ОКП 48 1000, 48 2000, 48 3000
Дата введения 2001-12-18
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Центральным научно-исследовательским и проектно-экспериментальным институтом организации, механизации и технической помощи строительству (ЦНИИОМТП) и Управлением строительной индустрии, промышленности строительных материалов и механизации Госстроя России.
ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 376 “Эксплуатация строительно-дорожных машин и оборудования”
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстроя России от 18.12.2001 N 124
3 ВЗАМЕН “Методических указаний по расчету норм расхода бензина и дизельного топлива на работу строительно-дорожных машин”
Введение
Затраты на топливо, расходуемые строительными и дорожными машинами, значительны и составляют 10-15% всех затрат на эксплуатацию машин.
Экономное расходование топлива поэтому является одной из постоянных проблем эксплуатации строительных и дорожных машин.
Экономия может быть достигнута планированием потребности в топливе на основе применения технически обоснованных норм расхода.
Свод правил определяет состав, порядок и методы расчета норм расхода топлива по маркам (моделям) строительных и дорожных машин, а также порядок их проверки.
Настоящий документ подготовлен ЦНИИОМТП (Колосков В.Н., Гутарев Ю.А., Корытов Ю.А.) и Отделом механизации строительства и реформирования домостроения Управления строительной индустрии, промышленности строительных материалов и механизации Госстроя России (Молоткова Л.Н., Симонов С.Н.).
1 Область применения
Настоящий свод правил распространяется на топливо карбюраторных и дизельных двигателей (далее - топливо) строительных и дорожных машин.
Документ устанавливает правила нормирования расхода топлива на работу строительных и дорожных машин (далее - машин).
Свод правил предназначен для использования во всех организациях строительной отрасли.
Свод правил гармонизирован с государственными строительными нормами Украины ДБН В.2.8-12-2000 “Строительная техника, оснастка, инвентарь и инструмент. Типовые нормы расхода топлива и смазочных материалов для эксплуатации техники в строительстве” в части метода расчета норм топлива машин.
2 Нормативные ссылки
В настоящем документе использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ 25646-95. Эксплуатация строительных машин. Общие требования
ГОСТ 27246-87. Машины землеройные. Указания по методике обучения операторов
Руководящий документ Р 3112194-0366-97. Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Минтранс России, НИИАТ).
3 Термины и определения
Норма расхода топлива - плановая мера потребления топлива строительно-дорожной машиной на выполнение единицы работы или на единицу рабочего времени (машино-час) при использовании машин в условиях прогрессивной технологии и рациональной организации труда.
Индивидуальная норма расхода топлива - норма расхода топлива машиной конкретной марки на производство единицы работы (продукции) или на единицу рабочего времени применительно к определенным условиям производства.
Базовая (типовая) норма расхода топлива - индивидуальная норма расхода топлива машины на средних режимах потребления мощности, рациональном использовании сменного времени и без учета местных условий эксплуатации.
Примечание - Базовые нормы, как правило, определяют на основе статистической обработки многолетних данных подконтрольной эксплуатации машин, в том числе о фактических расходах топлива при указанных выше условиях эксплуатации машин.
Базовая (линейная) норма расхода топлива автомобиля - индивидуальная норма расхода топлива автомобиля, на базе которого создана строительно-дорожная машина, регламентирующая расход топлива в литрах на 100 км пробега автомобиля по определенному заданному маршруту без учета местных условий эксплуатации.
Технологическая (пооперационная) норма расхода топлива - индивидуальная норма расхода топлива на выполнение данного вида работы (операции), которая учитывает его расход на основные и вспомогательные технологические процессы производства работы (операции), расход на разогрев и пуск машин после технологических перерывов, а также технически и технологически неизбежные потери топлива при работе машин.
Групповая норма расхода топлива - норма расхода топлива на парк машин предприятия (организации), необходимая для выполнения запланированного объема работ.
Общепроизводственная норма расхода топлива - групповая норма расхода топлива, учитывающая расход топлива на основные и вспомогательные технологические процессы производства, а также на вспомогательные нужды, не связанные непосредственно с осуществлением технологического процесса.
4 Общие положения
4.1 Нормирование расхода топлива производится для машин, эксплуатация которых организована согласно требованиям ГОСТ 25646 при использовании прогрессивной технологии строительных работ и рациональной организации труда.
При нормировании не учитываются возможные затраты топлива, вызванные отступлением от принятой технологии, нарушением рационального режима работы, применением топлива, не предусмотренного заводом - изготовителем двигателя.
4.2 Расход топлива, не связанный непосредственно с работой машины (например, на ремонтно-хозяйственные нужды), нормируется отдельно.
4.3 Нормирование расхода топлива на работу машин производится раздельно по бензину и дизельному топливу. Нормы должны периодически пересматриваться с учетом достигнутых показателей расходования топлива, повышения внутрисменного использования машин по времени и мощности.
4.4 Нормы расхода топлива разрабатываются по номенклатуре и маркам (моделям) машин в соответствии с существующей классификацией машин по Общероссийскому классификатору продукции ОК 003-93.
4.5 Организация (предприятие, фирма и т.п.) разрабатывает, как правило, сама нормы расхода топлива на машины, имеющиеся в эксплуатации, и производит опытную проверку норм (в соответствии с разделом 6).
Нормы утверждает руководитель (главный инженер) организации или вышестоящая организация.
4.6 Исходной информацией для нормирования расхода топлива и расчета потребности в нем служат:
- данные эксплуатационных документов на машины и их силовые установки;
- нормативные показатели, характеризующие наиболее рациональные и эффективные условия работы машин (время внутрисменного использования, коэффициент загрузки двигателя по мощности, удельный расход топлива при номинальной мощности двигателя, природно-климатические условия и др.);
- структура и численность (по маркам) парка строительных машин;
- объем и структура строительных работ (производства);
- показатели действующих стандартов на машины;
- результаты испытаний;
- отчетные данные о плановых и фактических расходах топлива за прошедшие годы (по маркам и видам машин, по видам работ и в целом по строительной организации);
- данные плана организационно-технических мероприятий по экономии топлива.