операций в условиях нахождения принимающего судна в дрейфе.
1785 × 2426 пикс.     Открыть в новом окне
2.4.1. Основным условием проведения швартовных операций при нахождении судов в дрейфе является учет разности в скоростях свободного дрейфа принимающего и швартующегося судов.
2.4.2. Принимающие суда, находящиеся в дрейфе, при швартовке к ним других судов должны предварительно занять такое положение, чтобы рабочий борт их был подветренным.
2.4.3. Для швартовки к принимающему судну, имеющему большую скорость дрейфа, следует подходить к подветренному борту последнего с таким расчетом, чтобы занять параллельное положение на расстоянии между судами около 50 м в районе места швартовки и ждать, пока принимающее судно будет нанесено (сдрейфовано) на швартуемое судно (рис. 2).
2.4.4. Швартующемуся судну при сближении следует удерживать параллельность курсов, чтобы в момент первого касания навал на кранцы произошел одновременно всем корпусом или его наибольшей площадью.