1.6. Сбор за сверхнормативную стоянку воздушных судов не взимается:
- при задержке вылетов по метеоусловиям в аэропорте вылета или по трассе; из-за отсутствия авиаГСМ в аэропорте вылета и другим причинам - по вине работников аэропорта; в случае, предусмотренном расписанием в связи с необходимой технологией выполнения рейса;
- в случае вынужденной посадки воздушных судов по причине отказа материальной части или отказа материальной части в аэропорту посадки и классификации авиационного события, как инцидент - за время выполнения необходимого объема работ по устранению дефектов для выпуска исправного воздушного судна;
- при задержке вылетов из-за чрезвычайной ситуации, связанной с актом незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
В случае задержки вылетов по вине предприятий по наземному обслуживанию, осуществляющих свою деятельность в аэропорту, сборы за сверхнормативную стоянку компенсируются авиакомпаниям соответствующими предприятиями по наземному обслуживанию. Порядок указанной компенсации предусматривается в соответствующих договорах на наземное обслуживание.
1.7. При постоянном, либо временном, санкционированном аэропортом базировании воздушных судов на аэродроме сбор за сверхнормативную стоянку не взимается. Плата за предоставление места стоянки в этом случае взимается на договорной основе.
1.8. Метеорологическое обеспечение и аэронавигационное обслуживание воздушных судов, выполняемое специализированными предприятиями и организациями, не входящими в состав аэропортов, оплачивается эксплуатантами воздушных судов в порядке, установленном ФАС России.
Организация расчетов с эксплуатантами воздушных судов по указанным сборам по поручению сторонних специализированных предприятий и организаций, может осуществляться аэропортами на основе договоров на проведение расчетов с соответствующими предприятиями и организациями.
В случае, если аэропорты осуществляют работы (услуги) по аэронавигационному и метеорологическому обслуживанию воздушных судов, расходы на их выполнение включаются в ставку сбора за взлет-посадку. При этом соответствующие сборы в аэропортах сторонними специализированными предприятиями и организациями отдельно не взимаются.
2. Тарифы за наземное обслуживание.
2.1. Тарифы за наземное обслуживание воздушных судов взимаются аэропортами, а также авиапредприятиями, авиакомпаниями, другими предприятиями и организациями Российской Федерации независимо от форм собственности, имеющими сертификаты и лицензии на выполнение работ (услуг) по наземному обслуживанию воздушных судов в аэропортах (далее - предприятиями по наземному обслуживанию).
Тарифы за наземное обслуживание взимаются на основе двухсторонних или многосторонних договоров, заключаемых с эксплуатантами воздушных судов. При отсутствии соответствующих договоров наземное обслуживание воздушных судов и взимание тарифов осуществляется по заявке эксплуатанта.
2.2. Тарифы за обслуживание пассажиров и обработку грузов (пп. 3.1.1, 3.1.2 Приложения 1), а также нормативная трудоемкость и тарифная ставка, установленная на 1 нормо-час оперативного технического обслуживания, используемые при формировании тарифов за обеспечение вылета и встречи воздушного судна и за обслуживание воздушного судна по транзитной форме (пп.3.2.1, 3.2.2 Приложения 1), согласовываются и регистрируются в порядке, установленном ФАС России.
Тариф за обеспечение АвиаГСМ (п. 3.4. Приложение 1) утверждается аэропортами и/или предприятиями по наземному обслуживанию в соответствующем Прейскуранте тарифов и цен.
Тарифы за использование технических средств для посадки и высадки пассажиров в/из воздушного судна, доставки пассажиров к воздушному судну и обратно, за обеспечение бортпитания (пп.3.3, 3.5 Приложения 1) утверждаются аэропортами и/или предприятиями по наземному обслуживанию в соответствующем Прейскуранте тарифов и цен.
Тарифы взимаются в размере, действующем на дату выполнения соответствующих работ (услуг).
2.3. Аэропорты и/или предприятия по наземному обслуживанию обязаны обеспечивать полный комплекс работ (услуг) по обслуживанию воздушных судов, предусмотренный по соответствующим тарифам.
При невыполнении аэропортами и/или предприятиями по наземному обслуживанию комплексов работ (услуг), предусмотренных по соответствующим тарифам, эксплуатантами предъявляются штрафные санкции в размере 10 процентов от действующего уровня тарифа. Порядок оформления и предъявления штрафных санкций должен быть предусмотрен в договорах на наземное обслуживание. Одновременно претензии эксплуатантов воздушных судов направляются в соответствующие подразделения ФАС России (сертификации и лицензирования) для принятия санкций.
В случае выполнения отдельных работ (услуг), установленных в комплексах работ (услуг) по соответствующим тарифам, несколькими предприятиями - аэропортом и/или предприятиями по наземному обслуживанию, порядок организации расчетов с эксплуатантами воздушных судов по тарифам определяется в индивидуальном порядке: на основе прямых двухсторонних договоров с эксплуатантом воздушных судов, либо централизованно, на основе многостороннего или двухстороннего договора с эксплуатантом воздушных судов с использованием договоров на проведение расчетов между соответствующими предприятиями (аэропортом и/или предприятиями по наземному обслуживанию).
Аэропорты обязаны обеспечивать рациональный порядок организации предприятиями по наземному обслуживанию расчетов с эксплуатантами воздушных судов, а также оформления и оплаты счетов (в случаях их оформления и оплаты до отправления воздушных судов).
2.4. При техническом обслуживании воздушных судов по транзитной форме с эксплуатантов воздушных судов взимается соответствующий тариф за обслуживание по транзитной форме и тариф за обеспечение вылета и встречи воздушного судна.
2.5. При постоянном, либо долговременном базировании воздушных судов, либо изменении (по требованию эксплуатантов воздушных судов) комплекса работ (услуг), установленного по соответствующим тарифам, наземное обслуживание воздушных судов осуществляется на основании двухсторонних договоров с эксплуатантами, включающих подробный перечень предоставляемых работ (услуг) и тарифы и/или цены за их выполнение. Аэропорты и/или предприятия по наземному обслуживанию не вправе отказываться от заключения подобных договоров с эксплуатантами воздушных судов, и строго руководствуются "Положением об аэропортах Российской Федерации" (глава 6).
Для рациональной организации расчетов, общая цена за наземное обслуживание воздушных судов в этом случае может устанавливаться в целом (либо отдельно за коммерческое и техническое обслуживание) на один самолето-вылет по типам (рейсам) воздушных судов эксплуатанта. При этом указанная общая цена должна определяться, как сумма установленных тарифов и/или цен по перечню работ (услуг), предусмотренных договором на наземное обслуживание.
3. Цены за наземное обслуживание.
3.1. Перечень дополнительных (отдельных) работ (услуг) по наземному обслуживанию воздушных судов, пассажиров и грузов в соответствии с рекомендациями, представленными в п.4 Приложения 1, а также цены на них устанавливаются аэропортами и/или предприятиями по наземному обслуживанию самостоятельно в соответствующем Прейскуранте тарифов и цен.
3.2. Взимание платы за указанные работы (услуги) осуществляется на основе двухсторонних договоров на обслуживание, заключаемых с эксплуатантами воздушных судов, либо, в случае отсутствия соответствующих договоров, или выполнения работ (услуг) разового характера, по заявке эксплуатанта.
Цены взимаются в размере, действующем на дату выполнения соответствующих работ (услуг).
Приложение 3
к приказу Федеральной авиационной службы РФ
от 11 октября 1996 г. N 71
Порядок оформления и производства расчетов для взимания сборов, тарифов и цен за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах Российской Федерации
1. Расчеты за обслуживание воздушных судов в аэропортах осуществляются между авиакомпаниями, авиапредприятиями, другими владельцами, арендаторами и эксплуатантами воздушных судов Российской Федерации, имеющими свидетельство эксплуатанта, независимо от форм собственности (далее - эксплуатантами воздушных судов) и авиапредприятиями, в состав которых входят аэропорты, и самостоятельными аэропортами Российской Федерации независимо от форм собственности, имеющими сертификаты и лицензии на обслуживание воздушных судов (далее - аэропортами), а также авиапредприятиями, авиакомпаниями, другими предприятиями и организациями Российской Федерации независимо от форм собственности, имеющими сертификаты и лицензии на выполнение работ (услуг) по наземному обслуживанию воздушных судов в аэропортах (далее - предприятиями по наземному обслуживанию).
Расчеты производятся в безналичном порядке (платежными поручениями, лимитированными чековыми книжками, расчетными чеками и т.п.) или наличными, в порядке, установленном законодательством.
2. Для оформления и производства расчетов, а также оперативного оформления расчетов и оплаты представителями эксплуатантов до отправления воздушных судов, в аэропортах и предприятиях по наземному обслуживанию создаются Службы сборов, тарифов и цен и производства расчетов за обслуживание воздушных судов (далее - Службы сборов), либо иные подразделения (отделы, группы, центры и т.п.), выполняющие указанные функции и задачи.
2.1. Службы сборов включают диспетчерский состав (для организации обслуживания воздушных судов в соответствии с заключенными договорами, либо по заявкам представителей эксплуатантов, и обеспечения оперативной информации по выполнению обслуживания), экономистов по сборам, тарифам и ценам и бухгалтеров (финансистов).
2.2. В Службах сборов обеспечивается наличие:
- информации, предусмотренной в договорах на обслуживание, заключенных с эксплуатантами воздушных судов (типы и номера бортов воздушных судов, подлежащих обслуживанию, их максимальная взлетная масса, номера рейсов и маршруты следования, виды предусмотренных работ (услуг), перечень взимаемых сборов, тарифов и цен, сроки и порядок проведения расчетов и сверки данных и т.п.);
- оперативной информации и данных учета о выполнении работ (услуг) по обслуживанию воздушных судов службами (отделами) аэропорта (предприятия по наземному обслуживанию);
- информации по уровню сборов, тарифов и цен, зарегистрированных и утвержденных (или утвержденных) в установленном порядке по датам регистрации и (или) утверждения;
- кассы аэропорта (предприятия по наземному обслуживанию).
2.3. Службы сборов осуществляют оформление (организацию оформления) и производство расчетов, ведут соответствующий бухгалтерский и аналитический учет и, в установленные в аэропорте (предприятии по наземному обслуживанию) сроки, представляют в бухгалтерии оборотные ведомости учета по эксплуатантам воздушных судов, сборам, тарифам и ценам за обслуживание воздушных судов и другие данные (в соответствии с требованиями бухгалтерии (финансовой службы)), необходимые для отражения данных учета в бухгалтерской отчетности, заверенные начальником Службы сборов, либо лицом, имеющим его полномочия.
3. Для проведения расчетов за обслуживание воздушных судов в аэропортах, по каждому вылетающему судну производится оформление акта за выполненные работы (услуги) по аэропортовому и наземному обслуживанию воздушных судов по форме "С".
Акт по форме "С" оформляется в четырех экземплярах под одним номером и датой выписки и служит основанием для начисления и взимания платы при выставлении счетов эксплуатантам воздушных судов и оформлении платежных документов.
По работам (услугам) не предусмотренным в форме "С", либо при проведении аэропортом (предприятием по наземному обслуживанию) расчетов только по отдельным комплексам работ (услуг) (аэропортовому обслуживанию, либо обеспечению АвиаГСМ, либо обеспечению бортпитанием и др.), расчеты за обслуживание воздушного судна могут производиться в действующем порядке, на основе соответствующих первичных документов, оформленных на стандартных бланках (сводных загрузочных ведомостей, требований на заправку, накладных и т.п.), без оформления актов по форме "С".
Акт заверяется представителями аэропорта (предприятия по наземному обслуживанию) и эксплуатанта воздушных судов, если иное не предусмотрено договором на обслуживание. В случае необходимости акт оформляется отдельно по прилету и по вылету воздушного судна.
4. Содержание сведений акта по форме "С".
4.1. "Аэропорт посадки" - указывается аэропорт, в котором производится выписка акта (наименование аэропорта, либо город и наименование аэропорта).
4.2. "Поставщик" - указываются сведения о поставщике - аэропорте или предприятии по наземному обслуживанию, выполнившем указанные в акте работы (услуги) (наименование, юридический адрес, банковские реквизиты).
4.3. Пункт 1 "Номер рейса по прилету/по вылету" - указывается: номер рейса, которым воздушное судно прибыло в аэропорт посадки/номер рейса, которым воздушное судно убыло из аэропорта посадки.
4.4. Пункт 2 "Вид и категория полета" - указывается вид полета (внутренний, международный рейс) и категория полета по льготам на оплату аэропортовых сборов (льготный - освобожденный от уплаты аэропортовых сборов; льготный по стоянке - освобожденный от уплаты сбора за сверхнормативную стоянку; со скидкой за взлет-посадку - сбор за взлет-посадку взимается в размере 25% от действующего уровня).