статистика правонарушений;
материалы инспектирования органа внутренних дел;
отчетные и аналитические материалы подразделений органа внутренних дел;
годовые отчеты о работе МВД, УВД, горрайлинорганов внутренних дел;
сборники научных трудов, результаты проведения научных исследований образовательных и научно-исследовательских учреждений;
печатные издания штабов;
переводные материалы о деятельности правоохранительных органов зарубежных стран, отчеты сотрудников о загранкомандировках;
материалы социологических исследований;
тематический учет рекомендованных к внедрению материалов о положительном опыте;
материалы средств массовой информации, касающиеся деятельности органов внутренних дел;
методические рекомендации, указания, аналитические материалы Главного штаба, главных управлений, управлений МВД России;
юридическая литература;
планы работы МВД России, МВД, УВД, горрайлинорганов внутренних дел;
сообщения МВД, УВД, горрайлинорганов внутренних дел о наиболее эффективных формах и методах оперативно-служебной и управленческой деятельности.
Глава 4. Слежение за оперативной обстановкой и принятие неотложных мер
4.1. Содержание работы штаба по непрерывному слежению за оперативной обстановкой и принятию неотложных мер на ее изменения
4.1.1. Непрерывное слежение за оперативной обстановкой со стороны штаба включает в себя:
круглосуточный сбор, обработку и анализ оперативной информации о чрезвычайных происшествиях и общественно-политических акциях;
постоянное отслеживание ситуации в регионах, на территориях со сложной оперативной обстановкой;
контроль за выполнением подразделениями и должностными лицами органа внутренних дел указаний начальника органа внутренних дел по взятым на особый учет чрезвычайным происшествиям и тяжким преступлениям;
подготовку суточных оперативных сводок и иных информационных материалов руководству органа внутренних дел, его подразделениям, другим правоохранительным органам и соответствующим органам государственной власти, органам местного самоуправления.
4.1.2. В содержание работы штаба по принятию неотложных мер на изменения оперативной обстановки входят:
доведение до сведения заинтересованных подразделений и должностных лиц органа внутренних дел, других правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления информации о совершенных преступлениях, чрезвычайных происшествиях и общественно-политических акциях для принятия необходимых решений;
разработка и доклад начальнику органа внутренних дел проектов управленческих решений по осуществлению неотложных мер реагирования на негативные проявления и тенденции в оперативной обстановке;
непосредственное осуществление неотложных мер на изменения в оперативной обстановке, входящих в компетенцию штаба;
взаимодействие со штабными и иными подразделениями правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления при подготовке и осуществлении неотложных мер.
4.1.3. Слежение за оперативной обстановкой и принятие в этой связи неотложных мер реагирования на ее изменения штабом осуществляются через дежурную часть органа внутренних дел.*(22)
4.2. Организация штабом непрерывного слежения за оперативной обстановкой и принятия неотложных мер на ее изменения
Основными элементами работы штаба по организации непрерывного слежения за оперативной обстановкой и принятия неотложных мер на ее изменения являются:
оценка состояния систем связи, обработки и анализа оперативной информации и внесение начальнику органа внутренних дел предложений по повышению их эффективности;
анализ состояния и подготовка предложений по повышению оперативности и полноты сбора дежурной частью сведений об оперативной обстановке, улучшению качества аналитической работы в процессе обобщения и подготовки ежесуточной информации о сложившейся оперативной обстановке на обслуживаемой территории, иных оперативных сообщений, в том числе внеочередной информации об особо опасных преступлениях и чрезвычайных происшествиях, начальнику органа внутренних дел, его подразделениям, другим правоохранительным органам, органам государственной власти и органам местного самоуправления;
обобщение практики участия подразделений органа внутренних дел в раскрытии преступлений по "горячим следам", эффективности управления силами и средствами, задействованными в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности;
контроль за оперативностью, законностью и правильностью действий дежурной части в процессе реагирования на поступающие заявления, сообщения о преступлениях, правонарушениях и чрезвычайных происшествиях и их регистрации; оповещением заинтересованных органов внутренних дел, других правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления о совершенных преступлениях, чрезвычайных происшествиях, общественно-политических акциях;
принятие мер к совершенствованию деятельности дежурной части органа внутренних дел, укреплению ее профессионально подготовленными кадрами; участие в организации и проведении учений, оперативных тренировок и практических занятий с личным составом дежурной части по изучению и отработке планов действий при чрезвычайных обстоятельствах.
Глава 5. Работа штаба по подготовке органа внутренних дел к действиям в чрезвычайных обстоятельствах (ситуациях)
5.1. Содержание работы штаба по подготовке деятельности органа внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах (ситуациях)
В целях подготовки работы органа внутренних дел в чрезвычайных ситуациях штаб:
заблаговременно разрабатывает нормативную базу, типовые оперативные планы*(23) и методические документы по организации действий органов внутренних дел и внутренних войск в чрезвычайных ситуациях, организует картографическое обеспечение этой работы;
накапливает, систематизирует и анализирует поступающую из подразделений органа внутренних дел и других правоохранительных органов, иных органов государственной власти информацию о факторах и условиях, способствующих возникновению чрезвычайных ситуаций, вызванных межнациональными и этническими конфликтами, природными и техногенными бедствиями (землетрясения, наводнения, ураганы, оползни, эпидемии, эпизоотии, эпифототии, химическое (токсичное) заражение окружающей среды и др.), а также осложнениями криминального характера;
производит моделирование и оценку возможных ситуаций и совместно с другими заинтересованными подразделениями и органами планирует организацию управления деятельностью органов внутренних дел и внутренних войск в условиях возникновения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, взаимодействие с другими правоохранительными и иными государственными органами, органами местного самоуправления, с общественными объединениями*(24);
разрабатывает совместный приказ начальника органа внутренних дел и руководителей взаимодействующих правоохранительных органов, начальников воинских гарнизонов и территориальных подразделений МЧС России о создании совместного оперативного штаба по руководству действиями всех сил и средств, привлекаемых к выполнению задач в условиях чрезвычайных обстоятельств (ситуаций).
5.2. Организация планирования и обеспечения готовности органов внутренних дел к действиям в чрезвычайных обстоятельствах (ситуациях)
5.2.1. Разработка штабом типовых оперативных планов осуществляется с участием всех подразделений органа внутренних дел. В этих целях штаб:
собирает и обобщает предложения подразделений органа внутренних дел, взаимодействующих правоохранительных органов, частей внутренних войск, воинских гарнизонов и территориальных подразделений МЧС России по содержанию планов;
готовит проекты планов и представляет их на утверждение начальнику органа внутренних дел, руководителям взаимодействующих правоохранительных органов, соответствующих органов управления внутренних войск, воинских гарнизонов и территориальных подразделений МЧС России, дислоцированных на обслуживаемой территории;
в дальнейшем совместно с заинтересованными подразделениями органа внутренних дел и соответствующих взаимодействующих органов корректирует эти планы при издании новых нормативных правовых актов по данному вопросу, изменении подчиненности, организационно-штатной структуры органа внутренних дел, устранении обнаруженных в ходе инспекторских и контрольных проверок недостатков, по результатам проводимых тренировок и учений в органе внутренних дел и при возникновении иных поводов и оснований;
разрабатывает другие меры оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации (в виде проектов отдельных планов, приказов, распоряжений и т.п.);
контролирует (проверяет при выездах) наличие и содержание оперативных планов в штабах нижестоящих органов внутренних дел, их соответствие складывающейся оперативной обстановке; при необходимости оказывает им помощь в разработке (корректировке) таких планов.
5.2.2. В целях обеспечения готовности органа внутренних дел к действиям в чрезвычайных ситуациях штаб:
на основе собранной информации о факторах и условиях, способствующих возникновению чрезвычайных ситуаций, прогнозирует развитие оперативной обстановки на обслуживаемой органом внутренних дел территории, определяет, к возникновению каких наиболее типичных и характерных для данного региона происшествий необходимо готовить силы и средства органа внутренних дел;