4.7 Нормы расхода топлива классифицируются:
- по степени укрупнения - на машину (индивидуальные) и на группу машин (групповые);
- по режиму работы - на работу оборудования и на транспортный режим для осуществления транспортного процесса с учетом (или без учета) выполнения транспортной работы;
Примечание - Данная классификация зависит от вида машин: землеройные машины (скреперы, автогрейдеры и т.п.); машины на базе автомобилей или пневмоколесных шасси, выполняющих работы либо в период стоянки (автокраны, автогидроподъемники, бурильные машины, автоцементовозы и т.п.), либо в период передвижения (автобетоносмесители, снегоочистители и т.п.).
- по времени действия - на годовые, квартальные, на месяц, на декаду;
- по составу расходов - на технологические (пооперационные) и общепроизводственные;
- по уровням планирования - для строительных ведомств и первичных организаций (УМ, ПМК, СМУ, ДСК и т.д.).
4.8 Для определения норм расхода топлива применяют расчетно-аналитический, опытный и расчетно-статистический методы.
4.8.1 Расчетно-аналитический метод основан на поэтапном расчете норм по элементам расхода топлива с учетом конструктивных особенностей машин, технологии и организации выполнения строительных работ.
Расчетно-аналитический метод применяют для определения как индивидуальных, так и групповых норм расхода топлива.
4.8.2 Опытный метод заключается в экспериментальном определении в лабораторных или производственных условиях фактического удельного расхода топлива в режимах использования машин, предусмотренных технологическим процессом и инструкциями по эксплуатации.
Опытный метод применяют в тех случаях, когда отсутствуют необходимые данные для расчета индивидуальных норм расхода топлива.
4.8.3 Расчетно-статистический метод основан на анализе статистических данных о фактическом удельном расходе топлива за ряд предшествующих лет с учетом факторов, влияющих на его изменение.
Метод применяют как исключение в тех случаях, когда невозможно использовать расчетно-аналитический и опытный методы.
5 Методика расчета индивидуальных норм расхода топлива
5.1 Основными составляющими нормирования расхода топлива являются расход топлива в единицу времени при номинальной мощности двигателя, нормативный интегральный коэффициент ( ), учитывающий особенности загрузки двигателя машин в период эксплуатации.
5.2 Индивидуальную норму расхода топлива на единицу рабочего времени машины , кг/маш.-ч, определяют по формуле
, (1)
где - удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя машины, г/кВт.ч (принимают согласно данным эксплуатационных документов на двигатель);
- номинальная мощность двигателя машины, кВт (принимают согласно данным эксплуатационных документов машины);
- интегральный нормативный коэффициент изменения расхода топлива в зависимости от режимов загрузки двигателя машины (далее - интегральный коэффициент);
- переводной коэффициент граммов в килограммы.
5.2.1 Значение интегрального коэффициента определяют по формуле:
, (2)
где - коэффициент, учитывающий расход топлива на запуск и прогревание двигателя, а также ежесменное техническое обслуживание машин, =1,03 для всех машин;
- коэффициент использования двигателя по времени (при отсутствии фактических значений, определенных в реальных условиях эксплуатации, принимается по таблице A.1 приложения А);
- коэффициент использования мощности двигателя (при отсутствии фактических значений, определенных в реальных условиях эксплуатации принимается по таблице А.1 приложения А);
- коэффициент, учитывающий изменение расхода топлива в зависимости от степени использования мощности двигателя (выраженной коэффициентом ), определяется по таблице А. 2 приложения А;
- коэффициент, учитывающий износ двигателя, определяется по таблице А.3 приложения А.
Примечания
1 Коэффициенты разработаны на основе данных о фактических расходах топлива при выполнении машинами определенных объемов работ.
2 Пересчет индивидуальных норм расхода топлива из кг/маш.-ч в л/маш.-ч осуществляется по формуле:
248 × 23 пикс.   Открыть в новом окне |
где =1,21 для дизельного топлива, =1,35 для бензина.
3 Для перевода мощности, выраженной в киловаттах, в лошадиные силы пользуются коэффициентом 1,36, а лошадиной силы в киловатты - 0,735.
4 При необходимости пересчета расхода в условном топливе используется калорийный эквивалент , равный 1,45 для дизельного топлива и 1,49 для бензина.
5.2.2 Результаты расчета индивидуальных норм расхода топлива машин рекомендуется свести в форму, приведенную в таблице 1.
Таблица 1
Наиме-нование машины | Марка маши- ны | Характеристика двигателя | Индивидуальная норма расхода топлива | |||||||
Дизель- ный или карбю- ратор- ный | Мощ- ность, кВт | Удель- ный расход топлива, г/кВт·ч | Коэффи- циент исполь- зования двига- теля по времени | Коэффи- циент исполь- зования мощ- ности двига- теля | Коэффи- циент, учи-тывающий изменение расхода топлива в зависимости от степени исполь-зования мощности двигателя | Коэффи- циент, учиты- вающий износ двига- теля | кг/маш.-ч | л/маш.-ч | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
5.2.3 Если количество машин одной марки (модели) в парке строительной организации более десяти, то рекомендуется организовывать проверку расчетной нормы (расхода топлива на 1 маш.-час работы машин) путем определения фактического расхода топлива. По результатам такой проверки может быть выполнена корректировка расчетной нормы.
5.3 Индивидуальные нормы расхода топлива могут повышаться или понижаться в зависимости от конкретных условий эксплуатации, учет которых производится с помощью поправочных коэффициентов ( ), повышающих или снижающих исходное значение нормы.
5.3.1 Индивидуальные нормы расхода топлива повышаются при влиянии факторов, приведенных в таблице 2.
Таблица 2
Факторы, увеличивающие индивидуальную норму расхода топлива | Значение поправочного коэффициента ( ), не более | |
Обкатка новой машины | 0,05 | |
Эксплуатация после капитального ремонта | 0,05 | |
Внутригаражные расходы, перегоны, техническое обслуживание и ремонт (кроме капитального), хранение машин | 0,05-0,08 | |
Практическое обучение и стажировка персонала | 0,10 | |
Стесненные условия работы | 0,10 | |
Перевозка грузов, требующих пониженных скоростей движения | 0,10 | |
Работа в тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы и повышенных снежных заносов | 0,10 | |
Работа в горных местностях на высоте над уровнем моря, м: | ||
От 500 до 1500 | 0,05 | |
От 1501 до 2001 | 0,10 | |
От 2001 до 3000 | 0,20 | |
св. 3000 | 0,30 | |
Работа в зимнее время (при среднесуточной температуре воздуха ниже 0 °С): | ||
в южных районах страны* | 0,05 | |
в северных районах страны* | 0,15 | |
в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним* | 0,20 | |
в остальных районах страны* | 0,10 | |
__________________* Предельные значения зимних надбавок к нормам расхода топлива в республиках, краях и областях России приведены в приложении Б. | ||
Примечание - Для машин, работающих на дизельном топливе, оснащенных пусковыми карбюраторными двигателями, расход бензина для запуска составляет 3% в летнее время и 4,5% в зимнее время индивидуальной нормы расхода дизельного топлива. |
5.3.2 Индивидуальные нормы расхода топлива снижаются при:
- повременном режиме использования машин с перерывами, превышающими установленные технологией производства работ;
- замене двигателя на двигатель с меньшим контрольным расходом топлива или меньшей мощностью.
5.3.4 При наличии нескольких повышающих (понижающих) факторов индивидуальная норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности надбавок, выраженных обобщенным поправочным коэффициентом ( ), равным:
. (3)
5.3.4 Уточненное значение индивидуальной нормы расхода топлива определяется по формуле: