3.3.5. При анализе и оценке штабом факторов внешней среды, оказывающих влияние на состояние правопорядка и деятельность органа внутренних дел, изучаются данные:
о социально-политической ситуации, о составе и характеристике населения, уровне напряженности между различными его группами; об отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, населения, средств массовой информации к деятельности органа внутренних дел;
об экономических процессах, происходящих на территории обслуживания, в том числе о количестве промышленных и сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, объектах инфраструктуры, их дислокации, численности занятых в производстве и обслуживании работников и т.д.;
об экологической обстановке (наличие экологически вредных, химически и радиационно-опасных объектов), хранилищах оружия и боеприпасов, состоянии их охраны; другая информация, относящаяся к этому вопросу.
3.3.6. При анализе и оценке штабом оперативно-служебной деятельности, эффективности использования сил и средств органа внутренних дел:
исследуются установленные ведомственными нормативными правовыми актами*(19) отдельные показатели оперативно-служебной деятельности и на этой основе определяется ее фактическое состояние;
оценивается эффективность оперативно-служебной деятельности и определяется степень влияния работы органа внутренних дел на состояние преступности и правопорядка;
выявляются неиспользованные резервы и возможности повышения эффективности оперативно-служебной деятельности для принятия последующих управленческих решений;
изучаются количественные и качественные характеристики кадрового состава (некомплект, сменяемость, уровень профессиональной подготовки и другие); нагрузка на сотрудников подразделений органа внутренних дел; состояние дисциплины и законности, другие показатели.
3.3.7. По результатам комплексного анализа и оценки оперативной обстановки готовятся справки, докладные записки, обзоры, иные документы информационно-аналитического характера. В них должны отражаться:
краткая характеристика общего состояния объекта изучения (преступности в целом, преступлений экономической направленности, рецидивной или подростковой преступности, административных правонарушений, наркомании и т.д.);
основные изменения в объекте изучения, во внешней среде и причины этих изменений;
наиболее актуальные задачи, которые решались в течение исследуемого периода органом внутренних дел;
результаты работы органа внутренних дел в целом или на конкретном направлении оперативно-служебной деятельности;
особо заметные достижения и способствовавшие этому факторы (совершенствование организации работы, качественное укрепление кадров, привлечение дополнительных сил и средств, использование положительного опыта, эффективная дисциплинарная практика и т.п.), лучшие по результатам работы подразделения органа внутренних дел;
наиболее существенные недостатки в оперативно-служебной деятельности, в том числе в организации работы, худшие по показателям работы подразделения органа внутренних дел, причины допущенных просчетов и виновные в этом должностные лица;
имеющиеся проблемы и пути их решения (конкретные предложения и проекты управленческих решений по их реализации).
3.4. Организация исследований, прогнозирования криминогенной обстановки и изучения общественного мнения
3.4.1. Штаб организуют через соответствующие научно-исследовательские и образовательные учреждения профессионального образования МВД России, другие аналогичные учреждения Российской Федерации проведение социологических и криминологических исследований, изучение общественного мнения населения о состоянии правопорядка и деятельности органов внутренних дел, подготовку прогнозов развития криминогенной обстановки (криминологических прогнозов) на обслуживаемой территории. В этих целях:
определяет совместно с другими заинтересованными подразделениями органа внутренних дел тематику исследований, готовит в установленном порядке заявки на их проведение;*(20)
вносит руководству органа внутренних дел обоснованные предложения о необходимости привлечения для проведения исследований сторонних организаций с приложением экономических расчетов;
непосредственно участвует о качестве соисполнителя совместно с другими подразделениями органа внутренних дел в проведении исследований, а также прогнозировании тенденций и процессов в оперативной обстановке;
готовит совместно с научно-исследовательскими и образовательными учреждениями годовой прогноз развития криминогенной ситуации;
поддерживает деловое сотрудничество с учреждениями и организациями, проводящими по заявкам (заказам) штаба исследования, осуществляет в соответствии с установленным порядком прием результатов работы;
изучает на территории обслуживания раз в год по единой методике, утвержденной соответствующим нормативным правовым актом МВД России*(21), отношение населения, государственных структур, органов местного самоуправления и общественных объединений к состоянию правопорядка и деятельности органа внутренних дел. Результаты изучения общественного мнения докладываются начальнику органа внутренних дел. Они используются при подготовке управленческих и иных документов, обеспечивающих повышение эффективности правоохранительной деятельности органа внутренних дел.
3.4.2. Прогнозирование преступности, результатом которого является криминологический прогноз, дает возможность представить вероятные изменения в состоянии преступности на предстоящий период и на этой основе разработать и осуществить необходимые меры предупредительного характера, нейтрализовать или ослабить действие криминогенных факторов, а также усилить влияние антикриминогенных факторов.
При разработке прогнозов применяются следующие методы:
моделирования, суть которого заключается в том, что на основе установленных зависимостей между криминогенными факторами строится математическая модель, позволяющая сделать выводы об ожидаемых изменениях в преступности;
экспертных оценок, в соответствии с которыми в основу прогноза кладется мнение специалистов, основанное на профессиональном, научном и практическом опыте;
экстраполяции, сущность которой заключается в изучении прошлого развития криминальной ситуации и перенесении выявленных при этом закономерностей на предстоящий период, в том числе с применением метода расчета геометрической средней колебаний динамического ряда.
3.4.3. Штаб на основе результатов исследований, прогноза, а также комплексного анализа самостоятельно (при необходимости совместно с другими подразделениями) готовит:
3.4.3.1. Для начальника органа внутренних дел:
информационно-аналитические и справочные материалы по вопросам, выносимым на обсуждение коллегии и оперативных совещаний;
тезисы докладов и выступлений начальника органа внутренних дел;
оценки оперативной обстановки на обслуживаемой территории по итогам работы органа внутренних дел ежеквартально, а при необходимости с меньшей периодичностью; данные об основных результатах работы подразделений соответствующего аппарата и нижестоящих органов внутренних дел;
проблемные записки и иные информационно-аналитические и оперативно-справочные документы;
согласованные с заинтересованными подразделениями предложения о повышении эффективности профилактической, оперативно-служебной и управленческой деятельности органа внутренних дел;
проекты директивных документов с постановкой задач на предстоящий год, ежегодного отчета перед населением.
3.4.3.2. Для направления в соответствующие инстанции:
информацию о состоянии правопорядка на обслуживаемой территории, проявившихся либо возможных негативных тенденциях в оперативной обстановке, принимаемых органом внутренних дел и необходимых дополнительных мерах реагирования на осложнение криминальной ситуации;
предложения по профилактике правонарушений и укреплению правопорядка на обслуживаемой территории.
3.5. Информационное обеспечение деятельности органа внутренних дел
3.5.1. Штаб на основе подготовленных им и поступающих из подразделений соответствующего аппарата, нижестоящих органов внутренних дел, научно-исследовательских и образовательных учреждений нормативных, информационно-аналитических, справочных, методических материалов, сборников научных трудов, иных печатных изданий и документов:
формирует справочно-информационный фонд (СИФ), систематически обновляет и пополняет его отечественной и зарубежной литературой, собранными материалами о положительном опыте работы, другой документацией, необходимой для использования в деятельности органа внутренних дел;
готовит перечень информационных и документальных материалов, подлежащих обязательному хранению в СИФе, и представляет его на утверждение начальника органа внутренних дел;
направляет в месячный срок в Информационно-справочное отделение ИАУ Главного штаба МВД России по одному экземпляру издаваемых на местах сборников научных трудов, материалов научно-практических конференций, информационных бюллетеней, экспресс-информаций и других печатных изданий.
3.5.2. В справочно-информационном фонде штаба органа внутренних дел концентрируются и хранятся следующие информационные документы и материалы:
законодательные акты, указы, распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
решения государственных органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления;
нормативные правовые акты МВД России, МВД, УВД;