4.2.4. Бункеровка судов на якоре производится при нахождении бункеруемого судна на бакштове.
Во время приема топлива или воды при нахождении одного из судов на якоре необходимо внимательно следить за положением судов относительно друг друга, а также за состоянием бакштова и шлангов. Для этого на оконечностях судов, обращенных друг к другу, должны быть поставлены вахтенные матросы, имеющие надежную связь с вахтенным помощником капитана каждого из судов.
4.2.5. Постановка на бакштов в дрейфе к принимающему судну производится с таким расчетом, чтобы при усложнении гидрометеорологической обстановки можно было прекратить дрейф и производить бункеровку на ходу. После того, как бункеруемое судно займет на бакштове устойчивое и удобное для бункеровки положение, при котором исключается возможность навала судов или попадания бакштова под корпуса и винты, подают шланг и производят бункеровку. При этом шланги следует подавать с наветренного борта, чтобы исключить их попадание на винторулевое устройство и предотвратить перехлестывание шлангов с бакштовом.
4.2.6. Если занятая бункеруемым судном позиция окажется неудобной для безопасной бункеровки в дрейфе, бункерующему судну следует осторожно дать малый ход вперед, выйти на благоприятный курс и только после этого подать шланги и произвести бункеровку на ходу.
4.2.7. При бункеровке в дрейфе главные двигатели на обоих судах должны находиться все время в постоянной готовности. В некоторых случаях судно, стоящее на бакштове, может при необходимости подрабатывать главным двигателем с целью поддержания надлежащего натяжения бакштова.
4.2.8. В зависимости от обстоятельств при бункеровке в дрейфе, кроме указанных способов, может быть использован также способ "нос - нос", т.е. когда бакштов подается с носа бункерующего судна на нос бункеруемого. В этом случае необходимо на носовой части бункерующего судна иметь второй вооруженный и закрепленный бакштов во избежание дополнительных потерь времени на разоружение и перетаскивание его с кормовой на носовую часть судна.
4.2.9. Бункерующее судно одним из указанных в разделе 4.1 способов подает на бункеруемое бакштов. Передача шланга (шлангов) осуществляется с помощью проводника, соединенного с ходовым концом бакштова, после того как последний будет закреплен. После приема шлангов бункеровка судна начинается с включения насосов на минимальную производительность при тщательном наблюдении донкермана за показаниями манометра. В случае ненормального повышения давления насосы немедленно останавливают. После выявления и устранения неисправностей давление в шлангах следует повысить до рабочего, заранее согласовав это с администрацией бункеруемого судна.
4.2.10. В темное время суток линия проводки шлангов на обоих судах должна быть достаточно освещена для своевременного обнаружения их возможных повреждений.
4.2.11. Шланг на борту необходимо крепить растительным канатом за утки и рымы, а канат к шлангу - за соединительные муфты.
4.2.12. Во избежание разрыва шланга при изменении расстояния между судами его длина должна быть больше длины бакштова.
4.2.13. Если бункерующее судно имеет для раздачи топливо и воду, то снабжение ими судов может производиться одновременно. Для передачи различных шлангов используется один и тот же проводник или два, поданных вместе с бакштовом. Водяной и топливный шланги берут с различных бортов так, чтобы они не запутывались.
4.2.14. На бункерующем и бункеруемом судах во время передачи нефтепродуктов или воды должны внимательно следить за тем, чтобы шланги не заламывались и не натягивались. Необходимо, чтобы на обоих судах в местах прохождения шлангов от борта до приемного патрубка находились вахтенные.
4.2.15. Для передачи жидких грузов на бакштове на расстояние до 100 м надлежит применять прочные шланги диаметром от 80 до 150 мм. Отдельные отрезки шлангов требуется соединять между собой соединительными фланцами или муфтами. Оконечности готового для передачи груза шланга должны оборудоваться соединением международного образца, которое легко подсоединяется к трубопроводам различного диаметра.
4.2.16. Шланги с бункерующего судна на бункеруемое и обратно надлежит подавать с заглушенными фланцами во избежание попадания в них воды и выливания из них остатков топлива в море. Открывать заглушки фланцев следует над поддоном для сбора остатков топлива. При соединении шлангов, а также в течение всего времени производства грузовых операций под местами соединения шлангов с патрубками грузового трубопровода должны быть поставлены поддоны, по мере заполнения которых нефтепродукты должны сливаться в соответствующие емкости или танки. Шланги, применяемые для грузовых операций, должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими беспроливную бункеровку.
4.2.17. Шпигаты на грузовой палубе бункеруемого судна до приема шлангов на борт следует надежно закрыть деревянными пробками или иными заглушками во избежание попадания нефтепродуктов за борт при переливе.
4.2.18. Во время бункеровки следует вести контроль за уровнем топлива в заполняемых танках. К концу их заполнения необходимо уменьшить интенсивность подачи топлива. Долив танков двойного дна следует производить путем перепуска топлива из диптанков.
4.2.19. При грузовых операциях по передаче жидких огнеопасных грузов все противопожарные и аварийно-спасательные средства бункерующего и бункеруемого судов должны находиться в немедленной готовности к действию, а на штатных пожарных постах установлено дежурство.
В случае обнаружения хотя бы на одном из судов признаков пожара грузовые операции должны быть немедленно прекращены.
4.2.20. После окончания передачи топлива и воды шланги необходимо продуть и на бункеруемом судне закрыть заглушками, а затем с помощью проводников постепенно перетравить их за борт и на бункерующем судне выбрать. После отдачи шлангов судно должно сняться с бакштова и отойти на безопасное расстояние.
4.3. Передача тралового кутка с рыбой.
4.3.1. При одноразовой передаче тралового кутка с рыбой постановка на бакштов сдающего улов судна нецелесообразна, так как время и усилие, затрачиваемые на прием проводника с вытяжным ваером принимающего судна, примерно равны затратам времени и усилию при постановке на бакштов. При этом принимающее судно может находиться на якоре или в дрейфе.
4.3.2. Передача рыбы в кутке без постановки на бакштов начинается с подхода сдающего судна к корме принимающего и приема проводника с вытяжным ваером. При приеме проводника и передаче улова на корме принимающего судна должно вестись надлежащее наблюдение.
4.3.3. Принятый на борт проводник берут на турачку лебедки и начинают выбирать вытяжной ваер. Проводник крепится в 15 - 20 м от ходового конца ваера. Это дает возможность удерживать проводник на турачке лебедки и легко присоединить вытяжной ваер скобой к стропу, стягивающему куток. За время выборки проводника и крепления вытяжного ваера сдающее судно относит ветром и течением от кормы принимающего судна. Поэтому, когда проводник натягивается, следует травить вытяжной ваер на принимающем судне, наблюдая за тем, чтобы не было большой слабины. Присоединив вытяжной ваер к кутку, отдают глаголь-гак, и куток сползает в воду по слипу сдающего судна, которое затем отходит на безопасное расстояние.
4.3.4. На принимающем судне с кормовым слипом с помощью лебедки выбирают вытяжной ваер, который должен быть промаркирован, что помогает определить количество метров ваера, оставшегося до кутка.
Если рыба не имеет плавучести, то вытяжной ваер со слипа будет направлен вертикально вниз. В этом случае для обеспечения выборки кутка, когда до него остается 20 м, на принимающем судне дают самый малый ход вперед, постоянно наблюдая за положением ваера. Если вытяжной ваер перемещается по слипу не в диаметральной плоскости судна, то ход вперед дается на расстоянии 40 - 50 м до кутка.
Перекладывая руль на тот или иной борт, ваер выводят на середину слипа. Подтянутый к слипу на расстояние 5 - 6 м куток от действия винтовой струи всплывает и без затруднения поднимается по слипу принимающего судна. Для увеличения действия винтовой струи на куток в момент его подхода к слипу ход судна может быть увеличен с самого малого до малого. В этом случае для предотвращения обрыва ваера скорость лебедки уменьшается в зависимости от массы загруженного кутка.
После выхода кутка из воды главный двигатель судна стопорится. Во время подъема кутка он должен работать непродолжительное время, чтобы судно не успело получить поступательное движение вперед и продолжало оставаться на якоре. Куток по слипу надлежит поднимать без остановок. Для лучшего его движения слип смачивается водой из шланга. Этим способом возможна передача рыбы не только в кутке, но и в специальных сетных контейнерах. Величина передаваемого улова зависит от тягового усилия лебедок и размера кормового слипа на принимающем судне.
4.3.5. В случае, если предусматривается возврат на судно-ловец пустого кутка, ваер от лебедки ловца соединяется с кутком на приемном судне и куток поднимается на борт судна-ловца.
______________________________
* Единицы вместимости по Международной конвенции по обмеру судов 1969 года.
Приложение 1
Кранцевая защита судов
Для защиты бортов, надстроек и устройств судов при швартовных операциях и совместной стоянке в море применяются кранцевые устройства, состоящие из подвесных и плавучих кранцев, которые могут собираться в блоки по несколько штук.
На рис. 1 изображен блок-кранец, скомплектованный из четырех баллонов, применяемый в качестве основного элемента подвесной кранцевой защиты. Каждый из баллонов 1 имеет размеры: - 960 мм, l - 3000 мм и состоит из фланца 2 и скобы 3, которые являются соединительными элементами для образования блока на центральной такелажной цепи 4, при помощи замковых охватывающих элементов якорной цепи 5, цепи якорной фланцевой 6, цепи такелажной длиннозвенной 7. Элементами, обеспечивающими предотвращение закручивания цепей являются вертлюги 8 и 9, которые совместно со скобами 10, 11, 12 образуют соединение в единый блок четырех баллонов.
Основным элементом плавучей кранцевой защиты на плавбазах и приемно-транспортных судах рыбопромыслового флота является пневматический баллон, имеющий размеры: - 2000 мм, l - 3600 мм. В зависимости от типов взаимноошвартованных судов и их размерений этот баллон применяют в следующих вариантах: однобаллонный, трехбаллонный и четырехбаллонный блоки.
На рис. 2 изображена схема монтажа соединений однобаллонного кранца 1 с другим кранцем с помощью междукранцевой 4 вставки или крепления его к борту судна с помощью оттяжек. К деталям соединения относятся скобы 2, вертлюги 3 и наружная скоба кранца 5. Для подъема кранца на борт служит подъемник 6.
2953 × 2004 пикс.   Открыть в новом окне |
1543 × 2344 пикс.   Открыть в новом окне |
На рис. 3 изображен блок-кранец, скомплектованный из трех баллонов 1.
Крепление баллонов в блок осуществляется с помощью такелажной цепи 2 за наружные скобы кранцев 3. Цепи-шпрюйты 4 при помощи такелажных скоб 5 и вертлюгов 6 осуществляют соединение с вставкой-амортизатором 7 и оттяжкой 8. Для подъема блок-кранца на борт судна служит подъемник 9.
На рис. 4 (вид сбоку и сверху) изображена типовая схема кранцевой защиты, предназначенная для приема и проведения грузовых операций крупнотоннажного транспортного рефрижератора типа "Комсомолец Приморья" с судами типа РТМС, БМРТ, ППР.
В качестве основных элементов кранцевой защиты используются баллоны размером: - 2000 мм, l - 3600 мм. Плавучие кранцы располагаются в районах 60, 85, 110 и 140 шпангоутов.
Все блок-кранцы скомплектованы из трех баллонов. Блок-кранцы на 60 и 85 шп., а также на 110 и 140 шп. попарно соединены между собой междукранцевой вставкой длиной 15 - 20 м каждая. К борту судна плавучие блок-кранцы крепятся при помощи носовой и кормовой оттяжек.
Носовые оттяжки служат для крепления первых из двух попарных блок-кранцев к борту судна через клюзы и закрепляются на кнехты. Длина носовых оттяжек 40 - 50 м предусматривается для обеспечения возможных перемещений вдоль борта, длина кормовых оттяжек составляет 30 - 35 м.
В качестве основных подвесных элементов кранцевой защиты используются блок-кранцы, скомплектованные из четырех баллонов размерами: - 960 мм, l - 3000 мм. Подвесные блок-кранцы располагаются на 28, 42, 122, 146 шпангоутах.
Спуск и подъем плавучих блок-кранцев осуществляется ближайшими грузовыми стрелами за подъемник - стальной канат длиной ок. 8 м, - 18 мм.
При работах ТР в отдаленных промысловых районах Юго-Восточной части Тихого океана рекомендуется для усиления вышеуказанной кранцевой защиты применять дополнительно пятый блок-кранец, аналогичный по комплектованию указанным выше. Такой блок-кранец должен располагаться в районе 49 шп. и иметь свободное перемещение вдоль борта. Установка кранцевой защиты по ЛБ не показана и может устанавливаться симметрично кранцевой защите по Пр Б либо с незначительными отклонениями в зависимости от типов швартующихся судов и способов швартовки.
3047 × 1762 пикс.   Открыть в новом окне |
На рис. 5 (вид сбоку и сверху) с правого борта ТР типа "Бухта Русская" пр. 13476 изображена схема кранцевой защиты для приема к борту судов РТМС, БМРТ, СРТ, СРТМ, СРТР.
В качестве основного элемента плавучей кранцевой защиты борта транспортного рефрижератора используются блок-кранцы, скомплектованные из трех баллонов размерами: - 2000 мм, l - 3600 мм. Плавучие блок-кранцы с Пр Б располагаются в районах 45, 75, 112 шп., расположение по ЛБ плавучих кранцев, как правило, симметрично или несколько разнесено к оконечностям судна в случаях швартовки к борту ТР.