2.4.5. При сближении судов на расстояние, обеспечивающее подачу бросательного конца, принимающее судно должно подавать вначале носовые, а затем кормовой швартовный конец, которые крепятся на кнехтах швартующегося судна.
2.4.6. При отходе от борта ошвартованного судна капитан принимающего судна обеспечивает своевременную выборку швартовов, чтобы избежать намотки их на винт отходящего судна.
Отходящее судно не должно давать ход до тех пор, пока сброшенные в воду концы не будут выбраны из воды.
2.4.7. Капитан судна, к которому производилась швартовка, обеспечивает разворот ошвартованного судна носом к ветру для наиболее безопасного его отхода (рис. 3).
2.5. Проведение швартовных операций с судами, занятыми кошельковым ловом.
2.5.1. При совместных швартовных операциях судна с кошельковым неводом за бортом и швартующегося судна последнему следует учитывать, что орудия лова на промысловом судне находятся в рабочем состоянии с правого борта, т.е. швартовка может быть осуществлена только правым бортом швартующегося судна.
1504 × 2469 пикс.   Открыть в новом окне |
1762 × 2532 пикс.   Открыть в новом окне |
2.5.2. Ввиду сложности швартовки правый борт швартующегося судна должен быть по всей длине оборудован плавучими и подвесными кранцами. Кроме этого, на носу и корме рекомендуется иметь дополнительные швартовные концы, которыми с помощью шпиля и брашпиля можно поставить судно с кошельковым неводом за бортом к любому участку борта швартующегося судна.
2.5.3. Основное маневрирование при выполнении швартовной операции производится швартующим к своему борту судам. Перемещение промыслового судна с кошельковым неводом за бортом производится на малом ходу, курсом на ветер, по возможности ближе к объекту швартовки.
2.5.4. Сближение принимающего судна к промысловому судну с кошельковым неводом за бортом производится на малом ходу курсом на ветер, по возможности ближе к объекту швартовки, лежащему в дрейфе. При подходе принимающее судно, двигаясь по инерции, подает бросательный конец с проводником носового швартовного конца, курс меняется влево, чтобы пересечь носовой частью судна линию ветра, оставляя швартуемое промысловое судно на наветренном правом борту.
2.5.6. После выборки и крепления носовых швартовных концов принимающее к своему борту судно, маневрируя (отклоняясь влево), подводит швартуемое промысловое судно с кошельковым неводом за бортом к месту приема улова. Подаются и крепятся кормовые и прижимные швартовные концы (рис. 4).
2.5.7. Совместная стоянка судна, производящего прием рыбы, и судна с кошельковым неводом за бортом наиболее безопасна при нахождении их в дрейфе. В исключительных случаях (навал на другие суда, занос в ставные орудия лова, близость территориальных вод, а также специальных прибрежных зон иностранных государств и т.д.) может быть допущена постановка на якорь швартующегося судна или его работа главным двигателем.
2.5.8. Судну, производящему прием рыбы при нахождении у его борта судна с кошельковым неводом за бортом, разрешается производить швартовку к своему борту других малотоннажных и среднетоннажных судов только при благоприятных гидрометеорологических условиях. При этом должны быть исключены всякие возможности повреждения судна с кошельковым неводом за бортом.
2.5.9. Отход судна во всех случаях осуществляется так, как это рекомендовано для судов, находящихся в дрейфе.
2.6. Проведение швартовных операций с принимающими судами, стоящими на якоре.
2.6.1. Если принято совместное решение производить швартовку к судну, стоящему на якоре, то капитан принимающего судна обязан предварительно выбрать место якорной стоянки с достаточной акваторией и безопасными глубинами для подхода и маневров швартующегося судна.
2.6.2. При подходе на швартовку к судну, стоящему на якоре, капитан швартующегося судна, во избежание навала, должен учитывать действие ветра и течения, а также перемещение судна, стоящего на якоре. Скорость швартующегося судна при сближении должна обеспечивать его маневренность во время швартовки. При подходе к принимающему судну капитану швартующегося судна следует внимательно изучить его поведение на якоре.
Для этой цели швартующееся судно должно подойти к стоящему на якоре судну с кормы и удерживаться некоторое время на одном курсе. Затем капитану этого судна необходимо определить сектор перемещения и период времени между крайними положениями принимающего судна, сопоставить эти данные с направлением ветра и течения и, учитывая их, выбрать самый наивыгоднейший момент для сближения и швартовки.
2.6.3. Если судно стоит на якоре против течения, имеющего значительную скорость, и не перемещается, то для швартовки к нему следует подходить с кормы на курсе, почти параллельном его диаметральной плоскости. При подходе необходимо избегать гашения инерции с помощью работы главного двигателя на задний ход. Подход совершается с постепенным снижением скорости, чтобы судно не теряло управляемости. К моменту подачи носового швартова скорость судна должна равняться скорости течения. Кормовой швартов следует подавать без лишней слабины во избежание намотки его на винт (рис. 5).
1918 × 2738 пикс.   Открыть в новом окне |
1379 × 1812 пикс.   Открыть в новом окне |
1113 × 1801 пикс.   Открыть в новом окне |
2.6.4. Если принимающее судно, стоящее на якоре, сильно перемещается и капитан швартующегося судна считает, что швартовка в данном случае опасна, то капитан принимающего судна обязан сняться с якоря для производства швартовки на ходу или в дрейфе.
2.6.5. Судно, стоящее на якоре, перед отходом ошвартованных к нему судов при наличии ветра и течения должно развернуться (если это безопасно и возможно), работая главным двигателем так, чтобы эти суда были с наветренной стороны или чтобы на них не действовало прижимное течение. Такие маневры следует выполнять с большой осторожностью, приняв меры к предотвращению потери якоря.
Если отход судов будет сопряжен с большим риском, то капитану судна, стоящего на якоре, следует сняться с якоря и разрешить отход судам, стоящим у борта, другими рекомендованными способами.
2.6.6. При отходе от судна, стоящего на якоре, следует учитывать его перемещение. Для того, чтобы отойти от него, если со стороны носа отходящего судна нет ошвартованных судов, следует отдать швартовы (начиная с кормового конца), дать передний ход и, действуя рулем, отводить нос судна от борта, к которому оно ошвартовалось. Как только нос отходящего судна отойдет в сторону переложенного руля, руль следует поставить в требуемое положение и затем отойти на безопасное расстояние (рис. 6).
2.6.7. Если при отходе от судна, стоящего на якоре, впереди отходящего находится другое судно, следует учитывать, что разворачивание на носовом шпринге кормой в море крайне опасно и может осуществляться только в хорошую погоду.
2.6.8. Если при отходе от судна, стоящего на якоре, впереди или сзади отходящего стоят ошвартованные суда, маневр следует выполнять с большой осторожностью, учитывая условия конкретной обстановки. При отходе кормы или носа от борта судна, стоящего на якоре, необходимо увеличить угол отхода настолько, чтобы исключалась возможность касания или навала на другое судно.
2.6.9. Судам, отходящим от борта судна, стоящего на якоре, запрещается проходить у него под носом в непосредственной близости.
3. Грузовые операции
3.1. Общие положения.
3.1.1. При производстве грузовых операций, а также при подготовительных работах к ним, должны строго соблюдаться Правила техники безопасности на судах флота рыбной промышленности России.
3.1.2. Все съемные и заменяемые детали, а также канаты грузоподъемных устройств судна, несмотря на их полное ежегодное освидетельствование инспекцией Российского Морского Регистра судоходства, должны подвергаться осмотру ответственным лицом администрации судна не реже одного раза в 3 мес.
3.1.3. Результаты этого осмотра грузоподъемных устройств и их механизмов с указанием осмотренных узлов и деталей, а также канатов должны записываться в Журнал технического состояния судна.
3.1.4. Условия проведения погрузочно-разгрузочных работ в море, эксплуатация грузоподъемных средств и средств внутритрюмной механизации, требования к грузозахватным приспособлениям, к членам экипажа, допускаемым к производству грузовых операций, регламентируются ГОСТ 12.3.029-82 ССБТ "Работы погрузочные в море. Требования безопасности".
3.1.5. Ответственность за организацию грузовых операций на ошвартованных в море судах несут капитаны и старшие помощники, которые должны дать следующие указания судовым службам:
непосредственно перед началом грузовых операций убедиться в исправности и надежности грузовых устройств и приспособлений;
составить план погрузочно-разгрузочных работ и определить трюмы для приема (сдачи) груза;
наметить участки палубы, подлежащие освобождению от посторонних предметов и грузов в целях безопасности и удобства проведения грузовых операций;
соблюдать допускаемые ограничения грузоподъемности, контролировать установку грузовых стрел и контроттяжек, а также предельных углов расхождения шкентелей при работе спаренными стрелами в соответствии с требованиями инструкции по эксплуатации и обслуживанию грузоподъемных устройств данного судна;
принять меры по обеспечению остойчивости судна при проведении погрузочно-разгрузочных работ;
обеспечить надлежащее ведение грузовых операций и соблюдение правил техники безопасности, а также закрытие люков нерабочих трюмов.
3.1.6. Ответственные лица за операции с грузом обязаны нести постоянное наблюдение за правильностью размещения и укладки (подъема) груза в соответствии с грузовым планом.
3.1.7. Во время производства погрузочно-разгрузочных работ вход в трюм и выход из него разрешается только с ведома лица, руководящего указанными работами.
3.1.8. По окончании выгрузки трюмы должны быть проверены и очищены, вода из льял трюмов выкачана, решетки приемных колодцев очищены и закрыты, а осушительная система проверена на эффективность откачки воды.
3.1.9. По окончании погрузочно-разгрузочных работ грузовые трюмы должны быть задраены, клинкетные двери закрыты, палубы прибраны, грузоподъемные средства закреплены по-походному.
3.2. Грузовые операции при помощи грузовых стрел.
3.2.1. При производстве работ грузовыми стрелами в зависимости от состояния моря и погоды, вылетов грузовых стрел, размеров судов, участвующих в совместных грузовых операциях, рода упаковки груза, его массы и других условий могут быть применены следующие схемы работы:
- способом "телефон" (рис. 7) - нок забортной стрелы устанавливается в вертикальной плоскости, проходящей через центр грузового люка перпендикулярно диаметральной плоскости судна (или с небольшим углом отклонения) с необходимым вылетом; нок люковой стрелы, как правило, устанавливается над центром люка или над серединой его продольного комингса, противоположного борту, через который производится перегрузка;