Постановление Правительства РФ от 31 марта 1997 г. N 360 "Об утверждении программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах" стр. 4

4. Провести реформу социальной сферы с целью значительного повышения ее эффективности, включая прекращение субсидирования через цены на товары и услуги и замещение его адресными пособиями нуждающимся в увязке с прожиточным минимумом. Обеспечить соблюдение трудового законодательства и усилить ответственность за его нарушение.
5. Обеспечить реализацию системы государственных минимальных социальных стандартов в сфере потребления, образования, здравоохранения и культуры.
6. Осуществить налоговую реформу, предусмотрев упрощение налоговой системы, повышение сбора налогов при снижении налогового бремени для предприятий. Обеспечить стабилизацию поступлений налогов и сборов в бюджет расширенного правительства, включая пенсионный фонд и внебюджетные социальные фонды, на уровне 32-34 процентов валового внутреннего продукта, в том числе в консолидированный бюджет - на уровне 25-26 процентов валового внутреннего продукта. Ввести в действие Налоговый кодекс, отвечающий этим требованиям.
7. Воздействовать на формирование оптимальной структуры и уровня доходов на основе совершенствования системы налогообложения доходов.
8. Обеспечить уровень накопления в экономике до 27-28 процентов валового внутреннего продукта и создать условия для трансформации сбережений в инвестиции. Повысить долю инвестиций в основной капитал до 22-24 процентов валового внутреннего продукта. Стимулировать инвестиции в высокотехнологичные, наукоемкие отрасли экономики. Создать благоприятный климат для иностранных инвестиций, довести их приток к концу периода до 10 млрд. долларов США в год.
9. Добиться прекращения долларизации экономики, обеспечить укрепление национальной валюты и привлекательность рублевых сбережений. Остановить утечку капитала.
10. Сократить государственные заимствования и обеспечить увеличение их срочности. Снизить доходность государственных ценных бумаг к концу периода до 2-3 процентных пунктов сверх уровня инфляции в расчете на год. Доиться снижения среднего уровня процентных ставок до уровня, обеспечивающего движение капитала в реальный сектор.
11. Обеспечить формирование конкурентоспособного финансового сектора, включающего рынок долгосрочных государственных ценных бумаг (в том числе индексируемых инвестиционных облигаций), систему государственных институтов страхования и гарантирования инвестиций, банки развития с государственным участием, специализирующиеся на инвестировании реального сектора, рынке корпоративных ценных бумаг, коммерческие банки, финансовые, инвестиционные компании и паевые инвестиционные фонды.
12. Решить проблему неплатежей на неинфляционной основе и за счет этого добиться существенного снижения использования бартера и денежных суррогатов в хозяйственном обороте. Ввести ограничения для неплатежеспособных предприятий на использование форм расчетов и методов учета реализации продукции, приводящих к уменьшению поступлений средств на расчетные счета, а также на предоставление коммерческого кредита поставщикам и покупателям, ссуд физическим лицам и иное использование средств предприятий на цели потребления. В частности, ввести нормирование заработной платы и фонда потребления, отнеся выполнение обязательств предприятия по выплате сверхнормативной заработной платы и фонда потребления в очередь после выполнения обязательств перед бюджетами и государственными внебюджетными фондами.
13. Обеспечить защиту интересов отечественных производителей и повышение их конкурентоспособности.
14. Сформировать условия для взаимовыгодной интеграции России в мировую экономику, рационализации ее роли в системе международного разделения труда. Обеспечить достижение устойчивости платежного баланса страны на основе финансирования отрицательного сальдо по текущим операциям притоком капиталов в экономику, преимущественно в виде прямых инвестиций, и ослабления бремени обслуживания внешнего долга в период возобновления экономического роста.
15. Осуществить военную реформу. Изменить структуру расходов бюджета на национальную оборону в пользу затрат, связанных с проведением НИОКР и оснащением Вооруженных Сил современными видами вооружения и военной техники.
16. Продолжить укрепление экономических и финансовых позиций субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления для обеспечения самостоятельности в решении социально-экономических вопросов, относящихся к их ведению. Для комплексного решения этой задачи провести реформирование взаимоотношений бюджетов всех уровней. Обеспечить достижение подлинного бюджетного федерализма.
Реализация настоящей Программы осуществляется в три этапа: 1997 год, 1998 год, 1999-2000 годы.
1997 год
Основное содержание политики 1997 года - ремонетизация экономики (перевод основной части расчетов в денежную форму), подготовка и начало широкомасштабных структурных реформ (реформа предприятий, коммунальная реформа, военная реформа), создание условий для оживления инвестиционного процесса.
Основные задачи в макроэкономической сфере - сокращение процентных ставок до 20-25 процентов в номинальном исчислении, вытеснение из денежного оборота иностранной валюты и не имеющих реального обеспечения квазиденежных инструментов, увеличение оборотных средств предприятий. На этой основе - обеспечение оживления производства.
Существенное повышение сбора налогов, делая основной упор на косвенное налогообложение (таможенные пошлины, алкоголь, автомобили) и налогообложение доходов, оборотов и имущества, локализованных ныне в теневом секторе. Введение методов учета и ценообразования, исключающих занижение налогоплательщиками доходов от реализации продукции. Сокращение чрезмерного налогового бремени путем снижения ставок ряда специфических налогов. Подготовка налоговой реформы, принятие первой части Налогового кодекса, подготовка и представление Налогового кодекса полностью. Предоставление любых налоговых льгот и иных мер государственной поддержки лишь при условии строгого соблюдения налогоплательщиками и предприятиями требований законодательства, налоговой, бюджетной, платежной и договорной дисциплины, экономических нормативов, особенно - обеспечивающих защиту прав акционеров, кредиторов, вкладчиков, деловых партнеров и потребителей.
Жесткое ограничение масштабов внутренних заимствований, их максимально возможное замещение внешними заимствованиями.
Жесткая регламентация отношений по исполнению бюджета. Принятие Бюджетного кодекса. Подготовка мероприятий по реструктуризации расходов консолидированного бюджета.
Начало реализации бюджета развития с закрепленными источниками доходов и особым порядком управления, концентрация ресурсов на осуществлении высокоэффективных проектов. Начало массового притока прямых иностранных инвестиций. Начало осуществления крупных инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов.
Начало реформы предприятий и реструктуризации долгов. Осуществление с участием государства ряда проектов по реструктуризации проблемных предприятий. Принятие нормативных актов, регулирующих инвестиционные процессы и управление государственными пакетами акций. Значительный рост иностранных портфельных инвестиций и курсовой стоимости акций российских предприятий. Денежная приватизация ряда крупных предприятий.
Начало структурной перестройки в отраслях естественных монополий, введение новых механизмов ценообразования, снижение масштабов перекрестного субсидирования, исключающих использование трансфертных цен и дискриминацию потребителей и поставщиков.
В социальной сфере - нормализация выплаты заработной платы, стабилизация доходной базы Пенсионного фонда Российской Федерации, инвентаризация социальных льгот и привилегий. Принятие поправок к законодательству, обеспечивающих целевой характер социальных трансфертов.
Согласование с регионами концепции коммунальной реформы, утверждение схемы снижения дотаций жилищно-коммунальному хозяйству. Подготовка органов местного самоуправления к проведению реформы.
Решение о характере пенсионной реформы - накопительная или солидарная.
1998 год
Основное содержание политики 1998 года - обеспечение существенного роста инвестиций в основные фонды и масштабная реструктуризация бюджетных расходов.
Налоговая реформа. Принятие Налогового кодекса. Введение упрощенной системы налогообложения малого предпринимательства. Принятие бюджета с четко выделенным бюджетом развития и с существенно уменьшенным дефицитом. Введение системы страхования банковских депозитов как условия роста вкладов в банки.
Создание финансовых и институциональных предпосылок для осуществления технологического прорыва в производствах, обладающих потенциальной конкурентоспособностью на мировом и внутреннем рынке товаров.
Полномасштабная реализация реформы предприятий. Существенное увеличение частных инвестиций. Продажа государством остаточных государственных пакетов акций.
Полномасштабное проведение коммунальной реформы. Обеспечение в большинстве регионов полной оплаты населением текущих затрат по содержанию жилья. Существенное сокращение дотаций жилищно-коммунальному хозяйству.
Ликвидация перекрестного субсидирования в отраслях естественных монополий, перевод субсидий в бюджет.
Введение новой системы социальных трансфертов, увязанной с реальными доходами реципиентов. Принятие пакета законодательных актов, нормализующих систему социальных льгот и обеспечивающих адекватные источники их финансирования.
Начало реформ по перестройке здравоохранения и образования. Принятие нормативных актов, запускающих пенсионную реформу.
1999-2000 годы
Основное содержание заключительного этапа реализации настоящей Программы - переход к устойчивому экономическому росту.
В этот период дадут результаты мероприятия по реструктуризации расходной части бюджета: произойдет относительное снижение военных расходов, государственное накопление приблизится к положительным значениям. Станет возможным также существенное увеличение расходов на образование и здравоохранение (в рамках проводимой реформы финансирования этих сфер). Начало пенсионной реформы.
Практически завершится реформа предприятий, произойдет существенное обновление управленческого корпуса, сформируется устойчивая структура собственности. Завершение в основном процесса приватизации.
Начало преодоления отставания технического уровня отраслей, ориентированных на внутренний рынок.
Активная модернизация отечественной обрабатывающей промышленности. Рост доли продукции высокой степени обработки в экспорте.
Логика реализации Программы отражена в следующей схеме:

Схема реализации программы Правительства Российской Федерации "Структурная перестройка и экономический рост в 1997-2000 годах"

┌──────────────┐ ┌─────────────┐ ┌──────────────────┐
│Рост доходов и│<──────────┤Экономический│<──────────┤ Прогрессивные │
│ потребления │ │ рост │<───┐ │структурные сдвиги│
└──────────────┘ └┬───┬────────┘ └─────┐└─┬──────┬──────┬─┬┘
 ┌──────────────^ ^ ┌────────┐ │ ^ ^ ^ ^
│ ┌────────┴───┐ ┌─┤ Бюджет ├─┼──┘┌─────┴─────┐│ │
│ │Накопления и│ │ │развития│ │ │Привлечение││ │
│ │ инвестиции │<─┤ └────────┘ │ │иностранных││ │
 ┌────────┴─────┐ └────────┬─┬─┘ └────────────┼───┤инвестиций ││ │
┌──>│Макроэкономи- │<───────┐ ^ ^──┐ │ └───┬───┬─┬┬┘│ └┐
│┌─>│ческие условия│ │ └─┐ │ ┌───────────┴────┐ ^ ^ ^^ │ │
││ └────────┬─────┘ ┌─────┴────┐│ │ │Институциональ- │ │ │ ││ │ │
││ ^ │Реструкту-││ │ │ные преобразо- │ │ │ │└─┼─┐│