материалов научных исследований, в том числе по изучению общественного мнения о состоянии правопорядка, борьбы с преступностью и деятельности органов внутренних дел;
писем, жалоб, обращений граждан в государственные органы, в том числе орган внутренних дел;
материалов средств массовой информации по вопросам охраны общественного порядка и борьбы с преступностью;
отечественной и зарубежной литературы по правоохранительной тематике.
3.2.3. Предметом анализа в штабах органов внутренних дел различного уровня являются:
3.2.3.1. В МВД России:
сводки Дежурной части Управления дежурной службы Главного штаба МВД России о чрезвычайных происшествиях и опасных преступлениях (периодичность - ежедневно);
статистические данные ГИЦ МВД России о состоянии преступности, результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел (периодичность - ежемесячно);
отчеты главных управлений и управлений МВД России, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ МВД России о результатах оперативно-служебной деятельности по выполнению директивных документов МВД России (периодичность - ежегодно);
информационные материалы главных управлений и управлений МВД России по отдельным вопросам оперативно-служебной деятельности (периодичность - по мере поступления);
акты и справки Главной инспекции Главного штаба МВД России о результатах инспектирования и контрольных проверок структурных подразделений МВД России, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД {ОВД,) 8 ГУ МВД России (периодичность - по мере поступления);
информация федеральных правоохранительных органов о состоянии и перспективах развития криминальной ситуации в стране (периодичность - по мере поступления);
федеральные законодательные и иные нормативные правовые акты в сфере реализации правоохранительной функции (периодичность - по мере поступления);
статистические и информационные материалы органов государственной власти Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития страны и регионов, обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью (периодичность - по мере поступления);
обобщенные материалы о положительном опыте органов внутренних дел России*(17) и правоохранительной деятельности полиции зарубежных стран (периодичность - по мере поступления);
научные, учебно-методические и иные материалы, содержащие информацию, относящуюся к обеспечению правопорядка и борьбы с преступностью, а также по отдельным направлениям оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел (периодичность - постоянно);
публикации и сообщения средств массовой информации по правоохранительной тематике (периодичность - постоянно).
3.2.3.2. В МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, УВД (ОВД) 8 ГУ МВД России:
оперативная информация, поступающая из подразделений аппарата, а также нижестоящих горрайлинорганов внутренних дел, органов внутренних дел на режимных объектах*(18) о преступлениях, чрезвычайных и других происшествиях, принятых мерах, используемых силах и средствах по ликвидации их последствий (периодичность - ежедневно);
статистическая отчетность информационных центров о состоянии преступности и результатах оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел (периодичность - ежемесячно и нарастающим итогом);
материалы подразделений органа внутренних дел, характеризующие состояние преступности и борьбы с нею, обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, эффективность использования сил и средств в решении правоохранительных задач (периодичность - ежеквартально и в целом за год);
информация органов прокуратуры, юстиции, других правоохранительных органов субъектов Российской Федерации, характеризующая состояние и перспективы развития криминальной ситуации (периодичность - по мере поступления);
информация органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам социально-экономического развития регионов (периодичность - по мере поступления);
законодательные и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в сфере обеспечения правопорядка и борьбы с преступностью (периодичность - по мере издания).
3.2.3.3. В горрайлинорганах внутренних дел:
информация о поступивших заявлениях и сообщениях о преступлениях, нарушениях общественного порядка, дорожно-транспортных происшествиях, пожарах, авариях, крушениях и других чрезвычайных происшествиях (периодичность - за сутки, неделю и месяц);
обобщенные данные о состоянии общественного порядка и общественной безопасности, борьбы с преступностью в целом по городу, району либо иному административно-территориальному образованию, а также по конкретным населенным пунктам, участкам и др. (периодичность - ежемесячно);
информация о наиболее значимых изменениях во внешней среде функционирования органа внутренних дел, оказывающих существенное влияние на состояние правопорядка (периодичность - ежемесячно);
сведения о результатах оперативно-служебной деятельности, использовании сил и средств (периодичность - за сутки, неделю и месяц);
информация о рассмотрении обращений и писем граждан, соблюдении законности в оперативно-служебной деятельности (периодичность - ежеквартально);
нормативные правовые акты органов местного самоуправления в сфере охраны правопорядка.
3.3. Комплексный анализ деятельности органа внутренних дел
3.3.1. Основной задачей комплексного анализа, осуществляемого штабом, является получение полного и объективного представления о состоянии правопорядка и борьбы с преступностью, причинах изменений в криминальной ситуации, а также выявление наиболее характерных недостатков в организации и практике оперативно-служебной и управленческой деятельности органа внутренних дел с целью выработки и осуществления адекватных мер по совершенствованию его работы.
3.3.2. Своим содержанием комплексный анализ должен охватывать анализ и оценку состояния правопорядка на обслуживаемой территории, результатов его оперативно-служебной деятельности, эффективности использования сил и средств, а также факторов внешней среды, оказывающих влияние на состояние правопорядка и работу органа внутренних дел.
3.3.3. Штаб осуществляет следующие основные виды комплексного анализа:
текущий анализ (за сутки, неделю, месяц), который должен обеспечивать потребности оперативного управления, повседневной организации работы личного состава органа внутренних дел. На его основе принимаются меры реагирования на конкретные правонарушения и преступления, вносятся необходимые коррективы в расстановку сил и средств, осуществляются другие управленческие мероприятия;
анализ нарастающим итогом за отчетный период (квартал, полугодие, девять месяцев, год), при котором выявляются возникающие в оперативной обстановке отклонения от сложившихся тенденций в состоянии правопорядка, динамике и структуре преступности, исследуются причины произошедших изменений во взаимосвязи с эффективностью работы органа внутренних дел. Он является основой для внесения необходимых коррективов в оперативно-служебную деятельность на предстоящий период. На его базе готовятся аналитические документы о состоянии правопорядка и результатах борьбы с преступностью, информации в инстанции, разрабатываются планы мероприятий;
анализ за длительный период (более года), основное назначение которого выявить тенденции, характерные для состояния преступности на обслуживаемой территории и эффективности деятельности органа внутренних дел, с целью использования полученных выводов при разработке комплексных и целевых программ борьбы с преступностью;
внеочередной анализ, представляющий собой разновидность анализа за отчетный период, осуществляемый по итогам нескольких месяцев при резком осложнении оперативной обстановки либо в случае возникновения необходимости проведения заседания коллегии, совещания и других организационных мероприятий;
проблемный анализ, предназначенный для изучения отдельных проблем и вопросов организации борьбы с преступностью, обеспечения правопорядка, в качестве которых могут быть причины низкой раскрываемости тех или иных преступлений, роста уличной, рецидивной либо подростковой преступности, существенного снижения темпов прироста или сокращения числа зарегистрированных преступных посягательств конкретного вида, распространенности преступлений, связанных с наркотиками, совершенных с применением огнестрельного оружия, и т.п.;
сравнительный анализ, проводимый в целях выявления причин существенных различий в конечных результатах оперативно-служебной деятельности двух и более органов внутренних дел, работающих в схожих условиях.
3.3.4. При анализе штабом состояния правопорядка и борьбы с преступностью изучаются:
уровень преступности; динамика преступности в целом, преступлений компетенции криминальной милиции и милиции общественной безопасности, а также отдельных видов наиболее распространенных преступлений; структура преступности; территориальная (линейная и объективная) распространенность преступности и конкретных видов преступных посягательств;
уровень латентной преступности;
степень преступной активности конкретных групп населения, в том числе несовершеннолетних, женщин, лиц, ранее совершавших преступления, не имеющих постоянного источника дохода и др.;
виктимологические аспекты преступности;
состояние организованной и экономической преступности, незаконного оборота наркотиков и оружия;
состояние правопорядка на улицах и в других общественных местах;
состояние преступности в учреждениях уголовно-исполнительной системы;
состояние безопасности дорожного движения и пожарной безопасности.