38. Правительство Российской Федерации примет меры по защите прав акционеров. До 30 сентября 1998 г. Правительство Российской Федерации представит в Государственную Думу проект закона, вносящего поправки в Федеральный закон "Об акционерных обществах", направленные в первую очередь на защиту прав мелких акционеров, в том числе на защиту от перевода активов на баланс материнской (аффилированной) компании, путем ужесточения санкций за нарушение прав инвесторов. В целях усовершенствования системы предоставления информации о предприятиях Федеральная комиссия Российской Федерации по рынку ценных бумаг до 1 сентября 1998 г. примет постановления о порядке составления и представления эмитентами ценных бумаг квартальных отчетов и обеспечит их реализацию; особое внимание будет уделяться предоставлению информации предприятиями, акции которых котируются на биржах. В июле 1998 г. Правительство Российской Федерации утвердит государственную программу защиты прав инвесторов и начнет ее реализацию. В названной программе будут определены основные задачи и меры, которые должны быть приняты в 1998 и 1999 годах. Правительство Российской Федерации также выделит Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг достаточный объем ресурсов для обеспечения соблюдения прав инвесторов. Это будет достигнуто за счет перечисления Комиссии доли поступлений от лицензирования деятельности участников рынка ценных бумаг.
39. Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации совместно с другими федеральными органами исполнительной власти до 30 сентября 1998 г. примет меры по устранению административных и обусловленных политическими факторами барьеров на федеральном и региональном уровнях для свободного перемещения товаров и услуг на территории Российской Федерации. Эти меры будут включать более жесткие административные санкции по сравнению с действующими. До 31 декабря 1998 г. вступит в силу закон о лицензировании в целях введения на федеральном и региональном уровнях новых, упорядоченных процедур лицензирования предпринимательской деятельности и установления ставок сборов.
Отрасли естественных монополий
40. В июле 1998 г. будет принято постановление Правительства Российской Федерации, предусматривающее, что начиная с бухгалтерской отчетности за 1998 год консолидированная финансовая отчетность РАО "Газпром", РАО "ЕЭС России" и компании "Транснефть", подготовленная в соответствии с международными стандартами бухгалтерского учета, будет проходить аудиторскую проверку у независимых сертифицированных аудиторов в соответствии с международными стандартами аудита и публиковаться ежегодно, до 30 июня года, следующего за отчетным годом. Что касается Министерства путей сообщения Российской Федерации, то постановление будет предусматривать применение данного требования начиная с бухгалтерской отчетности за 1999 год.
41. Для содействия эффективному регулированию и доступу потребителей к поставкам газа по более низким ценам Правительство Российской Федерации в июле 1998 г. поручит коллегии представителей государства в РАО "Газпром" обеспечить выполнение требования о реорганизации до 31 декабря 1998 г. в структуре РАО существующих региональных предприятий по транспортировке газа в одно или несколько предприятий по транспортировке газа на базе основных транспортных коридоров и в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. К 1 августа 1998 г. Правительство Российской Федерации поручит коллегии представителей государства в РАО "Газпром" обеспечить принятие решения о том, что предприятия, занятые производством, поставкой, транспортировкой и распределением газа, работают как самостоятельные центры затрат (прибыли), имеющие самостоятельное управление и собственные балансы на основе международных стандартов бухгалтерского учета и аудита. Транспортные предприятия будут предоставлять только услуги по транспортировке газа, а их тарифы будут регулироваться Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.
42. До 1 августа 1998 г. РАО "ЕЭС России" обнародует свое намерение увеличить участие частного сектора в энергетических объединениях, акциями которых оно владеет. До 1 октября 1998 г. будет выпущен для рассмотрения перечень энергетических объединений, а также пакеты соответствующей технической и финансовой документации. До 1 октября 1998 г. РАО "ЕЭС России" будет принимать от предприятий частного сектора предложения об инвестировании в энергообъединения, акциями которых оно владеет. Участники торгов наделяются правом делать несколько предложений, в том числе предложения об инвестировании в собственный акционерный капитал, о договорах управления, концессии или аренды. Предложения будут поступать РАО "ЕЭС России" до 31 декабря 1998 г.
43. До 1 декабря 1998 г. тарифы на грузовые перевозки железнодорожным транспортом будут уточнены таким образом, чтобы ликвидировать любые различия между ставками тарифов на перевозки внутри страны и экспортные перевозки. До 30 июня 1999 г. будет введен единый расчет тарифов на грузовые перевозки железнодорожным транспортом на основе издержек для всех товаров. До 1 сентября 1998 г. будет введен раздельный учет издержек, подготовлены раздельные отчеты о доходах и балансы по пассажирским перевозкам дальнего следования, пригородным перевозкам и грузовым перевозкам, осуществляемым Министерством путей сообщения Российской Федерации.
Банковский сектор
44. Будет принят комплексный подход к устранению имеющихся проблем в банковской системе. Это имеет целью не только решение проблем слабых и неплатежеспособных банков, но также совершенствование системы учета и отчетности, нормативно-правовой базы, укрепление надзора и соблюдение правил банковской деятельности, формирование долгосрочной стратегии развития конкуренции в банковской системе.
45. Будут ужесточены пруденциальные нормы, особенно те, что касаются валютных операций и позиций банков. Требование о предоставлении отчетности на консолидированной основе начиная с 1 января 1999 г. будет распространено на небанковские финансовые учреждения. Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации предпримут все усилия для того, чтобы до 1 января 1999 г. были приняты поправки к Федеральному закону "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", предусматривающие распространение требования о предоставлении отчетности на консолидированной основе на небанковские дочерние компании коммерческих банков, что даст достаточно времени для представления такой отчетности с 1 июля 1999 г. До 30 сентября 1998 г. будут ужесточены пруденциальные нормативы валютных рисков по забалансовым счетам банков путем введения лимитов на риски на одно лицо и на риски связанных лиц, опционы на продажу валюты не будут в дальнейшем считаться достаточными для покрытия рисков по балансовым счетам.
46. До 30 сентября 1998 г. Центральный банк Российской Федерации утвердит график введения бухгалтерского учета по методу начисления в отношении банков с 1 января 1999 г., если к этому времени вступит в силу новый Налоговый кодекс Российской Федерации. До 1 января 1999 г. Центральный банк Российской Федерации предполагает привести российские стандарты бухгалтерского учета в полное соответствие с основными принципами международных стандартов бухгалтерского учета, а также нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Целесообразность введения с 1 января 1999 г. стопроцентного формирования резервов коммерческих банков на возможные потери по ссудам из прибыли до налогообложения будет рассмотрена в ходе подготовки восьмого квартального обзора.
47. Центральный банк Российской Федерации начнет разрабатывать стратегию, направленную на содействие развитию конкуренции и сильного и эффективного банковского сектора в долгосрочной перспективе. Проект такой стратегии будет подготовлен до конца 1998 года. В краткосрочной и среднесрочной перспективе Центральный банк Российской Федерации продолжит практику отзыва лицензий у слабых и неплатежеспособных банков и работу по укреплению банковского сектора. Будет ускорена процедура ликвидации мелких неплатежеспособных банков (с капиталом менее 1 млн. евро); до 1 января 2000 г. у них будут отозваны лицензии в том случае, если они не достигнут нового нормативного уровня минимального капитала. Что касается средних и крупных банков, то Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации разработают комплексный подход к работе с проблемными банками, который будет включать:
а) анализ ситуации;
б) меры воздействия;
в) реструктуризацию банков;
г) ликвидацию банков.
Такая стратегия найдет отражение в программе реструктуризации банков, которая должна быть подготовлена до 31 октября 1998 г. Она будет разработана на основе комплексного анализа масштабов и характера проблемы и будет включать единые правила и процедуры.
48. Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации предпримут все усилия для того, чтобы до конца 1998 г. были введены в действие закон о банкротстве банков, а также законы, вносящие поправки в федеральные законы "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности" в целях усиления надзорных полномочий Центрального банка Российской Федерации и обеспечения надлежащей правовой базы для реализации программы реструктуризации банков. Эти законы будут включать положения о расширении полномочий Центрального банка Российской Федерации, включая право отзыва лицензий, ликвидации неплатежеспособных банков, и о возложении большей ответственности на акционеров банка.
Прозрачность данных
49. Центральный банк Российской Федерации будет и в дальнейшем повышать прозрачность собственных операций и введет обязательные требования о повышении прозрачности деятельности коммерческих банков. Начатая в июне 1998 г. практика обнародования еженедельных данных об иностранных резервах будет распространена на данные о денежной базе. Центральный банк Российской Федерации будет ежемесячно публиковать сводную информацию о финансовом положении 30 крупнейших банков, для банков будет введено требование о ежеквартальном предоставлении ключевых данных. Стандарты раскрытия информации для банков, в которых размещено более 10 процентов общего объема вкладов населения в банковской системе, будут существенно расширены. Требования о публикации квартальной бухгалтерской отчетности, о подготовке бухгалтерской отчетности и о ее аудите силами одной из известных квалифицированных фирм, а также об опубликовании результатов такого аудита будут установлены для десяти крупнейших банков до 1 августа 1998 г.
IV. Предварительные меры
50. В программе определен ряд предварительных мер для придания импульса и обеспечения политической поддержки экономических мер, которые должны быть осуществлены до рассмотрения программы советом директоров МВФ.
Председатель Правительства Российской Федерации | С.Кириенко |
Председатель Центрального банка Российской Федерации | С.Дубинин |
16 июля 1998 г.
Приложение N 1
к Заявлению Правительства Российской
Федерации и Центрального банка
Российской Федерации о политике
экономической и финансовой
стабилизации
Критерии реализации программы расширенного финансирования на 1998 г.1)
Декабрь 1997 г.
переоценка
──────────────────────┬──────┬──────┬───────┬──────┬──────┬──────┬──────
│I кв. │II кв.│III кв.│уточн.│IV кв.│уточн.│1998 г.
│прогр.│прогр.│прогр. │ │прогр.│ │
──────────────────────┼──────┼──────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────
Запасы на конец периода (в млрд.рублей)
Чистые внутренние 142,1 138,8 161,3 166,8 179,0 172,3 184,3
активы
органов денежно-
кредитного
регулирования2)
Чистый кредит органов 191,8 198,9 210,6 214,8 227,5 216,1 228,8
денежно-кредитного
регулирования
расширенному
бюджету3)4)
Чистый кредит органов 199,9 204,1 216,5 220,7 233,4 220,0 234,7