Приказ Государственного комитета РФ по рыболовству от 22 октября 2001 г. N 335 "О введении в действие Наставления по швартовным и грузовым операциям в море судов рыбопромыслового флота Российской Федерации" стр. 5

грузовые шкентели соединяются на один гак посредством треугольной планки; при качке нок стрелы принимающего судна следует устанавливать над комингсом люка борта, противоположного рабочему;
"бабочкой" (рис. 8) - ноки обеих стрел выведены за борта с определенным вылетом и установлены в вертикальной плоскости, проходящей через центр грузового люка перпендикулярно диаметральной плоскости судна (или с небольшим углом отклонения); грузовые шкентели соединяются на один гак посредством треугольной соединительной планки;
"в два шкентеля" (рис. 9) - ноки люковых стрел обоих судов устанавливаются над центрами люков в вертикальной плоскости, перпендикулярной диаметральной плоскости судна (или с небольшим углом отклонения); грузовые шкентели соединяются на один гак посредством треугольной соединительной планки;
"в три шкентеля" и "в три шкентеля с пентер-гаком" (рис. 10, 11) - нок люковой стрелы принимающего судна преимущественно устанавливается либо над серединой продольного комингса, противоположного борту, через который производится перегрузка, либо над центром люка (в тихую погоду); нок забортной стрелы принимающего судна устанавливается либо над его фальшбортом, либо с вылетом в 2 - 3 м за его борт; нок люковой стрелы сдающего груз судна преимущественно устанавливается либо над центром люка, либо над серединой комингса люка, противоположного тому борту, через который производится перегрузка; три грузовых шкентеля соединяются на один гак посредством четырехугольной соединительной планки или двух треугольных и их вертикальная плоскость проходит через центры люков перпендикулярно диаметральной плоскости судна или с небольшим углом отклонения;
"в четыре шкентеля" (рис. 12) - ноки люковых стрел обоих судов преимущественно устанавливаются над центрами люков или над серединой комингсов противоположных бортов, через которые производится перегрузка; ноки забортных стрел - либо над своими фальшбортами, либо с завалом внутрь судов на 2 м; грузовые шкентели всех стрел соединяются на один гак посредством пятиугольной соединительной планки, и их вертикальная плоскость проходит через центры люков перпендикулярно диаметральной плоскости судна или с небольшим углом отклонения.
1429 × 2312 пикс.     Открыть в новом окне
1664 × 2309 пикс.     Открыть в новом окне
1385 × 2062 пикс.     Открыть в новом окне
1441 × 2199 пикс.     Открыть в новом окне
1399 × 2051 пикс.     Открыть в новом окне
1586 × 2309 пикс.     Открыть в новом окне
3.2.2. При работе одним из вышеуказанных способов, чтобы не допустить аварий, необходимо соблюдать следующие меры предосторожности:
на выступающих частях конструкций корпуса судна, его надстроек, устройств и механизмов выставлять мягкие кранцы или иные ограждения для предотвращения повреждений как судовых конструкций, так и самого груза;
в соответствии с реальными условиями применять оттяжки застропленного груза, которые заводятся через швартовный кнехт. Крепить такие оттяжки запрещается, так как они не должны препятствовать грузовым операциям. Их следует потравливать или подбирать, чтобы не было слабины, не создавались дополнительные усилия на грузовые стрелы и не было препятствий для передвижения груза; во время работ с грузом лебедчики должны быть внимательны, производить эти операции с учетом качки судна и размахов груза на шкентеле, принимая все меры против ударов груза о палубу и выступающие части судов.
3.2.3. Оттяжки грузовой стрелы должны быть заведены на оба борта через прочные блоки, которые крепятся к обухам, приваренным к планширю фальшборта или палубе.
Все наружные оттяжки должны иметь стальные контроттяжки, крепящиеся за специальные утки или кнехты. Работа грузовых стрел производится только на контроттяжках. После установки стрелы в нужное положение контроттяжка должна быть набита и надежно закреплена, а оттяжка несколько ослаблена и также закреплена. Расстановка оттяжек и контроттяжек производится в соответствии с требованиями Инструкции по эксплуатации и обслуживанию грузоподъемных устройств.
3.2.4. Крепление шкентелей на один гак должно производиться посредством треугольной, четырех- или пятиугольной соединительных планок. Крепить один шкентель к другому скобой запрещается.
3.2.5. Во время работы лебедчики должны внимательно следить за тем, чтобы угол между шкентелями спаренных стрел при подъеме и перемещении груза на протяжении всего цикла грузовых операций не превышал максимально допустимого. Для удобства визуального контроля этого угла должна быть установлена "контрольная цепочка" соответствующей длины.
3.2.6. Работа "в три шкентеля" и "в четыре шкентеля" применяется в тех случаях, когда взаимное расположение грузовых трюмов или грузовых площадок на ошвартованных судах не обеспечивает нормальной работы двумя стрелами.
3.2.7. Для работы в "три шкентеля" и "в четыре шкентеля" необходимо:
установить грузовые стрелы, раскрепить их оттяжками и контроттяжками в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации и обслуживанию грузоподъемных устройств для данного типа судна;
составить схему последовательности работы лебедок всех грузовых стрел при подъеме, перемещении и опускании груза как на одно, так и на другое судно в зависимости от характера грузовых операций;
перед началом грузовых операций для слаженной работы опробовать два - три раза вхолостую схему по подъему, перемещению и опусканию гака последовательно на одно и другое место;
свободному от нагрузки шкентелю во всех положениях груза не давать большой слабины, чтобы при переходе на нагрузку не создавались рывок и большое натяжение, мешающее передвижению груза.

4. Бесконтактные способы передачи грузов

4.1. Постановка судна на бакштов.
4.1.1. Постановка на бакштов может производиться при нахождении принимающего судна на якоре, в дрейфе или на ходу. Производство грузовых операций при нахождении на бакштове наиболее безопасно, особенно в условиях свежей погоды. Варианты стоянки судов на бакштове приведены на рис. 13.
4.1.2. Судно, которое подает бакштов, является принимающим и, как правило, должно быть большего водоизмещения. При работе судов на ходу принимающее судно является буксировщиком.
1621 × 1965 пикс.     Открыть в новом окне
При постановке на бакштов надлежит принимать во внимание мощность главных двигателей, загруженность судов, их парусность, расположение приемных устройств и возможность производства грузовых операций.
4.1.3. Капитан принимающего судна руководит швартовными и грузовыми операциями и является лицом, ответственным за них. Все его распоряжения по постановке судна на бакштов обязательны для выполнения капитанами судов, производящих эти операции.
4.1.4. Основным условием безопасной буксировки при нахождении судов на ходу является равномерное натяжение бакштова. Для этого судно выбирает такой курс, на котором буксируемое судно наиболее устойчиво удерживается в нужном положении и не перемещается.
4.1.5. Бакштов может быть подан с судна на судно с помощью бросательного конца, линеметательной установки или плавающего предмета (в зависимости от гидрометеорологических условий и окружающей обстановки).
4.1.6. Конец проводника бакштова при его передаче на сдающее или становящееся на бакштов судно в темное время суток должен быть снабжен светящимся буйком.
4.1.7. Становящееся на бакштов судно подходит с кормы принимающего судна на безопасное расстояние, при котором возможна подача бросательного конца. Бросательный конец обычно должен подаваться с более высокобортного судна. Однако следует держать наготове бросательный конец и на другом судне, чтобы с него при неудачной подаче он мог быть подан. Подача проводника бакштова с помощью линеметательной установки производится аналогично, но на большем расстоянии.
4.1.8. При постановке швартующегося судна на бакштов к судну, имеющему ход относительно воды (при любом способе подачи проводника), последнее должно следовать постоянными курсом и скоростью.
4.1.9. Швартовка производится с учетом инерционных и маневренных данных сближающихся судов, а также исходя из конкретных условий, в частности, скорости и направления ветра, течения, направления и скорости дрейфа.
4.1.10. Становящееся на бакштов судно, догоняя принимающее, должно выйти из кильватера и следовать параллельным курсом так, чтобы не было риска столкновения и навала. Необходимо учитывать, что при малых расстояниях может возникнуть явление "присасывания" судов.
4.1.11. При рассмотрении вопроса постановки судна на бакштов способом передачи проводника с помощью плавающего предмета на принимающем судне выпускают с наветренного борта (если оно в дрейфе) или с кормы (если оно на якоре или на ходу) какой-либо плавающий предмет (буй, бочку и т.п.) с закрепленным на нем проводником бакштова. После удаления предмета от борта на расстояние около 50 - 60 м становящееся на бакштов судно по сигналу принимающего подходит к этому предмету, и его поднимают багром или кошкой. С принимающего судна постепенно, не давая излишней слабины, потравливают сначала проводник, затем бакштов. На становящемся на бакштов судне выбирают их на борт, при необходимости подрабатывая главным двигателем.
4.1.12. Принятый на борт проводник пропускают через швартовный клюз и после подъема проводника выбирают ходовой конец бакштова, который должен быть достаточной длины для крепления его на кнехтах. Крепление бакштова огоном на кнехтах становящегося на бакштов судна запрещается.
4.1.13. Во избежание перетирания бакштова в месте прохождения его через клюз следует сделать прокладку из старой дели, матов или других подобных материалов.
4.1.14. Запрещается проводить бакштов через киповые планки, так как на волне он может выйти из них, нанести травмы людям и причинить повреждения судну.
4.1.15. При стоянке одного судна на бакштове другого на обоих судах требуется вести наблюдение за окружающей обстановкой и принимать своевременные меры для избежания аварийных ситуаций.
4.1.16. В тех случаях, когда по условиям стоянки на бакштове принимающего судна, стоящего на якоре, возможен навал судов или обрыв бакштова, рекомендуется сменить место якорной стоянки.
4.1.17. Для отдачи бакштова необходимо дать ход или увеличить скорость судна, стоящего на бакштове, с таким расчетом, чтобы появилась слабина бакштова. Как только появится слабина, бакштов отдают и вытравливают за борт вместе с проводником, плавающим предметом или бросательным концом и производят маневры с целью отхода от принимающего судна на безопасное расстояние. Во избежание намотки троса на винт принимающее судно, если оно имеет ход относительно воды, должно застопорить машину и только после этого выбрать бакштов.
4.2. Передача жидких грузов при стоянке судов на бакштове.
4.2.1. Передача нефтепродуктов и воды в открытом море может производиться при нахождении судов на ходу, на якоре или в дрейфе.
4.2.2. При одновременной бункеровке на ходу двух и более судов они могут находиться как впереди, так и позади бункерующего судна. При этом все бункеруемые суда подрабатывают своими главными двигателями так, чтобы не было как большого натяжения бакштова, так и большой слабины.
Если бункеруемое судно находится впереди бункерующего, то последнему запрещается одновременно принимать на свой кормовой бакштов другое судно без согласия впереди идущего.
4.2.3. Во время бункеровки на ходу нельзя допускать резких поворотов или изменений скорости, а также заходить в лед, так как он может повредить шланги.